Федеральный закон принят Государственной Думой 17 декабря 2019 года и одобрен Советом Федерации 23 декабря 2019 года.
Справка Государственно-правового управления
Федеральный закон направлен на совершенствование регулирования нотариальной деятельности посредством расширения возможностей для использования информационных технологий.
Для этих целей Федеральным законом предусматриваются следующие правовые механизмы:
автоматизированная проверка информации о нотариальном документе с использованием машиночитаемой маркировки, размещённой на нотариальном документе;
удалённое совершение отдельных нотариальных действий;
удостоверение сделки двумя и более нотариусами при её совершении двумя и более лицами без их совместного присутствия;
удостоверение равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом в ином формате, электронному документу, представленному нотариусу;
установление личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица посредством единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку биометрических персональных данных;
принятие нотариусом на хранение электронных документов.
Федеральным законом уточняются положения:
об ответственности нотариусов в случае удостоверения сделки двумя и более нотариусами;
о ведении реестров единой информационной системы нотариата, а также о об исправлении допущенных в таких реестрах технических ошибок;
о взаимодействии единой информационной системы нотариата с другими информационными системами;
о порядке отказа в совершении исполнительной надписи нотариусом;
о взыскании задолженности в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, совершаемых нотариусом;
о получении выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества;
о подаче нотариусом заявления о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав, подписанного усиленной квалифицированной подписью нотариуса или представленного в форме электронного образа документа, подписанного такой электронной подписью.
Кроме того, нотариусу предоставляется право получать:
от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, – сведения о номерах банковских счётов, вкладах (депозитах), наименованиях и местах нахождения банков и иных кредитных организаций, в которых были открыты банковские счета, вклады (депозиты) наследодателя (в связи с ведением наследственного дела);
от Пенсионного фонда Российской Федерации – сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета физического лица, о размере пенсии, недополученной наследодателем.
Кроме того, предусматривается обязанность Федеральной нотариальной палаты ежедневно и круглосуточно обеспечивать с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет предоставление отдельных сведений об открытии наследственного дела.
Федеральным законом предусматриваются иные изменения, направленные на совершенствование использования информационных технологий при осуществлении нотариальной деятельности.