Федеральный закон принят Государственной Думой 25 октября 2013 года и одобрен Советом Федерации 30 октября 2013 года.
Справка Государственно-правового управления
Федеральный закон направлен на совершенствование правового обеспечения противодействия терроризму, повышение эффективности применения мер уголовной ответственности к лицам, осуществляющим незаконный экспорт научно-технической продукции, которая может быть использована при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники и в отношении которой установлен экспортный контроль, а также на осуществление уголовного преследования лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, в осуществлении деятельности которых принимает участие государство, и использующих свои полномочия вопреки законным интересам этих организаций.
В частности, Федеральным законом устанавливается уголовная ответственность: в статье 2053 Уголовного кодекса Российской Федерации – за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности; в статье 2054 Уголовного кодекса Российской Федерации – за организацию террористического сообщества и участие в нём; в статье 2055 Уголовного кодекса Российской Федерации – за организацию деятельности террористической организации. В части первой статьи 208 Уголовного кодекса Российской Федерации увеличивается размер наказания в виде лишения свободы с ограничением свободы, а в части второй уточняются признаки состава участия в вооружённом формировании, не предусмотренном законодательством Российской Федерации. Вносятся также корреспондирующие изменения в статьи 35, 79, 92, 1041 и 2822 Уголовного кодекса Российской Федерации, в статьи 3 и 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также в статьи 30, 31, 100 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, создаётся механизм проверки законности происхождения имущества у близких родственников лица, совершившего террористический акт, у лиц, состоящих с ним в родстве (свойстве), и иных лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги ему в силу сложившихся личных отношений, при наличии достаточных оснований полагать, что данное имущество получено в результате террористической деятельности и (или) является доходом от такого имущества. Предусматривается возможность возмещения причинённого в результате террористического акта вреда за счёт средств указанных лиц, а также устанавливается механизм признания террористической организацией, деятельность которой подлежит запрещению (а при наличии организационно-правовой формы – ликвидации), террористического сообщества в случае вступления в законную силу обвинительного приговора за создание такого сообщества, руководство им или участие в нём. В связи с этим корреспондирующие изменения также вносятся в статьи 196, 208 и 235 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В целях наделения Президента Российской Федерации полномочием по формированию на федеральном уровне коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, Федеральным законом скорректированы положения статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму».
Федеральным законом в статью 201 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также в статьи 20 и 23 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации вносятся изменения, предусматривающие возможность привлечения к ответственности лиц, использующих свои полномочия в личных интересах и причиняющих тем самым ущерб организациям, без заявления руководителя организации или его согласия, а также изменения, согласно которым признаётся, что причинение вреда интересам такой организации влечёт за собой причинение вреда интересам государства.
В статью 189 Уголовного кодекса Российской Федерации также вносится изменение, предусматривающее исключение из данной статьи специального субъекта преступления – лица, наделённого правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Это обусловлено тем, что в настоящее время существует возможность избежать уголовной ответственности, совершая деяние, предусмотренное статьёй 189 Уголовного кодекса Российской Федерации, через подставных лиц, которые не наделены правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность.