Федеральный закон принят Государственной Думой 25 октября 2017 года и одобрен Советом Федерации 8 ноября 2017 года.
Справка Государственно-правового управления
Федеральным законом ратифицируется Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – Соглашение), подписанное в пос. Бурабай (Республика Казахстан) 16 октября 2015 года.
Соглашение направлено на установление форм сотрудничества в области предупреждения чрезвычайных ситуаций в государствах – участниках СНГ, на определение порядка предоставления взаимной помощи в ликвидации таких ситуаций, а также на оказание содействия формированиям, следующим через территории государств – участников СНГ для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основными формами сотрудничества, предусмотренными Соглашением, являются: взаимное оповещение о чрезвычайных ситуациях, прогнозирование и мониторинг чрезвычайных ситуаций, планирование и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обмен опытом по организации подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, обмен информацией о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе периодическими изданиями, методической и другой литературой, видео- и фотоматериалами, организация совместных конференций, семинаров, рабочих совещаний, учений, тренировок и специализированных выставок, подготовка специалистов на договорной основе, обмен стажёрами, преподавателями, учёными и специалистами.
Соглашение не налагает на Стороны жёстких обязательств по оказанию помощи. Решение об оказании Российской Федерацией помощи другим государствам – участникам СНГ или о получении от них помощи в рамках Соглашения в каждом конкретном случае будет приниматься в установленном порядке Правительством Российской Федерации на основании согласованных предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, исходя из экономических возможностей и целесообразности. Упрощение транзита формирований по оказанию помощи в соответствии с национальным законодательством Сторон – государств транзита положительно скажется на оперативности оказания помощи, в том числе при следовании таких формирований на территории третьих государств.
Соглашение содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. Так, пунктом 5 статьи 8 Соглашения предусмотрено, что воздушные суда, входящие в состав оснащения формирования по оказанию помощи, освобождаются от аэронавигационных, аэропортовых и других видов сборов (платежей), при этом в соответствии со статьёй 64 Воздушного кодекса Российской Федерации оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе. В связи с этим на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» Соглашение подлежит ратификации.
Соглашение заключено на неопределённый срок с возможностью каждой из Сторон выйти из него, направив депозитарию письменное уведомление о своём намерении не позднее чем за 6 месяцев до выхода и урегулировав финансовые и иные обязательства, возникшие за время действия Соглашения.
Соглашение в полной мере отвечает интересам Российской Федерации.
Реализация Соглашения не потребует дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.