Распоряжением главы государства статс-секретарь – заместитель Министра обороны Николай Панков назначен официальным представителем Президента при рассмотрении палатами Федерального Собрания вопроса о ратификации Соглашения.
* * *
Пояснительная записка к проекту федерального закона «О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности в области перевозок воинских и других формирований, их движимого имущества, а также продукции военного назначения»
Соглашение о сотрудничестве государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности в области перевозок воинских и других формирований, их движимого имущества, а также продукции военного назначения (далее – Соглашение) подписано в Душанбе 15 сентября 2015 года.
Положениями Соглашения определяется порядок взаимодействия Сторон при планировании и выполнении перевозок воинских и других формирований, движимого имущества, продукции военного назначения, их транзите через территории Сторон и (или) через территорию государства, не являющегося участником Соглашения, а также порядок обеспечения безопасности таких перевозок, в том числе в случае проведения совместных мероприятий или командно-штабных и войсковых учений, участия в миротворческих операциях, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, выполнения перевозок к местам постоянной или временной дислокации.
Такие перевозки (транзит) осуществляются на основании заявок грузоотправителей после их предварительного согласования и планирования с уполномоченными органами Сторон (на соответствующем виде транспорта), о назначении которых Стороны информируют депозитария, направившего Сторонам перечень этих уполномоченных органов.
Заявка на согласование перевозки представляется уполномоченными органами направляющей Стороны в уполномоченные органы принимающей (транзитной) Стороны не позднее чем за 30 суток до начала соответствующей перевозки в установленном этой Стороной порядке. Срок рассмотрения заявки принимающей (транзитной) Стороной не может превышать 15 суток со дня поступления заявки.
Заявки на планирование перевозки продукции военного назначения, поставляемой предприятиями оборонной промышленности по отдельным контрактам (договорам), заключаемым между субъектами военно-технического сотрудничества, представляются в уполномоченные органы и органы исполнительной власти, в ведении которых находятся эти грузы.
При осуществлении перевозок пересечение государственных и таможенных границ Сторон производится в согласованных принимающей (транзитной) Стороной пунктах пропуска, которые определяются международными договорами и национальными законодательствами Сторон.
Личный состав перевозимого воинского формирования пересекает государственные границы Сторон по именным спискам и при предъявлении установленных национальным законодательством направляющей Стороны соответствующих документов на право въезда и выезда с её территории.
Перевозимые грузы могут сопровождаться представителями грузоотправителя (специалистами) либо вооружённой охраной (караулом) на всём маршруте перевозки.
Перечни грузов, подлежащих охране и сопровождению, устанавливаются по согласованию Сторон, участвующих в перевозках, в соответствии с законодательствами поставляющей и принимающей (транзитной) Сторон.
Ввоз оружия вооружённой охраны (караула) на территорию принимающей (транзитной) Стороны осуществляется с разрешения её компетентных органов. В соответствии с Соглашением Стороны допускают применение оружия и физической силы вооружённой охраной (караулом), а также представителями сопровождающих служб принимающей (транзитной) Стороны при осуществлении мер по обеспечению сохранности перевозимого груза и собственной безопасности.
Пограничный и иные виды государственного контроля при осуществлении перевозок проводятся компетентными органами Сторон в первоочередном порядке в соответствии с национальными законодательствами Сторон. Совершение таможенных операций в отношении грузов направляющей Стороны осуществляется на основании выписки из согласованного плана соответствующих перевозок (транзита) уполномоченного органа принимающей (транзитной) Стороны без взимания всех видов пошлин, налогов и сборов.
На лиц, входящих в состав перевозимого воинского и другого формирования, вооружённой охраны (караула) и на специалистов не распространяется визовый контроль при въезде на территорию принимающей (транзитной) Стороны и при выезде с её территории. На них также не распространяется законодательство принимающей (транзитной) Стороны в части, касающейся регистрации иностранных граждан и осуществления контроля за ними.
Принимающая (транзитная) Сторона отказывается от предъявления направляющей Стороне каких‑либо претензий, касающихся возмещения ущерба, нанесённого физическим или юридическим лицам и связанного со смертью, телесными повреждениями и лишением трудоспособности её граждан, граждан третьих стран и лиц без гражданства на её территории, а также ущерба, нанесённого её недвижимому и иному имуществу, природным ресурсам, культурным и историческим ценностям, если в результате проведённого расследования с участием представителей направляющей Стороны установлено, что такой ущерб нанесён лицами, входящими в состав перевозимых воинских и других формирований, вооружённой охраной (караулом) или специалистом при осуществлении мер по обеспечению сохранности перевозимого груза и собственной безопасности.
В иных случаях такой ущерб возмещается в соответствии с национальным законодательством принимающей (транзитной) Стороны.
При совершении правонарушения лицом, входящим в состав перевозимого воинского и другого формирования, вооружённой охраной (караулом) или специалистом они несут ответственность в соответствии с национальным законодательством Стороны, на территории которой было совершено правонарушение, за исключением случаев, если:
правонарушение совершено против направляющей Стороны или лица, входящего в состав перевозимого воинского и другого формирования, вооружённой охраны (караула) или специалиста;
по результатам совместного расследования Сторон установлено, что такое правонарушение совершено в связи с исполнением обязанностей по перевозке груза или обеспечением собственной безопасности.
Оказание неотложной медицинской помощи личному составу перевозимого воинского и другого формирования, вооружённой охраны (караула) и специалистам осуществляется на безвозмездной основе Стороной, на территории которой они находятся.
Транзит по территориям государств, не являющихся участниками Соглашения, осуществляется в порядке, предусмотренном соответствующими договорами, заключёнными принимающей или направляющей Стороной с такими государствами.
Реализация Соглашения будет обеспечиваться за счёт бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год федеральным органам исполнительной власти, и не повлечёт дополнительных расходов из федерального бюджета.
Соглашение в полной мере отвечает интересам Российской Федерации. Его реализация позволит оперативно решать задачи по переброске сил и средств Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в зоны её ответственности в целях пресечения вызовов и угроз, по доставке воинского имущества для российских военных баз за рубежом в целях обеспечения их функционирования и поддержания боевой готовности, а также продукции военного назначения для оснащения вооружённых сил союзников Российской Федерации по ОДКБ.
Соглашение действует в течение срока действия Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года.
В соответствии с подпунктами «а» и «г» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» Соглашение подлежит ратификации, так как содержит положения иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, в частности о нераспространении на иностранных граждан, входящих в состав перевозимых воинских и других формирований, вооружённой охраны (караула) и специалистов, правил миграционного учёта иностранных граждан в Российской Федерации, а также содержит положения, затрагивающие вопросы обороноспособности Российской Федерации.