Федеральный закон принят Государственной Думой 18 декабря 2019 года и одобрен Советом Федерации 23 декабря 2019 года.
Справка Государственно-правового управления
Федеральным законом предусмотрен ряд изменений, вносимых в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и направленных на повышение эффективности и оперативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Совершенствуется процедура проведения запроса котировок в электронной форме. Помимо этого увеличивается (с 500 тысяч рублей до 3 миллионов рублей) начальная (максимальная) цена контракта, при которой допускается осуществление закупок путём проведения запроса котировок в электронной форме. При этом годовой объём таких закупок не должен превышать десять процентов совокупного годового объёма закупок заказчика.
Допускается осуществление закупки товара на сумму до 3 миллионов рублей у единственного поставщика, если закупка осуществляется в электронной форме. Такие закупки проходят на электронной площадке, а для участия в них достаточно разместить на этой площадке предварительное предложение о поставке товара, которое заказчик получает при соответствии этого предложения его требованиям.
Таким образом, предусматривается создание «электронного магазина», где заказчик может оперативно приобрести необходимый ему товар, что повысит эффективность, результативность и прозрачность закупок.
Уточняется предмет контракта жизненного цикла, в частности заказчик вправе заключить такой контракт, если его предметом являются новые машины и оборудование, а также в иных установленных Правительством Российской Федерации случаях.
Федеральным законом также предусматривается необходимость согласования с контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания несостоявшимся конкурса, аукциона или запроса предложений в связи с наличием только одной заявки, соответствующей установленным заказчиком требованиям, либо в случае признания только одной заявки, соответствующей таким требованиям. При этом Правительство Российской Федерации определяет предельный размер начальной (максимальной) цены контракта, при котором осуществляется такое согласование, что позволит избежать создания избыточных административных барьеров и роста временных затрат заказчика при осуществлении закупок.
В целях реализации национальных проектов устанавливаются особенности заключения контрактов, предметом которых может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объектов капитального строительства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В частности, предметом такого контракта наряду с названными работами может являться поставка медицинского оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта, если это предусмотрено его проектной документацией.
Действие Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не распространяется на заключение соглашений об установлении сервитутов, поскольку порядок заключения таких соглашений регулируется земельным законодательством и не может в полной мере соответствовать требованиям этого Федерального закона.