Пояснительная записка к проекту федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»
Разработка проекта федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (далее – законопроект) обусловлена объединением Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое предусмотрено проектом закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».
Согласно предлагаемой новой редакции статьи 126 Конституции Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и даёт разъяснения по вопросам судебной практики. Исходя из этого, в статье 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», регулирующей статус и полномочия Верховного Суда Российской Федерации, согласно законопроекту Верховный Суд Российской Федерации определяется в качестве высшего судебного органа по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с данным Федеральным конституционным законом. Устанавливается, что Верховный Суд Российской Федерации рассматривает гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций. Кроме того, определено, что Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесённые к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Законопроектом предусматривается, что полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации будут устанавливаться отдельным федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации.
В связи с тем, что Верховный Суд Российской Федерации будет призван осуществлять судебный надзор за деятельностью как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов и не будет относиться к системе судов общей юрисдикции, законопроектом предусматривается внесение соответствующих изменений в положения статьи 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», устанавливающие перечень видов федеральных судов.
В связи с объединением Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в организацию деятельности судебной системы Российской Федерации также вносятся следующие изменения.
Дисциплинарное судебное присутствие, формировавшееся из судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, подлежит упразднению, а рассмотрение относящихся к его подсудности судебных дел передаётся в компетенцию Верховного Суда Российской Федерации.
Обеспечение деятельности как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов будет осуществляться Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон должен вступить в силу через шесть месяцев после вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».