Федеральный закон принят Государственной Думой 17 июля 2019 года и одобрен Советом Федерации 23 июля 2019 года.
Справка Государственно-правового управления
Федеральный закон направлен на обеспечение кардинального снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, в том числе на уменьшение не менее чем на 20 процентов совокупного объёма выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в наиболее загрязнённых городах.
В этих целях Федеральным законом предусматривается проведение с 1 января 2020 года по 31 декабря 2024 года эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах, в первую очередь в городах Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите.
Согласно Федеральному закону в этих городах должны быть реализованы комплексные планы мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с учётом сводных расчётов допустимого в них негативного воздействия на окружающую среду.
На основе результатов сводных расчётов Роспотребнадзором проводится оценка риска для здоровья человека и определяются перечень приоритетных загрязняющих веществ (загрязняющие вещества, выбросы которых влияют на превышение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха и создают риски для здоровья человека на территории эксперимента) и перечень квотируемых объектов (всех основных источников загрязнения атмосферного воздуха, таких как автотранспорт, объекты жилищно-коммунального хозяйства, промышленные предприятия).
В отношении приоритетных загрязняющих веществ для квотируемых объектов Росприроднадзором определяются допустимые вклады в концентрации их в атмосферном воздухе и устанавливаются квоты выбросов (величины допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух).
На основные предприятия-загрязнители возлагается обязанность по разработке и реализации мероприятий по достижению установленных квот выбросов, а в случае если предприятие не может реализовать в период эксперимента данные мероприятия непосредственно на своём производстве, предусмотрена возможность осуществления компенсационных мероприятий, перечень которых будет утверждаться субъектом Российской Федерации (например, озеленение территорий, рекультивация свалок и т. д.).
Одновременно на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации возлагается обязанность осуществлять меры по достижению квот выбросов на объектах транспортной, коммунальной, социальной инфраструктуры в рамках реализации комплексных планов осуществления таких мероприятий.
Для информационного обеспечения мероприятий по снижению загрязнения атмосферного воздуха и получения достоверной информации о результатах их реализации планируется создание федеральной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха в указанных 12 городах.
Результаты проведения сводных расчётов будут использованы в целях определения фонового уровня загрязнения воздуха при нормировании выбросов, а также в целях определения мест размещения объектов промышленности, транспортной и социальной инфраструктуры при разработке генеральных планов поселений и городских округов.
Вступление в силу Федерального закона позволит обеспечить снижение негативного воздействия на окружающую среду и реализацию федерального проекта «Чистый воздух» национального проекта «Экология» во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».