между железными дорогами (включая распределение доходов от перевозок, расчеты в связи с несохранными перевозками грузов и повреждением технических средств), предприятиями по ремонту подвижного состава и производству запасных частей, другими предприятиями и учреждениями железнодорожного транспорта, связанными с организацией и обеспечением перевозочного процесса, регулируются исходя из единой технологии работы в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, а также заключаемыми на его основе договорами между этими предприятиями и учреждениями.
Порядок формирования доходов железных дорог, получаемых от перевозок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом конкретного вклада каждой железной дороги в перевозочный процесс.
3. Строительство и реконструкция магистральных железнодорожных линий, объектов мобилизационного назначения, приобретение железнодорожного подвижного состава относятся к федеральным государственным нуждам и осуществляются в установленном порядке за счет средств федерального бюджета и собственных средств железных дорог.
Строительство и реконструкция (в том числе электрификация) железнодорожных линий, вокзалов, пешеходных мостов и тоннелей, пассажирских платформ и других объектов железнодорожного транспорта по обслуживанию населения региона и приобретение электропоездов и дизель-поездов для пригородного сообщения могут осуществляться за счет средств субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов, средств железных дорог, а также за счет добровольных взносов заинтересованных организаций и граждан.
4. Для решения общеотраслевых задач железнодорожного транспорта в федеральном органе исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации создаются централизованные фонды и резервы, в том числе для материального и социального развития предприятий и учреждений железнодорожного транспорта.
5. Порядок взносов налога на прибыль (доход), а также других платежей в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты по предприятиям, осуществляющим и обеспечивающим перевозочный процесс, определяется Правительством Российской Федерации.
6. Проездные билеты на железнодорожном транспорте продаются пассажирам за полную стоимость, за исключением граждан, которым федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены льготы на проезд на железнодорожном транспорте.
При предоставлении отдельным категориям граждан льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте компенсация льготного проезда осуществляется за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Порядок продажи проездных билетов на железнодорожном транспорте определяется уставом железных дорог Российской Федерации и правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа по железным дорогам Российской Федерации.
7. Расчеты отправителей и получателей грузов, грузобагажа и багажа с предприятиями железнодорожного транспорта за перевозки, дополнительные сборы за грузовые операции и пользование подвижным составом, а также уплата штрафов и пеней осуществляются в порядке, определяемом уставом железных дорог Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и заключаемыми на их основе договорами.
Предприятия железнодорожного транспорта имеют право удерживать переданные им для перевозки грузы в обеспечение причитающейся провозной платы и других платежей по перевозке в порядке, определяемом Гражданским кодексом Российской Федерации и уставом железных дорог Российской Федерации.
Раздел V.БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ, ОХРАНА ГРУЗОВ И ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ
Статья 12. Организация обеспечения безопасности движения, эксплуатации транспортных и иных технических средств
1. Предприятия железнодорожного транспорта обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, перевозки грузов, грузобагажа и багажа, безопасность движения поездов и других железнодорожных транспортных средств, в том числе при маневровой работе, эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, охрану труда железнодорожников и охрану окружающей природной среды.
2. Организация обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом на железнодорожном транспорте, включает:
правовое регулирование в области безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом;
разработку государственной технической, экономической и социальной политики и ее осуществление на основе практических мер по предупреждению нарушений безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом;
осуществление контроля за выполнением требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих правоотношения в области безопасности движения, эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом.
3. Организация обеспечения безопасности движения, эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом на железнодорожном транспорте, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
4. Государственная политика в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств на железнодорожном транспорте осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, федеральными целевыми программами.
5. На железнодорожном транспорте действуют специальная служба, осуществляющая контроль за обеспечением безопасности движения поездов, а также аварийно-восстановительные подразделения, ликвидирующие последствия аварий на железных дорогах. Положение об этих подразделениях, а также порядок классификации, служебного расследования и учета нарушений безопасности движения утверждает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Статья 13. Основные положения по безопасности движения
1. Территории железнодорожных станций, вокзалов и других подразделений железных дорог, связанных с перевозочным процессом, пассажирские платформы и железнодорожные линии, на которых осуществляется движение поездов и производятся маневровая и погрузочно-разгрузочные работы, являются зонами повышенной опасности и при необходимости ограждаются.
Пребывание посторонних лиц в указанных зонах без служебной необходимости запрещается. Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, проведения в них работ, проезда и перехода через железнодорожные пути устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
2. Подвижной состав, в том числе специализированный, и контейнеры, элементы верхнего строения железнодорожных путей и другие технические средства и механизмы, поставляемые железнодорожному транспорту, а также услуги, предоставляемые пассажирам, должны соответствовать требованиям безопасности движения, охраны труда и экологической безопасности, установленным соответствующими актами, и подлежат обязательной сертификации на соответствие указанным требованиям.
Организация работ по обязательной сертификации осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в рамках создаваемой им в соответствии с Федеральным законом "О сертификации продукции и услуг" системы сертификации на железнодорожном транспорте. Проведение работ по обязательной сертификации осуществляется участниками системы сертификации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Объекты, на территориях которых осуществляются производство, хранение, погрузка, транспортировка и выгрузка опасных грузов, должны быть удалены от железнодорожных путей общего пользования и сооружений на расстояние, обеспечивающее их безопасную работу. Минимальные расстояния от указанных объектов до железнодорожных путей общего пользования и сооружений, места пересечения железнодорожных путей общего пользования трубопроводами, линиями связи, электропередачи и другими сооружениями, а также нормы сооружения и содержания таких объектов в местах пересечения и сближения с железнодорожными путями устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Ответственность за обеспечение установленных нормативов при строительстве и эксплуатации газо-, нефтепроводов и других сооружений, пересекающих железнодорожные пути общего пользования или находящихся в непосредственной близости от них, а также за безопасность эксплуатации указанных сооружений несут их владельцы.
Владельцы указанных сооружений обязаны своевременно информировать администрацию железной дороги о возникновении аварийных ситуаций, угрожающих безопасности движения, для принятия соответствующих мер.
4. Владельцы опасных и специальных грузов, перевозимых по железной дороге, отправляющие и получающие такие грузы, должны гарантировать безопасность их перевозки, погрузки и выгрузки, иметь средства и мобильные подразделения, необходимые для ликвидации аварийных ситуаций и последствий аварий в случаях их возникновения при перевозке этих грузов.
Железные дороги обязаны обеспечивать безопасность транспортирования опасных и специальных грузов и в пределах тактико-технических возможностей имеющихся восстановительных средств принимать участие в ликвидации последствий аварий в случаях их возникновения при перевозке этих грузов.
5. Основные положения по технической эксплуатации железных дорог и порядок действий работников железнодорожного транспорта при их эксплуатации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
6. Места пересечения железнодорожных путей с автомобильными дорогами (железнодорожные переезды) определяются правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, строительными нормами и правилами.
Порядок эксплуатации железнодорожных переездов, их открытия и закрытия устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел и федеральным органом в области транспорта.
7. За нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статья 14. Охрана грузов и объектов на железнодорожном транспорте
1. Охрана грузов в пути следования и на железнодорожных станциях, охрана объектов железнодорожного транспорта, а также проведение противопожарной профилактической работы, пожарный надзор и ликвидация пожаров на железнодорожном транспорте осуществляются подразделениями военизированной охраны федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Положение о военизированной охране федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечень грузов, подлежащих охране и сопровождению указанными подразделениями, утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Порядок охраны и сопровождения таких грузов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
2. Охрана наиболее важных объектов железнодорожного транспорта и специальных грузов осуществляется подразделениями внутренних войск федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел и иными уполномоченными подразделениями. Перечни таких объектов и грузов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Охрана и сопровождение отдельных грузов осуществляются грузоотправителями или грузополучателями в порядке, предусмотренном уставом железных дорог Российской Федерации.
4. Охрана общественного порядка и борьба с преступностью на железнодорожном транспорте обеспечиваются органами внутренних дел на транспорте и территориальными подразделениями милиции во взаимодействии с подразделениями военизированной охраны, предприятиями и учреждениями железнодорожного транспорта.
Статья 15. Организация работы железнодорожного транспорта в особых обстоятельствах
1. Предприятия и учреждения железнодорожного транспорта принимают незамедлительные меры по устранению последствий крушений, аварий, стихийных бедствий (заносы, наводнения, пожары и другие), вызвавших нарушение работы железнодорожного транспорта. Для осуществления этих мер они должны иметь запас материальных и технических средств, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта помощь в ликвидации последствий крушений, аварий, стихийных бедствий, угрожающих жизни и здоровью людей, безопасности движения и сохранности грузов, а также в условиях сложной криминогенной обстановки.
Порядок компенсации затрат органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, связанных с оказанием помощи в ликвидации крушений, аварий, стихийных бедствий, определяется Правительством Российской Федерации.
3. Органы внутренних дел и внутренние войска федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обеспечивают правопорядок на железнодорожном транспорте. В необходимых случаях органы внутренних дел на транспорте принимают меры по обеспечению личной безопасности работников железнодорожного транспорта с разъездным характером труда (при исполнении ими служебных обязанностей) на участках железных дорог в регионах со сложной криминогенной обстановкой.
4. Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, железные дороги, другие предприятия и учреждения железнодорожного транспорта входят в российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.
5. Если в результате действия непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, возникли препятствия к дальнейшей перевозке груза, грузобагажа и багажа, лишающие предприятия железнодорожного транспорта возможности доставить их по назначению или выдать надлежащему получателю, а равно если по указанным причинам истекли предельные сроки хранения грузов, грузобагажа и багажа, указанные предприятия в порядке, установленном уставом железных дорог Российской Федерации и иными нормативными актами Российской Федерации, по поручению отправителя или получателя грузов, грузобагажа и багажа, а также в случаях неполучения в установленный срок указанного поручения вправе их передавать и реализовывать или при невозможности передать (реализовать) грузы, грузобагаж и багаж - возвратить их отправителю.
При этом сумма, полученная предприятием железнодорожного транспорта за переданные (реализованные) грузы, грузобагаж и багаж за вычетом сумм, причитающихся этому предприятию, перечисляется получателю, указанному в перевозочных документах, в случае оплаты им стоимости, и отправителю - во всех остальных случаях.
6. Сумма, полученная железной дорогой за реализацию груза, грузобагажа и багажа, на которые отсутствуют документы, перечисляется в доход федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на возмещение претензий, выплаченных железной дорогой за не прибывший по назначению груз, грузобагаж и багаж. В случае невостребования получателем (отправителем) указанной суммы средства по истечении сроков исковой давности подлежат перечислению в доход федерального бюджета.
РАЗДЕЛ VI.ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ДИСЦИПЛИНА РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Статья 16. Трудовые отношения и гарантии работников железнодорожного транспорта
1. Трудовые отношения, в том числе гарантии и компенсации, работников предприятий и учреждений железнодорожного транспорта регулируются настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации о труде, а также международными договорами Российской Федерации.
2. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, работа которых непосредственно связана с движением поездов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
3. Работники, принимаемые на должности, непосредственно связанные с движением поездов, должны пройти профессиональный отбор, иметь соответствующую подготовку и здоровье, необходимые для исполнения должностных обязанностей, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Указанные работники, а также лица, подвергающиеся воздействию вредных и неблагоприятных условий труда, проходят в установленном порядке обязательные медицинские освидетельствования и осмотры.
4. Работники предприятий и учреждений железнодорожного транспорта, связанных с организацией и обеспечением перевозочного процесса, не могут привлекаться по решениям органов государственной власти для выполнения другой работы, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
5. Работники предприятий и учреждений железнодорожного транспорта ежегодно пользуются правом на бесплатный проезд на железнодорожном транспорте в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.
За работниками предприятий и учреждений железнодорожного транспорта, переведенными на другую работу вследствие трудового увечья или профессионального заболевания либо вышедшими на пенсию по инвалидности в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, возникшим не по вине работника, сохраняется право на бесплатный проезд на железнодорожном транспорте и иные льготы, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для работников железнодорожного транспорта, за счет средств указанных предприятий и учреждений.
6. Работники подразделений военизированной охраны федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта при исполнении служебных обязанностей имеют гарантии правовой и социальной защиты, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сотрудников внутренних дел.
Условия и оплата труда, вопросы обеспечения личной безопасности, гарантии правовой и социальной защиты работников подразделений военизированной охраны, а также гарантии и компенсации, предоставляемые работникам предприятий и учреждений железнодорожного транспорта с разъездным характером труда при исполнении ими служебных обязанностей в период нахождения на территориях