Федеральный конституционный закон принят Государственной Думой 23 мая 2014 года и одобрен Советом Федерации 28 мая 2014 года.
Справка Государственно-правового управления
Федеральный конституционный закон направлен на оптимизацию процедуры конституционного судопроизводства для повышения её эффективности и на совершенствование порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации (далее – Конституционный Суд).
В целях уточнения полномочий Конституционного Суда часть первая статьи 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» дополняется полномочием по проверке на соответствие Конституции Российской Федерации вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации (аналогичная норма содержится в Федеральном конституционном законе «О референдуме Российской Федерации»).
С учётом сложившейся практики конституционного судопроизводства в Российской Федерации федеральным конституционным законом предусматриваются дополнительные случаи рассмотрения определённой категории дел в заседаниях Конституционного Суда без проведения слушаний.
В целях повышения оперативности деятельности Конституционного Суда вводится норма, согласно которой Конституционный Суд правомочен осуществлять свою деятельность при наличии двух третей от общего числа судей (в прежней редакции трёх четвёртых). Кроме того, предусматривается норма, в соответствии с которой если в случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда число судей окажется менее двух третей от общего числа судей, представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии. Для того чтобы не допустить прерывания деятельности Конституционного Суда по причине отсутствия кворума, вводится норма, согласно которой, если в случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда по предусмотренным федеральным конституционным законом основаниям число судей окажется менее двух третей от общего числа судей, он продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи.
Уточняется перечень оснований для признания обращения заявителя не соответствующим установленным требованиям. Предусматривается норма, согласно которой обращение не может быть признано допустимым в связи с истечением на момент подачи индивидуальной или коллективной жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод срока (не более одного года) со дня завершения рассмотрения в суде конкретного дела, в котором применён оспариваемый закон.
Закрепляются положения, расширяющие границы допустимости запроса в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативного акта. Кроме установленных к числу допустимых отнесены случаи, связанные с принятием межгосударственным органом по защите прав и свобод человека решения, в котором констатируется нарушение в Российской Федерации прав и свобод человека при применении соответствующего нормативного акта или договора.
Уточняются и некоторые другие положения Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».