Распоряжением главы государства официальным представителем Президента России при рассмотрении палатами Федерального Собрания вопроса о ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военно-техническом сотрудничестве назначен заместитель Министра обороны Николай Панков.
Пояснительная записка к проекту федерального закона «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военно-техническом сотрудничестве»
Во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 года № 462-рп «О подписании Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военно-техническом сотрудничестве» в Москве 24 декабря 2013 года подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военно-техническом сотрудничестве (далее – Договор).
Предметом Договора является порядок осуществления Сторонами поставок продукции военного назначения (далее – ПВН) для национальных вооружённых сил, воинских формирований, правоохранительных органов и специальных служб Сторон. Договором предусматривается установление благоприятного режима взаимодействия Сторон в области разработки, производства, эксплуатации, ремонта, модернизации, продления сроков использования, а также утилизации вооружения и военной техники.
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 19 июля 1998 года № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» основными методами осуществления государственного регулирования и реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества (далее – ВТС) являются лицензирование ввоза и вывоза ПВН и недопущение участия в ВТС российских организаций, не получивших права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН.
На основании Договора перемещение ПВН с территории одной Стороны на территорию другой Стороны будет осуществляться по выпискам из перечней, выдаваемым уполномоченными органами Сторон, без принятия соответствующих решений о поставках ПВН и выдачи лицензий. Контракты предполагается заключать как между организациями – субъектами ВТС, так и между организациями, не имеющими права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН.
Таким образом, Договор содержит нормы иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В связи с этим и в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» Договор подлежит ратификации.
Предполагается, что после ратификации механизм реализации Договора будет в установленном порядке определён Президентом Российской Федерации и позволит регулировать порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти на этапах формирования перечней, их согласования, утверждения, заключения контрактов на поставки по перечням, регистрации таких контрактов и контроля за их реализацией.