Справка Государственно-правового управления к Указу:
Необходимость признания утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 года №629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» (далее – Указ №629), регулирующего отношения в области валютного регулирования и валютного контроля, вызвана тем, что Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №50, ст. 4859; 2004, №27, ст. 2711; 2005, №30, ст. 3101; 2006, №31, ст. 3430; 2007, №1, ст.30; №22, ст. 2563; №29, ст. 3480; №45, ст. 5419) (далее – Закон) не предусматривает возможности регулирования валютных правоотношений нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Кроме того, признание утратившим силу Указа №629 также обусловлено следующим.
Абзацем первым пункта 2 Указа №629 установлена обязательная продажа валютной выручки в размере 50 процентов валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) предприятий независимо от форм собственности и места регистрации, включая предприятия с участием иностранных инвестиций.
Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 26 Закона действие статьи 21 Закона «Обязательная продажа части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» прекращено с 1 января 2007 года.
В соответствии с абзацем третьим пункта 2 Указа №629 Федеральное казначейство уполномочено производить покупку валютных средств у Центрального банка Российской Федерации для целей обслуживания внешнего долга, осуществления безусловных валютных платежей и удовлетворения других государственных нужд. Принятие постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года №803 «О проведении валютных операций Федеральным казначейством» обеспечило условия для отмены данной нормы Указа №629.
Согласно абзацу первому пункта 8 Указа №629 валютная выручка от экспорта или реализации за иностранную валюту на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, если иное не разрешено Банком России. В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 19 Закона резиденты при осуществлении внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено Законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них либо возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Абзацем вторым пункта 8 Указа №629 предусматривается, что нарушение указанного порядка зачисления валютной выручки предприятиями-резидентами влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вместе с тем административная ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, установлена частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Кроме того, согласно абзацу третьему пункта 8 Указа №629 уплата штрафа не освобождает предприятия от обязательного перевода валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации. Данное положение аналогично части 4 ст. 4.1 КоАП, устанавливающей, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
Проектом указа предусмотрено признание утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №1406 «О реализации на внешнем рынке золотосодержащего концентрата, произведенного на руднике «Веселый» в Республике Горный Алтай» в связи с тем, что абзац первый пункта 1 данного Указа Президента Российской Федерации имеет ограниченный по времени срок действия, а в абзаце втором содержится ссылка на признаваемый утратившим силу Указ №629.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 1999 года №334 «Об изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки», пунктом 1 Перечня изменений, вносимых в акты Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2000 года №1358 «О внесении изменений в акты Президента Российской Федерации», пунктом 1 Перечня изменений, вносимых в Указы Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 2003 года №410 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и пунктом I Указа Президента Российской Федерации от 23 февраля 2005 года №202 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации и признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года №1556 «О Федеральном казначействе» вносились изменения в Указ №629. В этой связи проектом указа Президента Российской Федерации «О признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» предусмотрено признание утратившими силу указанных актов Президента Российской Федерации.
Принятие указа Президента Российской Федерации «О признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» не приведет к отрицательным социально-экономическим и иным последствиям и не предполагает дополнительных затрат средств федерального бюджета.