заций, осуществляющих производство этилового спирта, производимого из непищевого сырья растительного происхождения, дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового, ромового и винодельческой продукции), в случае снижения стоимости чистых активов указанных организаций на последнее число каждого календарного года действия лицензии ниже размера уставного капитала (уставного фонда), установленного абзацем первым настоящего пункта.
Стоимость чистых активов организаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, определяется федеральным органом по контролю и надзору на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемых в отношении указанных организаций федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в федеральный орган по контролю и надзору по межведомственному запросу.
(Дополнение пунктом - Федеральный закон от 11.03.2024 № 46-ФЗ)
10. Организация, осуществляющая производство этилового спирта (за исключением этилового спирта, произведенного из непищевого сырья растительного происхождения, дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового, ромового и винодельческой продукции) или алкогольной продукции, относящейся к спиртным напиткам (за исключением винодельческой продукции), обязана направить по форме, установленной федеральным органом по контролю и надзору, уведомление об изменении персонального состава коллегиального органа управления (наблюдательного или иного совета) (при его наличии), коллегиального исполнительного органа (при его наличии), лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера, в федеральный орган по контролю и надзору не позднее 15 дней со дня соответствующего изменения. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 11.03.2024 № 46-ФЗ)
11. Организация, осуществляющая производство этилового спирта (за исключением этилового спирта, произведенного из непищевого сырья растительного происхождения, дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового, ромового и винодельческой продукции) или алкогольной продукции, относящейся к спиртным напиткам (за исключением винодельческой продукции), обязана направлять в федеральный орган по контролю и надзору сведения о бенефициарных владельцах, лице, контролирующем организацию, в порядке, сроки и по форме, которые установлены федеральным органом по контролю и надзору. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 11.03.2024 № 46-ФЗ)
Статья 12. Маркировка алкогольной продукции
1. Алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая в Российскую Федерацию, в том числе из государств - членов ЕАЭС, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 19 настоящей статьи, подлежит обязательной маркировке федеральными специальными марками. Пиво и пивные напитки, сидр, пуаре, медовуха подлежат обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 03.04.2023 № 108-ФЗ)
Федеральным законом может быть предусмотрено проведение эксперимента, предусматривающего применение в течение определенного периода времени специального регулирования в отношении маркировки федеральными специальными марками ввозимой в Российскую Федерацию алкогольной продукции, с определением круга лиц, на которых распространяется это специальное регулирование, а также особенностей его применения. Положение о проведении такого эксперимента, а также территории, на которых проводится эксперимент, утверждаются Правительством Российской Федерации. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 30.04.2021 № 125-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 26.03.2022 № 74-ФЗ)
2. Федеральная специальная марка является документом, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 1 настоящей статьи, а также является носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в указанной системе.
3. Федеральная специальная марка содержит двухмерный штриховой код (графическую информацию в кодированном виде), нанесенный организацией - изготовителем федеральной специальной марки и содержащий идентификатор единой государственной автоматизированной информационной системы в кодированном виде.
Идентификатор единой государственной автоматизированной информационной системы представляет собой уникальное сочетание букв и цифр, позволяющее идентифицировать федеральную специальную марку и маркируемую ею алкогольную продукцию, а также получить иную информацию, зафиксированную в единой государственной автоматизированной информационной системе.
4. Требования к образцам федеральных специальных марок, порядок изготовления федеральных специальных марок, порядок приобретения федеральных специальных марок, порядок уничтожения федеральных специальных марок, порядок маркировки федеральными специальными марками алкогольной продукции и цена федеральных специальных марок, а также порядок маркировки средствами идентификации пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи устанавливаются Правительством Российской Федерации. Образцы, перечень реквизитов и элементов защиты федеральных специальных марок утверждаются федеральным органом по контролю и надзору. (В редакции Федерального закона от 03.04.2023 № 108-ФЗ)
Технология изготовления и нанесения федеральных специальных марок должна исключать возможность их подделки и повторного использования, обеспечивать возможность считывания двухмерного штрихового кода, содержащего идентификатор единой государственной автоматизированной информационной системы.
5. Для приобретения федеральных специальных марок организация, осуществляющая производство алкогольной продукции на территории Российской Федерации, в том числе сельскохозяйственный товаропроизводитель, или организация, осуществляющая закупку алкогольной продукции для ввоза в Российскую Федерацию, в том числе из государств - членов ЕАЭС, направляет в форме электронного документа с использованием единой государственной автоматизированной информационной системы в федеральный орган по контролю и надзору заявление о выдаче федеральных специальных марок с указанием вида алкогольной продукции в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона или статьей 3 Федерального закона от 27 декабря 2019 года № 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации", содержания этилового спирта в алкогольной продукции, объема маркируемой алкогольной продукции, емкости подлежащей маркировке потребительской тары алкогольной продукции, количества запрашиваемых марок. (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 345-ФЗ)
Для приобретения федеральных специальных марок организации, осуществляющие закупку алкогольной продукции для ввоза в Российскую Федерацию, в том числе из государств - членов ЕАЭС, в заявлениях о выдаче федеральных специальных марок дополнительно к сведениям, предусмотренным абзацем первым настоящего пункта, указывают:
номер (при наличии) и дату договора (контракта) поставки алкогольной продукции, при исполнении которого будет осуществляться ввоз продукции в Российскую Федерацию;
полное наименование поставщика алкогольной продукции, место его нахождения (адрес юридического лица), фактический адрес.
Заявления о выдаче федеральных специальных марок подаются отдельно на алкогольную продукцию, произведенную на территории Российской Федерации, отдельно на алкогольную продукцию, ввозимую в Российскую Федерацию из государств, не являющихся членами ЕАЭС, и отдельно на алкогольную продукцию, ввозимую в Российскую Федерацию из государств - членов ЕАЭС.
Федеральные специальные марки изготавливаются за счет денежных средств заявителей, перечисленных ими на условиях предварительной оплаты исходя из цены марки и в размере, кратном запрашиваемому количеству марок, на расчетный счет организации - изготовителя федеральных специальных марок.
При подаче заявления о выдаче федеральных специальных марок не допускается требовать от заявителя представление иных документов.
6. Федеральные специальные марки выдаются федеральным органом по контролю и надзору.
Федеральные специальные марки выдаются производителям алкогольной продукции при наличии у них в собственности на дату выдачи таких марок сырья для производства алкогольной продукции, сведения об объеме которого зафиксированы в единой государственной автоматизированной информационной системе и объем которого соответствует количеству запрашиваемых федеральных специальных марок.
Федеральные специальные марки выдаются сельскохозяйственным товаропроизводителям при соблюдении ими требований, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона, в количестве, позволяющем маркировать винодельческую продукцию, объем которой не превышает объем, установленный абзацем вторым пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Федеральные специальные марки, содержащие эмблему (знак) "Вино России", указанную в пункте 5 части 10 статьи 9 Федерального закона от 27 декабря 2019 года № 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации", выдаются производителям вина, крепленого вина, игристого вина при наличии подтверждения Федеральной саморегулируемой организацией виноградарей и виноделов России права заявителей на получение ими таких федеральных специальных марок и на получение заявленного количества таких марок, определяемого на основании предоставляемых Федеральной саморегулируемой организации виноградарей и виноделов России ее членами сведений об объемах винограда, выращенного на территории Российской Федерации и использованного для производства указанной продукции. Запрос в Федеральную саморегулируемую организацию виноградарей и виноделов России о наличии такого подтверждения направляется федеральным органом по контролю и надзору в форме электронного документа с использованием единой государственной автоматизированной информационной системы в день регистрации заявления о выдаче федеральных специальных марок. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 28.12.2022 № 557-ФЗ)
7. Срок выдачи федеральных специальных марок или принятия решения об отказе в выдаче федеральных специальных марок не может превышать двадцать девять рабочих дней со дня регистрации заявления о выдаче федеральных специальных марок (далее в настоящей статье - заявление), за исключением случая, если рассмотрение заявления было приостановлено.
В случае отсутствия у производителя алкогольной продукции на двадцать девятый рабочий день со дня регистрации заявления в собственности сырья для производства алкогольной продукции, сведения об объеме которого зафиксированы в единой государственной автоматизированной информационной системе и объем которого соответствует количеству запрашиваемых федеральных специальных марок, срок предоставления государственной услуги приостанавливается, но не более чем на двадцать один рабочий день. (В редакции Федерального закона от 28.12.2022 № 557-ФЗ)
8. Срок проверки заявления не может превышать семь рабочих дней со дня регистрации заявления, за исключением случая, если проверка заявления была приостановлена.
В случае наличия оснований, указанных в пункте 9 настоящей статьи, федеральный орган по контролю и надзору в течение семи рабочих дней со дня регистрации заявления направляет заявителю сообщение в форме электронного документа с требованием об устранении одного или нескольких оснований для возврата заявления в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи и о приостановлении проверки заявления на срок не более чем десять рабочих дней.
В течение десяти рабочих дней со дня отправки сообщения, указанного в абзаце втором настоящего пункта, заявитель представляет в федеральный орган по контролю и надзору заявление в форме электронного документа с исправленными сведениями.
В случае, если заявителем в течение десяти рабочих дней не устранены основания для возврата заявления, указанные в пункте 9 настоящей статьи, заявление возвращается заявителю в форме электронного документа.
В случае выявления отсутствия у заявителя лицензии на соответствующий вид деятельности, приостановления действия лицензии, аннулирования лицензии либо прекращения ее действия федеральный орган по контролю и надзору в течение семи рабочих дней со дня регистрации заявления принимает решение об отказе в выдаче федеральных специальных марок.
9. Основанием для возврата заявления является:
1) наличие у заявителя, осуществляющего производство алкогольной продукции на территории Российской Федерации, в том числе сельскохозяйственного товаропроизводителя, или заявителя, осуществляющего закупку алкогольной продукции для ввоза в Российскую Федерацию, в том числе из государств - членов ЕАЭС, на день подачи заявления недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам и процентам за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также наличие у заявителя, осуществляющего закупку алкогольной продукции для ввоза в Российскую Федерацию, в том числе из государств - членов ЕАЭС, задолженности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней и процентов, не погашенных в срок, указанный в абзаце четвертом пункта 8 настоящей статьи; (В редакции Федерального закона от 26.03.2022 № 74-ФЗ)
2) наличие у заявителя на день подачи заявления не уплаченных в установленный срок административных штрафов, назначенных за совершение административных правонарушений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в случае, если такие штрафы не были уплачены в срок, указанный в абзаце третьем пункта 8 настоящей статьи;
3) неперечисление (перечисление в неполном объеме) заявителем денежных средств за изготовление федеральных специальных марок в случае, если данное нарушение не было устранено в срок, указанный в абзаце третьем пункта 8 настоящей статьи;
4) отсутствие в единой государственной автоматизированной информационной системе на день подачи заявления и невнесение в данную систему в срок, указанный в абзаце третьем пункта 8 настоящей статьи, сведений:
об уничтожении федеральных специальных марок, не нанесенных на алкогольную продукцию в течение девяти месяцев со дня их получения заявителем, - для алкогольной продукции, произведенной на территории Российской Федерации;
об уничтожении федеральных специальных марок, полученных для маркировки алкогольной продукции, которая не была ввезена в Российскую Федерацию в течение девяти месяцев со дня их получения заявителем, - для алкогольной продукции, ввозимой в Российскую Федерацию;
5) частичное или полное отсутствие в заявлении сведений, указанных в пункте 5 настоящей статьи, либо их недостоверность в случае, если нарушения не устранены в срок, указанный в абзаце третьем пункта 8 настоящей статьи.
10. Основанием для отказа в выдаче федеральных специальных марок является:
1) наличие в федеральном органе по контролю и надзору сведений о повторном в течение одного года занижении налоговой базы в налоговых декларациях по акцизам на этиловый спирт, алкогольную продукцию и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию по сравнению с объемом отгрузки алкогольной продукции, зафиксированным за соответствующий налоговый период в единой государственной автоматизированной информационной системе, установленных по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, подтвержденных соответствующими решениями о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вступившими в силу. Указанное основание действует до даты исполнения налогоплательщиком своих обязательств по уплате акцизов в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации;
2) отсутствие уплаты (неполная уплата) государственной пошлины за выдачу федеральных специальных марок;
3) несоответствие количества запрашиваемых федеральных специальных марок, указанных в заявлении, с учетом их остатка максимально возможному годовому объему производства соответствующей продукции исходя из установленной мощности основного технологического оборудования - для производителей алкогольной продукции;
4) отсутствие у заявителя по истечении пятидесяти рабочих дней со дня поступления заявления в федеральный орган по контролю и надзору в собственности сырья для производства алкогольной продукции, сведения об объеме которого зафиксированы в единой государственной автоматизированной информационной системе и объем которого соответствует количеству запрашиваемых федеральных специальных марок, - для производителей алкогольной продукции;
5) отсутствие у заявителя лицензии на соответствующий вид лицензируемой деятельности, приостановление действия лицензии, аннулирование лицензии либо прекращение срока ее действия;
6) наличие в федеральном органе по контролю и надзору сведений об аннулировании производителем алкогольной продукции извещения об уплате (освобождении от уплаты) авансового платежа акциза в период со дня подачи заявления до дня обращения в указанный орган за получением федеральных специальных марок. В этом случае изготовленные в соответствии с заявлением федеральные специальные марки подлежат возврату федеральным органом по контролю и надзору организации - изготовителю федеральных специальных марок (далее - организация-изготовитель);
7) наличие в федеральном органе по контролю и надзору сведений об аннулировании производителем алкогольной продукции ранее представленного извещения об уплате (освобождении от уплаты) авансового платежа акциза (первичного извещения) и о представлении в налоговый орган нового извещения в связи с уменьшением объема закупаемого этилового спирта в период со дня подачи в федеральный орган по контролю и надзору заявления до дня обращения в указанный орган за получением федеральных специальных марок. В этом случае федеральные специальные марки выдаются производителю алкогольной продукции на основании уточненного заявления, содержащего уточненные сведения об объеме маркируемой алкогольной продукции и о количестве запрашиваемых федеральных специальных марок в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи. В случае непредставления производителем алкогольной продукции уточненного заявления, указанного в настоящем подпункте, ранее изготовленные федеральные специальные марки подлежат возврату федеральным органом по контролю и надзору организации-изготовителю;
8) отсутствие подтверждения Федеральной саморегулируемой организацией виноградарей и виноделов России права на получение федеральных специальных марок, содержащих эмблему (знак) "Вино России", указанную в пункте 5 части 10 статьи 9 Федерального закона от 27 декабря 2019 года № 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации", и на получение заявленного количества таких марок - для производителей вина, крепленого вина, игристого вина, подавших заявление о выдаче федеральных специальных марок, содержащих эмблему (знак) "Вино России". (Дополнение подпунктом - Федеральный закон от 28.12.2022 № 557-ФЗ)
11. Срок хранения изготовленных федеральных специальных марок на складе федерального органа по контролю и надзору не может превышать пятьдесят рабочих дней со дня регистрации заявления.
12. В случае возврата заявления по одному или нескольким основаниям, указанным в пункте 9 настоящей статьи, а также по основанию, указанному в абзаце пятом пункта 8 настоящей статьи, организация-изготовитель возвращает заявител