Федеральный закон принят Государственной Думой 19 февраля 2013 года и одобрен Советом Федерации 20 февраля 2013 года.
Справка Государственно-правового управления
Федеральный закон направлен на совершенствование положений уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующих порядок осуществления дознания по уголовным делам, проверки сообщения о преступлении и привлечения понятых к участию в отдельных следственных действиях.
Федеральным законом вводится сокращённый порядок дознания, который позволит исключить нерациональное расходование сил и средств органов предварительного расследования, необоснованное затягивание сроков досудебного производства, когда уголовное дело не представляет правовой и фактической сложности, причастность лица к совершению преступления не вызывает сомнения, а само это лицо признаёт свою вину, характер и размер причинённого преступлением вреда и согласно с ведением уголовного судопроизводства по его делу в сокращённом порядке.
Федеральным законом, в частности, предусматриваются условия, при которых возможен сокращённый порядок дознания, срок и порядок досудебного производства по делу в этом случае. Одновременно вводится особый, сокращённый порядок судебного разбирательства по делам данной категории с предоставлением подсудимому права отказаться от производства по уголовному делу в сокращённом порядке, а также правила назначения наказания, отличные от общих правил.
Смотрите также
В соответствии с Федеральным законом органы предварительного расследования наделяются правом при проверке сообщения о преступлении производить следственные действия, а участникам доследственной проверки предоставляется возможность осуществления прав, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы. Предусмотренные Федеральным законом изменения в указанной части направлены на обеспечение прав и законных интересов участников на этапе досудебного производства и создание всех необходимых условий для принятия законного и обоснованного решения о возбуждении уголовного дела либо об отказе в этом.
В соответствии с Федеральным законом институт понятых при проведении отдельных следственных действий заменяется процессуальной фиксацией этих действий с использованием технических средств, что позволит в большей степени обеспечить процессуальную самостоятельность следователя и оперативность расследования по уголовным делам.
Кроме того, Федеральным законом предусматривается порядок, при котором к участию в производстве таких следственных действий, как наложение ареста на имущество, на почтово-телеграфные отправления, осмотр, в том числе трупа, эксгумация, следственный эксперимент, выемка, контроль и запись переговоров, проверка показаний на месте, понятые привлекаются по усмотрению следователя. Если по решению следователя понятые в указанных следственных действиях не участвуют, то применяются соответствующие технические средства.
Предусмотренный порядок направлен на повышение эффективности производства следственных действий и снижение расходов из федерального бюджета за счёт сокращения процессуальных издержек, возмещаемых понятым.
Федеральным законом ужесточается санкция за фальсификацию доказательств по уголовному делу лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или защитником, что в условиях широкого использования в уголовном процессе технических средств фиксации позволит сократить риски злоупотреблений, связанных с фальсификацией доказательств.