Показать предыдущую страницу документа Показать следующую страницу документа
<p>наблюдатели. По возвращении членов участковой избирательной
комиссии в помещение для голосования переносной избирательный ящик
не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей. Организация
и проведение голосования вне помещения для голосования должны
исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а
равно возможность нарушения тайны голосования или искажения
волеизъявления избирателя.
Председатель участковой избирательной комиссии следит за
порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны
для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае
отсутствия председателя участковой избирательной комиссии его
заменяет заместитель председателя участковой избирательной
комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член участковой
избирательной комиссии, уполномоченный ею.
В случае, если избиратель считает, что при заполнении
избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к
члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с
просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен
испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый
избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в
списке избирателей против фамилии соответствующего избирателя.
Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется
акт.
При проведении голосования, подсчете голосов избирателей и
составлении протоколов об итогах голосования участковыми
избирательными комиссиями на избирательных участках вправе
находиться наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные
объединения, избирательные блоки, доверенные лица кандидатов,
избирательных объединений, избирательных блоков, иностранные
(международные) наблюдатели, а также представители средств массовой
информации.
Статья 59. Подсчет голосов избирателей на избирательном
участке
По истечении времени голосования председатель участковой
избирательной комиссии объявляет о том, что получить избирательные
бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся
в помещении для голосования.
Перед вскрытием избирательных ящиков члены избирательной
комиссии в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов,
избирательные объединения, избирательные блоки, и иностранных
(международных) наблюдателей, если они находятся в помещении для
голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные
бюллетени. Число этих избирательных бюллетеней оглашается и
заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель
участковой избирательной комиссии проверяет неповрежденность
печатей или пломб на избирательных ящиках, предлагает
удостовериться в их неповрежденности членам участковой
избирательной комиссии, наблюдателям и доверенным лицам кандидатов,
избирательных объединений, избирательных блоков и вскрывает их.
Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно - вначале
переносных избирательных ящиков, затем стационарных избирательных
ящиков.
Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней,
находившихся в переносных избирательных ящиках. Их число не должно
превышать число заявлений избирателей в письменной форме о
проведении голосования вне помещения для голосования.
В случае обнаружения в переносном избирательном ящике большего
числа бюллетеней, чем число указанных заявлений, все избирательные
бюллетени, находившиеся в переносном избирательном ящике,
признаются недействительными решением участковой избирательной
комиссии.
Этот факт с указанием фамилий членов участковой избирательной
комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для
голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу об
итогах голосования.
При подсчете голосов избирателей, поданных по федеральному
избирательному округу и одномандатному избирательному округу,
прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не
изготовленные официально либо не заверенные избирательной
комиссией, и недействительные избирательные бюллетени.
Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым
невозможно установить волеизъявление избирателя. В частности,
такие, в которых любой знак (знаки) проставлен более чем в одном
квадрате либо не проставлен ни в одном из них. При возникновении
сомнения участковая избирательная комиссия разрешает вопрос
голосованием. При принятии решения о признании избирательного
бюллетеня недействительным избирательная комиссия указывает на его
оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется
подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии.
Недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно от
других избирательных бюллетеней.
Подсчет голосов избирателей должен проводиться непосредственно
членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса
без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть
извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также
наблюдатели, в том числе и иностранные (международные) наблюдатели.
Участковая избирательная комиссия составляет протоколы об
итогах голосования по одномандатному избирательному округу и
федеральному избирательному округу.
В каждый из указанных протоколов вносятся следующие данные:
число избирателей, внесенных в список избирателей, включая
избирателей, внесенных в список дополнительно;
число избирательных бюллетеней, полученных избирательной
комиссией;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на
избирательном участке в день выборов;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям,
проголосовавшим досрочно;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям,
проголосовавшим вне помещения для голосования;
число погашенных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных
избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной
формы);
число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных
избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной
формы);
число действительных избирательных бюллетеней;
число недействительных избирательных бюллетеней (в том числе
отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих
отметок ни по одной из позиций).
Дополнительно к этим сведениям в протокол N 1 об итогах
голосования по одномандатному избирательному округу вносятся:
фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные о
внесенных в избирательный бюллетень кандидатах;
число голосов, поданных за каждого кандидата;
число голосов, поданных против всех кандидатов.
В протокол N 2 об итогах голосования по федеральному
избирательному округу вносятся также следующие данные:
наименования избирательных объединений, выдвинувших
федеральные списки кандидатов;
число голосов избирателей, поданных за каждый федеральный
список кандидатов;
число голосов избирателей, поданных против всех федеральных
списков кандидатов.
Указанные протоколы составляются в трех экземплярах в
присутствии всех членов участковой избирательной комиссии,
наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, избирательных объединений,
избирательных блоков и подписываются всеми членами участковой
избирательной комиссии. Член участковой избирательной комиссии, не
согласный с протоколами в целом или с отдельными их положениями,
вправе приложить к протоколам свое особое мнение, о чем в
протоколах делаются соответствующие записи.
К первым экземплярам протоколов приобщаются жалобы (заявления)
на нарушения настоящего Федерального закона, поступившие в
участковую избирательную комиссию, а также принятые по ним решения
избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и
решений участковой избирательной комиссии приобщаются ко вторым
экземплярам протоколов.
Не допускается заполнение протоколов об итогах голосования
карандашом и внесение в них каких бы то ни было исправлений. При
выявлении ошибок, несоответствий в протоколах участковой
избирательной комиссии, а также при сомнении в правильности
составления протоколов вышестоящая избирательная комиссия вправе
принять решение о повторном подсчете голосов избирателей
соответствующей участковой избирательной комиссией. Повторный
подсчет голосов избирателей проводится участковой избирательной
комиссией в присутствии члена (членов) вышестоящей избирательной
комиссии.
Первые экземпляры протоколов участковой избирательной комиссии
после их подписания незамедлительно направляются в соответствующую
территориальную избирательную комиссию.
Вторые экземпляры протоколов вместе с опечатанными
избирательными бюллетенями, со списками членов участковой
избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей
от кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков,
иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств
массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов
избирателей, хранятся у секретаря участковой избирательной комиссии
до окончания ее работы.
Третьи экземпляры протоколов предоставляются для ознакомления
доверенным лицам кандидатов, избирательных объединений,
избирательных блоков, наблюдателям, членам участковой избирательной
комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств
массовой информации.
Избирательные документы, включая избирательные бюллетени,
передаются в соответствующие территориальные избирательные комиссии
не позднее чем через десять дней после официального объявления
результатов выборов по одномандатному избирательному округу.
Статья 60. Установление итогов голосования территориальной
избирательной комиссией
На основании протоколов участковых избирательных комиссий об
итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных
территориальная избирательная комиссия не позднее чем через три дня
со дня выборов устанавливает итоги голосования на соответствующей
территории. Суммирование содержащихся в протоколах участковых
избирательных комиссий данных осуществляют непосредственно члены
территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
По итогам голосования территориальная избирательная комиссия
составляет протоколы, в которые заносятся данные о числе участковых
избирательных комиссий на соответствующей территории, числе
протоколов участковых избирательных комиссий, на основании которых
составляются протоколы об итогах голосования, а также суммарные
данные по позициям протоколов участковых избирательных комиссий,
установленным частями девятой - одиннадцатой статьи 59 настоящего
Федерального закона.
Протоколы территориальной избирательной комиссии составляются
в трех экземплярах и подписываются всеми присутствующими членами
избирательной комиссии. К протоколам приобщается сводная таблица об
итогах голосования на соответствующей территории, включающая в себя
полные данные протоколов всех участковых избирательных комиссий.
Член территориальной избирательной комиссии, не согласный с
протоколами в целом или с отдельными их положениями, вправе
приложить к протоколам свое особое мнение, о чем в протоколах
делаются соответствующие записи.
К первым экземплярам протоколов приобщаются жалобы (заявления)
на нарушения настоящего Федерального закона, поступившие в
территориальную избирательную комиссию, а также принятые по ним
решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений)
и решений территориальной избирательной комиссии приобщаются ко
вторым экземплярам протоколов.
Первые экземпляры протоколов территориальной избирательной
комиссии после их подписания вместе с протоколами участковых
избирательных комиссий и сводной таблицей незамедлительно
направляются в соответствующую окружную избирательную комиссию.
Вторые экземпляры протоколов вместе со сводной таблицей и
списками членов территориальной избирательной комиссии с правом
совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов, избирательных
объединений, избирательных блоков, иностранных (международных)
наблюдателей, представителей средств массовой информации,
присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении
протоколов, хранятся у секретаря территориальной избирательной
комиссии до окончания ее работы.
Третьи экземпляры протоколов и сводная таблица предоставляются
для ознакомления доверенным лицам кандидатов, избирательных
объединений, избирательных блоков, наблюдателям, членам
территориальной избирательной комиссии с правом совещательного
голоса, представителям средств массовой информации.
Статья 61. Определение результатов выборов в одномандатном
избирательном округе и установление итогов
голосования по федеральному избирательному округу
На основании протоколов территориальных избирательных комиссий
об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных
окружная избирательная комиссия не позднее чем через семь дней со
дня выборов определяет результаты выборов в одномандатном
избирательном округе и устанавливает итоги голосования по
федеральному избирательному округу на соответствующей территории.
Суммирование содержащихся в протоколах территориальных
избирательных комиссий данных осуществляют непосредственно члены
окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Избранным по одномандатному избирательному округу признается
кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей,
принявших участие в голосовании. При равном числе полученных
кандидатами голосов избранным считается кандидат,
зарегистрированный раньше.
Окружная избирательная комиссия признает выборы по
одномандатному избирательному округу недействительными, если
допущенные при их проведении нарушения настоящего Федерального
закона не позволяют с достоверностью установить результаты
волеизъявления избирателей или если выборы признаны ею
недействительными более чем на трети избирательных участков.
Окружная избирательная комиссия признает выборы по
одномандатному избирательному округу несостоявшимися, если в
выборах приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных
избирателей.
Число избирателей, принявших участие в выборах, определяется
по числу подписей избирателей в списках избирателей при получении
избирательных бюллетеней.
Окружная избирательная комиссия на основании протоколов
соответствующих территориальных избирательных комиссий составляет
протокол N 1 о результатах выборов в одномандатном избирательном
округе, в который вносятся следующие данные:
число территориальных избирательных комиссий в округе;
число протоколов территориальных избирательных комиссий, на
основе которых составлен данный протокол;
число избирателей по одномандатному избирательному округу,
внесенных в списки избирателей;
число избирательных бюллетеней, выданных участковым
избирательным комиссиям;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на
избирательных участках в день выборов;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям,
проголосовавшим досрочно;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям,
проголосовавшим вне помещений для голосования;
число погашенных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных
избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной
формы);
число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных
избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной
формы);
общее число действительных избирательных бюллетеней;
общее число недействительных избирательных бюллетеней (в том
числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не
содержащих отметок ни по одной из позиций);
фамилии, имена и отчества внесенных в избирательный бюллетень
кандидатов и число голосов, поданных за каждого из них;
число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;
фамилия, имя и отчество избранного кандидата.
Окружная избирательная комиссия на основании протоколов N 2
территориальных избирательных комиссий составляет протокол N 2 об
итогах голосования по федеральному избирательному округу, в который
вносятся данные, установленные частью одиннадцатой статьи 59
настоящего Федерального закона.
Протоколы окружной избирательной комиссии составляются в трех
экземплярах и подписываются всеми присутствующими членами
избирательной комиссии. К протоколам приобщается сводная таблица об
итогах голосования по одномандатному избирательному округу,
включающая в себя полные данные протоколов всех территориальных
избирательных комиссий. Член окружной избирательной комиссии, не
согласный с протоколами в целом или с отдельными их положениями,
вправе приложить к протоколам свое особое мнение, о чем в
протоколах делаются соответствующие записи. Первые экземпляры
каждого протокола и сводной таблицы незамедлительно направляются в
Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, вторые
экземпляры указанных протоколов и сводной таблицы хранятся у
секретаря окружной избирательной комиссии.
К первым экземплярам протоколов приобщаются жалобы (заявления)
на нарушения настоящего Федерального закона, поступившие в окружную
избирательную комиссию, а также принятые по ним решения
избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и
решений окружной избирательной комиссии приобщаются ко вторым
экземплярам протоколов.
Вторые экземпляры протоколов вместе со сводной таблицей и
списками членов окружной избирательной комиссии с правом
совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов, избирательных
объединений, избирательных блоков, иностранных (международных)
наблюдателей, представителей средств массовой информации,
присутствующих при установлении итогов голосования и составлении
протоколов, хранятся у секретаря окружной избирательной комиссии до
окончания ее работы.
Третьи экземпляры протоколов и сводная таблица предоставляются
для ознакомления доверенным лицам кандидатов, избирательных
объединений, избирательных блоков, наблюдателям, членам окружной
избирательной комиссии с правом совещательного голоса,
представителям средств массовой информации.
При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах окружной
избирательной комиссии и иных нарушений, а также при сомнении в
правильности составления протокола об итогах голосования по
федеральному избирательному округу Центральная избирательная
комиссия Российской Федерации вправе принять решение о повторном
подсчете голосов избирателей соответствующей окружной избирательной
комиссией. Повторный подсчет голосов избирателей проводится
окружной избирательной комиссией в присутствии члена (членов)
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Избирательные бюллетени хранятся не менее года, протоколы об
итогах голосования и о результатах выборов - не менее года со дня
назначения даты следующих выборов, иные документы избирательных</p>