Пояснительная записка к проекту федерального конституционного закона «О внесении изменения в статью 11 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»
Проектом федерального конституционного закона «О внесении изменения в статью 11 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» устанавливается, что Председатель Правительства Российской Федерации, заместители Председателя Правительства Российской Федерации, федеральные министры, их супруги и несовершеннолетние дети не вправе открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и иметь государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов на праве собственности.
Проектом также определяется, что контроль за соблюдением членами Правительства Российской Федерации, их супругами и несовершеннолетними детьми данного запрета осуществляется в порядке, предусмотренном указами Президента Российской Федерации.
Пояснительная записка к проекту федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и иметь ценные бумаги иностранных эмитентов»
Проектом в целях реализации соответствующего положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года устанавливается запрет лицам, принимающим по долгу службы решения, затрагивающие вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, их супругам и несовершеннолетним детям открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и иметь государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов на праве собственности.
Запрет устанавливается в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, упорядочения лоббистской деятельности, увеличения инвестирования средств в национальную экономику и повышения эффективности противодействия коррупции.
Проектом определяется, что данный запрет распространяется на лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, должности в государственных корпорациях (компаниях), фондах и иных организациях, созданных на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляет Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации или Генеральный прокурор Российской Федерации, а также на супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных лиц.
Устанавливается, что нарушение запрета лицом, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами, определяющими правовой статус соответствующего лица, влечёт досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, федерального судьи, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также освобождение от иной должности, указанной в пункте 1 части 1 статьи 2 проекта, в связи с утратой доверия.
Помимо этого, устанавливается, что проверка соблюдения запрета осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены для осуществления проверки соблюдения лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 проекта, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми других установленных для них федеральными конституционными законами и федеральными законами ограничений и запретов. В ходе проверки в соответствии с частью третьей статьи 7 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» могут направляться запросы в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскных мероприятий, о проведении таких мероприятий для добывания информации о соблюдении лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 проекта, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и иметь государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов на праве собственности.
В целях реализации положений проекта в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», а также в федеральные законы, определяющие правовой статус сотрудников органов прокуратуры, других федеральных государственных служащих, работников Центрального банка Российской Федерации и иных лиц, также вносятся соответствующие изменения.
В частности, Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» дополняется положением, в соответствии с которым федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма (Росфинмониторинг), во взаимодействии с Центральным банком Российской Федерации и в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, информирует компетентные органы иностранных государств об устанавливаемом проектом запрете.
Предусмотренные проектом меры соответствуют рекомендациям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и согласуются с введёнными Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» повышенными требованиями, предъявляемыми банками и иными кредитными организациями при приёме на обслуживание лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.