Федеральный закон принят Государственной Думой 20 ноября 2018 года, одобрен Советом Федерации 23 ноября 2018 года.
Справка Государственно-правового управления
Федеральный закон направлен на совершенствование судебной системы Российской Федерации, унификацию правил судебного разбирательства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах и предусматривает комплексные изменения ряда федеральных законов, таких как Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, «О мировых судьях в Российской Федерации», «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», «О третейских судах в Российской Федерации», «О противодействии экстремистской деятельности», «Об исполнительном производстве» и некоторых других.
Изменения в указанные процессуальные кодексы вносятся в связи с принятием Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» и касаются полномочий апелляционных инстанций судов общей юрисдикции, процедур обжалования и рассмотрения дел в создаваемых кассационных и апелляционных судах общей юрисдикции, процедуры рассмотрения дел в Верховном Суде Российской Федерации в качестве кассационной и надзорной инстанции.
Для представителей сторон в суде при ведении гражданских и арбитражных дел вводится требование о наличии высшего юридического образования, однако оно не распространяется на гражданские дела, рассматриваемые мировыми судьями и районными судами.
Вносятся также изменения, согласно которым повышается порог цены иска по арбитражным делам, рассматриваемым в порядке упрощённого производства: до 400 тыс. рублей для индивидуальных предпринимателей и до 800 тыс. рублей для юридических лиц. Порог цены иска по гражданским и арбитражным делам приказного производства устанавливается в пределах 500 тыс. рублей.
Предусматривается, что к делам, которые будут рассматриваться по правилам административного судопроизводства, относятся дела о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещённой, дела о признании информационных материалов экстремистскими.
Устанавливаются дополнительные идентификационные требования к ответчикам, а также требования к оформлению исполнительных листов.
Кроме того, в процессуальные кодексы вносится ряд изменений, имеющих уточняющий и унифицирующий характер.
Федеральным законом термин «подведомственность», использующийся применительно к разграничению полномочий между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, исключается или заменяется термином «компетенция», в связи с чем также вносятся корреспондирующие изменения в ряд федеральных законов.