Официальным представителем Президента России при рассмотрении вопроса о ратификации Протокола палатами Федерального Собрания назначен заместитель Министра иностранных дел Сергей Рябков.
Пояснительная записка к проекту федерального закона о ратификации Протокола
Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии (далее – Договор) был подписан в Семипалатинске 8 сентября 2006 года представителями пяти центральноазиатских государств (Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан, Туркменистан и Республика Узбекистан), ратифицирован всеми этими государствами и вступил в силу 21 марта 2009 года.
Договором предусматривается, что все его участники отказываются от разработки, производства или приобретения иным образом ядерного оружия, обладания им или осуществления контроля над ним, от размещения или транспортировки ядерного оружия любым способом, от испытания или применения ядерного оружия, а также обязуются не допускать на своей территории такие действия со стороны других государств.
К Договору прилагается Протокол, открытый для подписания государствами, обладающими ядерным оружием, в соответствии с которым они обязуются не применять ядерное оружие и не угрожать его применением против государств – участников Договора, а также не содействовать никакому акту, представляющему собой нарушение Договора (не испытывать, не поддерживать и не поощрять испытания любого ядерного взрывного устройства, его размещение либо транспортировку в пределах зоны, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии).
В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 6 мая 2014 года № 139-рп Россия подписала Протокол 6 мая 2014 года одновременно со всеми государствами, обладающими ядерным оружием, сделав при подписании заявление относительно сферы его действия, с тем чтобы избежать возможности иного толкования этого положения государствами – участниками Договора, а также традиционную оговорку о том, что Россия не будет считать себя связанной обязательствами, предусмотренными Протоколом, в случае нападения на Российскую Федерацию, Вооружённые Силы Российской Федерации или другие войска, на её союзников или на государство, с которым она связана обязательствами в отношении безопасности, осуществляемого или поддерживаемого государством, не обладающим ядерным оружием, совместно с государством, обладающим ядерным оружием, или при наличии союзнических обязательств перед этим государством.
Кроме того, была сделана оговорка о том, что Российская Федерация оставляет за собой право не считать себя связанной обязательствами, предусмотренными Протоколом, в случае если любое государство – участник Договора в соответствии со статьёй 4 Договора допустит заход в свои порты и посадку на свои аэродромы иностранных военных судов и летательных аппаратов с ядерным оружием или другими ядерными взрывными устройствами на борту, а также в любой форме транзит через свою территорию ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств.
Заявления в отношении обязательств, предусмотренных Протоколом, при подписании сделали также Великобритания и Франция (Китай подобные заявления и оговорки не делает, а в США это традиционно происходит при ратификации Протокола).
Для подтверждения позиции России, заявленной при подписании Протокола, предлагается ратифицировать его с соответствующими оговорками и заявлением.
Ратификация Протокола станет дополнительным существенным вкладом Российской Федерации в укрепление режима нераспространения ядерного оружия.
Реализация Протокола не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета. Его положения не содержат правил иных, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В связи с тем, что Протокол затрагивает вопросы обеспечения международного мира и безопасности, и принимая во внимание статью 5 Протокола, он подлежит ратификации в соответствии с подпунктом «г» пункта 1 и пунктом 2 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации».