других государств, определяются Правительством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Статья 17. Дисциплина на железнодорожном транспорте
1. (Утратил силу - Федеральный закон от 20.12.2017 № 400-ФЗ)
2. Прекращение работы как средство разрешения коллективных трудовых споров на железных дорогах не допускается.
Указанные случаи прекращения работы являются грубым нарушением трудовой дисциплины и влекут наложение дисциплинарного взыскания.
Раздел VII.ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА С ДРУГИМИ ВИДАМИ ТРАНСПОРТА, ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И ГРАЖДАНАМИ, ЯВЛЯЮЩИМИСЯ СОБСТВЕННИКАМИ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Статья 18. Внешнеэкономическая деятельность железнодорожного транспорта
Организация перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа в международном железнодорожном и прямом международном смешанном сообщениях, развитие международных транспортных связей и внешнеэкономическая деятельность осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.
Статья 19. Взаимодействие предприятий железнодорожного транспорта с другими видами транспорта, юридическими лицами и гражданами, являющимися собственниками объектов железнодорожного транспорта
1. Железнодорожный транспорт при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа в смешанном сообщении взаимодействует с морским, воздушным, автомобильным и речным видами транспорта.
2. Перевозки пассажиров, грузобагажа и багажа в прямом смешанном сообщении осуществляются в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
3. Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении производятся на основании устава железных дорог Российской Федерации, правил перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, а также уставов, кодексов, правил и тарифов, регулирующих перевозки на соответствующем виде транспорта.
4. Перевозки грузов в прямом международном смешанном сообщении производятся на основании соответствующих международных договоров Российской Федерации.
5. Правоотношения предприятий железнодорожного транспорта с юридическими лицами и гражданами, являющимися собственниками объектов железнодорожного транспорта, а также порядок и условия эксплуатации железнодорожных подъездных путей и обращения принадлежащего им подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования определяются настоящим Федеральным законом, уставом железных дорог Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и заключаемыми на их основе договорами.
6. Граждане и юридические лица, являющиеся собственниками объектов железнодорожного транспорта, сооружающие новые железнодорожные линии для перевозки грузов и пассажиров с выходом на железнодорожные пути общего пользования, а также проектирующие и производящие подвижной состав, осуществляют проектирование и строительство указанных линий и подвижного состава по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Правоотношения предприятий железнодорожного транспорта с указанными юридическими лицами и гражданами, имеющими в собственности железнодорожные линии с выходом на железнодорожные пути общего пользования, определяются настоящим Федеральным законом, уставом железных дорог Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также заключаемыми на их основе договорами.
Раздел VIII.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Статья 20. Ответственность предприятий железнодорожного транспорта
1. Предприятия железнодорожного транспорта не вправе отказать в перевозке пассажиру и отправителю груза, оплатившим и правильно оформившим проездные документы на проезд или перевозку груза, грузобагажа и багажа, кроме случаев, предусмотренных уставом железных дорог Российской Федерации, правилами и условиями перевозок, а также международными договорами Российской Федерации.
2. Предприятия железнодорожного транспорта, осуществляющие перевозочный процесс, несут ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира или другого лица, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, а равно лица, пострадавшего в результате деятельности железнодорожного транспорта, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Предприятия железнодорожного транспорта в области перевозок грузов несут ответственность в виде уплаты штрафов в размерах, определяемых уставом железных дорог Российской Федерации за невыполнение плана перевозок грузов, неподачу и задержку уборки вагонов с подъездных путей, самовольное занятие, повреждение или утрату вагонов и контейнеров, принадлежащих отправителям и получателям грузов или арендованных ими.
Предприятия железнодорожного транспорта наряду с имущественной ответственностью за просрочку в доставке грузов при сохранной перевозке несут имущественную ответственность за необеспечение сохранности перевозимого груза (в том числе в связи с просрочкой в их доставке), грузобагажа или багажа из расчета их цены, указанной в счете, договоре, контракте на поставку груза, грузобагажа, багажа с учетом налога на добавленную стоимость и инфляции. При определении массы грузов допускается предельная погрешность измерений, установленная соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
При несохранной перевозке груза, грузобагажа и багажа с объявленной ценностью железная дорога несет имущественную ответственность в размере объявленной ценности или доли объявленной ценности, соответствующей утраченной, испорченной или поврежденной части груза, грузобагажа или багажа.
Предприятия железнодорожного транспорта за неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение обязательств по перевозке пассажиров, грузобагажа и багажа, а также грузов граждан для личных бытовых целей несут ограниченную ответственность в порядке и размерах, которые определяются уставом железных дорог Российской Федерации и правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа по железным дорогам Российской Федерации.
Ответственность предприятий железнодорожного транспорта за неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение обязательств по перевозке пассажиров, хранению и перевозке грузов, грузобагажа и багажа в международном сообщении определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Основания, освобождающие предприятия железнодорожного транспорта от ответственности за неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение обязательств по перевозкам, определяются уставом железных дорог Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и заключаемыми на их основе договорами.
4. Предприятия железнодорожного транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за вред, причиненный по их вине окружающей природной среде, и за ненадлежащее содержание земель железнодорожного транспорта.
Статья 21. Ответственность отправителей и получателей грузов, грузобагажа и багажа, других организаций и пассажиров перед предприятиями железнодорожного транспорта
1. Отправители и получатели грузов, грузобагажа и багажа, другие организации, а также пассажиры при пользовании услугами железнодорожного транспорта и нахождении на его предприятиях и объектах обязаны соблюдать требования настоящего Федерального закона, устава железных дорог Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, действующих на железнодорожном транспорте.
2. Юридические лица, являющиеся отправителями и получателями, в области перевозок грузов несут ответственность в виде уплаты штрафов в размерах, установленных уставом железных дорог Российской Федерации за:
невыполнение плана перевозок грузов;
использование без разрешения железной дороги вагонов и контейнеров общесетевого парка;
задержку (простой) вагонов и контейнеров под погрузкой, выгрузкой или перегрузкой свыше установленных технологических норм, а также в ожидании их подачи под выгрузку, перегрузку или по иным причинам, зависящим от отправителя;
нарушение нормативных требований по поставке продукции на экспорт, повлекшее задержку вагонов и контейнеров органами таможенного, пограничного или других видов контроля;
перегруз вагонов, контейнеров сверх грузоподъемности;
неочистку подвижного состава и контейнеров после выгрузки;
повреждение или утрату предоставленного железной дорогой подвижного состава или контейнеров, съемных перевозочных приспособлений и средств пакетирования;
предъявление груза, запрещенного к перевозке, или груза, требующего при перевозке особых мер предосторожности, с неправильным указанием наименования или свойств груза.
3. Ответственность отправителей, получателей и пассажиров за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, связанных с перевозкой грузов, грузобагажа и багажа в международном сообщении, определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Основания для освобождения отправителей, получателей и пассажиров от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из перевозки грузов, грузобагажа и багажа, определяются уставом железных дорог Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и заключаемыми на их основе договорами.
4. Должностные лица и граждане за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта, правил охраны порядка и безопасности движения, правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил на железнодорожном транспорте, повреждение устройств, транспортных средств и их внутреннего оборудования несут в соответствии с законодательством Российской Федерации административную ответственность, если эти нарушения по своему характеру не влекут уголовную ответственность.
5. Ущерб, причиненный железнодорожному транспорту в результате умышленного блокирования транспортных коммуникаций и иных незаконных действий, посягающих на его беспрепятственную и безопасную работу, возмещается предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта виновными гражданами и юридическими лицами, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в случаях, если в результате их действий (бездействия) не были приняты необходимые меры для предупреждения и пресечения умышленного блокирования транспортных коммуникаций и иных незаконных действий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 22. Порядок предъявления и рассмотрения претензий и исков
1. При неисполнении, ненадлежащем или несвоевременном исполнении обязательств по перевозке пассажиров, хранению и перевозке грузов, грузобагажа и багажа, пассажиры, отправители и получатели вправе предъявить соответствующим предприятиям железнодорожного транспорта претензии в порядке и сроки, которые установлены уставом железных дорог Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.
2. При отклонении претензий полностью или частично или неполучении ответа в течение установленных для их рассмотрения сроков пассажиры, отправители и получатели грузов, грузобагажа и багажа имеют право предъявить иски к предприятиям железнодорожного транспорта соответственно в суд, арбитражный суд или третейский суд в шестимесячный срок со дня получения ответа или со дня истечения сроков, установленных уставом железных дорог Российской Федерации для ответа.
Порядок предъявления и рассмотрения исков пассажиров, отправителей и получателей грузов, грузобагажа и багажа при осуществлении международного железнодорожного сообщения определяется соответствующими международными договорами Российской Федерации.
3. Претензии предприятий железнодорожного транспорта к пассажирам, отправителям и получателям, связанные с перевозками пассажиров, хранением и перевозками грузов, грузобагажа и багажа, предъявляются в сроки, установленные уставом железных дорог Российской Федерации.
При отклонении претензий полностью или частично или неполучении ответа в течение сроков, установленных для их рассмотрения, предприятия железнодорожного транспорта вправе предъявить иски в суд, арбитражный суд или третейский суд в течение шестимесячного срока. Указанный срок исчисляется в порядке, установленном уставом железных дорог Российской Федерации.
Раздел IX.ИНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Статья 23. Учетно-отчетное время на железнодорожном транспорте
В целях обеспечения непрерывного централизованного управления перевозочным процессом на предприятиях и в учреждениях железнодорожного транспорта, непосредственно участвующих в перевозках, независимо от их местонахождения на территории Российской Федерации устанавливается единое учетно-отчетное время - московское.
Статья 24. Язык общения, используемый на железнодорожном транспорте
На железнодорожном транспорте применяется русский язык как государственный язык Российской Федерации.
Информация на железнодорожных станциях, вокзалах, в поездах и других местах обслуживания пассажиров, отправителей и получателей грузов, грузобагажа и багажа наряду с государственным языком Российской Федерации могут осуществляться и на других языках с учетом интересов местного населения и железнодорожного транспорта.
Статья 25. Страхование пассажиров, отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, грузов, грузобагажа и багажа
1. Пассажиры железнодорожного транспорта (за исключением пассажиров железнодорожного транспорта, следующих в международном и пригородном сообщениях) на период следования поездом, а также работники железнодорожного транспорта с разъездным характером труда, командированные в районы, в которых введено чрезвычайное положение, или в районы со сложной криминогенной обстановкой, выполняющие контрольно-инспекционные функции в поездах, работники подразделений военизированной охраны на период исполнения ими служебных обязанностей подлежат обязательному личному страхованию от несчастных случаев.
2. Порядок и условия обязательного личного страхования пассажиров и отдельных категорий работников железнодорожного транспорта определяются соответствующим федеральным законом.
3. На железнодорожном транспорте в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховании наряду с обязательным личным страхованием может проводиться добровольное личное страхование пассажиров, а также добровольное страхование грузов, грузобагажа и багажа.
Статья 26. Мобилизационная подготовка железнодорожного транспорта
1. Мобилизационная подготовка железнодорожного транспорта является важнейшей государственной задачей по укреплению безопасности государства и осуществляется в мирное время в соответствии с законодательством Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации в целях заблаговременной подготовки для обеспечения потребности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, неотложных нужд экономики и населения страны в перевозках.
2. Финансирование мероприятий по мобилизационной подготовке железнодорожного транспорта осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
3. Руководство мобилизационной подготовкой и гражданской обороной на железнодорожном транспорте осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
4. Ответственность за надлежащее состояние мобилизационной подготовки и гражданской обороны на предприятиях и в учреждениях железнодорожного транспорта несут их руководители.
Статья 27. Лицензирование отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте
Лицензирование отдельных видов деятельности, осуществляемых на железнодорожном транспорте гражданами (физическими лицами), а также юридическими лицами, не входящими в систему железнодорожного транспорта, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в порядке, устанавливаемом федеральным законом.
Раздел X.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 28. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Считать не действующими на территории Российской Федерации со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Закон СССР "О железнодорожном транспорте" (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, № 18, ст. 519); постановление Верховного Совета СССР "О введении в действие Закона СССР "О железнодорожном транспорте" (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, № 18, ст. 520).
3. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
4. Правительству Российской Федерации принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона.
Президент Российской Федерации Б.Ельцин
Москва, Кремль
25 августа 1995 года
№ 153-ФЗ