Федеральный закон принят Государственной Думой 11 декабря 2018 года и одобрен Советом Федерации 21 декабря 2018 года.
Справка Государственно-правового управления
В целях повышения заинтересованности сельскохозяйственных товаропроизводителей в заключении договоров страхования имущественных интересов, связанных с производством сельскохозяйственной продукции, а также обеспечения эффективности государственной поддержки в сфере агрострахования в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» вносятся изменения, предусматривающие:
расширение перечня событий, следствием воздействия которых (всех, нескольких или одного из них) явилась утрата (гибель) урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений, сельскохозяйственных животных. В частности, перечень дополняется такими явлениями, как сильный ливень, сильный и (или) продолжительный дождь, раннее появление или установление снежного покрова, промерзание верхнего слоя почвы, половодье, возникновение на территории страхования очага заразной болезни животных, для ликвидации которого производится убой (уничтожение) сельскохозяйственных животных;
исключение количественного показателя, характеризующего масштабы утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, в том числе посадок многолетних насаждений. Страховая выплата при наступлении страхового случая будет осуществляться при любом снижении фактического урожая сельскохозяйственных культур по сравнению с запланированным урожаем и при потере многолетними насаждениями жизнеспособности на любой площади;
уточнение порядка, условий и сроков заключения договора сельскохозяйственного страхования. Устанавливается, что договор может быть заключён в отношении как одного, так и нескольких видов сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений, сельскохозяйственных животных, объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства);
снижение страховой суммы (с 80 до 70 процентов стоимости объекта сельскохозяйственного страхования), на которую заключается договор страхования, вследствие чего финансовая нагрузка на сельскохозяйственного товаропроизводителя уменьшится;
уточнение процедуры экспертизы, которая проводится при наличии разногласий сторон по договору сельскохозяйственного страхования. Экспертиза будет проводиться на основании обследования объектов страхования, если обследование возможно на момент проведения экспертизы, а также на основании представленных страховщиком и (или) страхователем документов, информации и материалов, полученных в том числе в результате мониторинга с использованием авиационных и космических средств, что позволит объективно подтвердить факт наступления страхового случая и, соответственно, правильно определить размер причинённого страхователю вреда;
возможность установления в договоре страхования сельскохозяйственных культур или многолетних насаждений гибкого размера безусловной франшизы (самостоятельного покрытия страхователем части убытка) – от 10 до 50 процентов страховой суммы. При страховании сельскохозяйственных животных размер франшизы будет зависеть от вида, пола и возраста животного (при страховании объектов товарной аквакультуры – от возраста), но в любом случае размер покрываемого сельскохозяйственным товаропроизводителем убытка не превысит 30 процентов размера страховой суммы.
Федеральным законом также устанавливаются требования к нормативным правовым актам высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которыми определяется порядок оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования.