Федеральный закон принят Государственной Думой 20 июня 2014 года и одобрен Советом Федерации 25 июня 2014 года.
Справка Государственно-правового управления
Федеральный закон направлен на уточнение и совершенствование правового регулирования вопросов исчисления, уплаты и администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В федеральные законы «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» вносятся изменения, предусматривающие снижение количества работников (до 25), при котором работодатели – плательщики страховых взносов в государственные внебюджетные фонды обязаны представлять отчётность по страховым взносам в форме электронных документов.
Федеральным законом предлагается изменить круг лиц, застрахованных по обязательному пенсионному страхованию.
В настоящее время Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» к числу застрахованных лиц относит временно пребывающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, заключивших трудовой договор на неопределённый срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.
Федеральным законом предусматривается, что с 2015 года иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории Российской Федерации, будут признаваться застрахованными по обязательному пенсионному страхованию с момента заключения с ними трудового договора, по которому осуществляется деятельность (с первого дня работы на территории Российской Федерации), независимо от вида такого трудового договора и срока, на который он заключается.
Эта мера направлена на исключение случаев уклонения от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и повышение гарантий пенсионного обеспечения работников, а также на выравнивание рынка труда, поскольку уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для работодателей, нанимающих граждан Российской Федерации, и работодателей, нанимающих иностранных граждан, станет одинаковой.
Также расширяется перечень страхователей, самостоятельно обеспечивающих себя работой, к числу которых (наряду с индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами) будут отнесены арбитражные управляющие.
В Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» вносятся изменения, согласно которым расширяется перечень выплат, подлежащих обложению страховыми взносами. Взносами будут облагаться выходное пособие и средний месячный заработок, сохраняемый на период трудоустройства в части, превышающей трёхкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей), а также компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трёхкратный размер их среднего месячного заработка.
Аналогичные изменения вносятся в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Названный Федеральный закон дополняется новыми нормами, устанавливающими общие условия предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов (стихийное бедствие, технологическая катастрофа или иные обстоятельства непреодолимой силы, непредоставление или несвоевременное предоставление бюджетных ассигнований, сезонный характер работ), обстоятельства, исключающие такую возможность, а также процедуру предоставления отсрочки (рассрочки).
В этот Федеральный закон также вносятся изменения, предусматривающие ответственность банков за непредставление (несвоевременное предоставление) органам контроля за уплатой страховых взносов соответствующих сведений о наличии счетов у плательщиков страховых взносов, об остатках денежных средств на счетах, операциях на счетах или за предоставление недостоверных сведений.
Помимо этого названный Федеральный закон дополняется нормами, уточняющими полномочия органов контроля за уплатой страховых взносов и процедуру проведения проверок плательщиков страховых взносов.