<p>У К А З
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Утратил силу - Указ Президента
Российской Федерации
от 05.01.94 г. N 19
Об образовании Министерства безопасности
Российской Федерации
(В редакции указов Президента Российской Федерации
от 18.07.92 г. N 789; от 30.11.92 г. N 1491;
от 23.12.92 г. N 1575; от 11.06.93 г. N 920; от 15.10.93 г. N 1636)
В целях обеспечения государственной безопасности Российской
Федерации, защиты суверенитета и территориальной целостности
государства, прав и свобод личности п о с т а н о в л я ю:
1. Образовать Министерство безопасности Российской Федерации
(МБРФ).
Создание Министерства осуществить на базе упраздняемых
Агентства федеральной безопасности РСФСР и Межреспубликанской
службы безопасности с передачей Министерству штатной численности и
личного состава (военнослужащие, рабочие и служащие) указанных
ведомств, выделенных на их содержание финансовых средств, а также
зданий, сооружений, материально-технической базы и иного имущества.
Реорганизацию завершить до 1 июля 1992 года.
2. Утвердить Временное положение о Министерстве безопасности
Российской Федерации (прилагается).
Разрешить Министерству иметь девять заместителей Министра, в
их числе одного первого заместителя Министра , заместителя
Министра - командующего Пограничными войсками Российской Федерации
и заместителя Министра - начальника Управления по городу Москве и
Московской области. В составе Министерства образовать коллегию в
количестве восемнадцати человек. (В редакции указов Президента
Российской Федерации от 18.07.92 г. N 789; от 23.12.92 г. N 1575;
от 11.06.93 г. N 920; от 15.10.93 г. N 1636)
Установить штатную численность военнослужащих, рабочих и
служащих системы Министерства органов безопасности Российской
Федерации в количестве 347,9 тыс. единиц с учетом 210 тыс. единиц
численности Пограничных войск Российской Федерации, в том числе
центрального аппарата Министерства - 3,5 тыс. единиц (без учета
персонала по эксплуатации, охране и обслуживанию служебных зданий
и помещений). (В редакции Указа Президента Российской Федерации
от 18.07.92 г. N 789)
При упорядочении структуры и штатов системы Министерства
осуществить сокращение личного состава.
Разрешить содержать до 1 июля 1992 г. в распоряжении
Министерства работников, выслуживших установленные сроки службы, а
также подлежащих увольнению по сокращению штатов.
Сохранить действующий порядок комплектования Пограничных
войск военнослужащими срочной службы через военные комиссариаты
при участии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской
Федерации. (Дополнен - Указ Президента Российской Федерации
от 18.07.92 г. N 789)
3. Правительству Российской Федерации предусмотреть в бюджете
на 1992 год выделение необходимых финансовых и
материально-технических ресурсов для надлежащего функционирования
системы Министерства безопасности Российской Федерации.
4. Сохранить за военнослужащими, рабочими и служащими системы
Министерства установленные ранее для работников органов
государственной безопасности льготы, порядок и нормы выплаты
денежного довольствия и заработной платы, а также материального и
пенсионного обеспечения.
5. Обеспечить при реорганизации надлежащую социальную защиту
военнослужащих, рабочих и служащих упраздняемых Агентства
федеральной безопасности РСФСР и Межреспубликанской службы
безопасности.
Оставлять на службе высококвалифицированных руководящих и
оперативных работников, сотрудников других категорий в интересах
обеспечения государственной безопасности на территории Российской
Федерации.
Сохранить военнослужащим в случае их назначения при
реорганизации на должности с меньшим должностным окладом получаемые
до такого назначения оклады на весь период работы в этих должностях
до возникновения права на получение оклада в больших размерах. При
увольнении указанных военнослужащих исчислять им пенсию из
сохраненных должностных окладов.
6. Министерству безопасности Российской Федерации совместно с
Министерством юстиции Российской Федерации в шестимесячный срок
представить предложения о внесении изменений и дополнений в
законодательство Российской Федерации о безопасности и органах
безопасности.
Установить, что до принятия соответствующих законодательных и
правительственных нормативных актов Министерство безопасности
Российской Федерации, наряду с законами и иными правовыми актами
Российской Федерации руководствуется правовыми актами бывшего Союза
ССР, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
7. Признать утратившими силу Указы Президента РСФСР:
от 30 сентября 1991 г. N 135 "О мерах по обеспечению
государственной безопасности РСФСР";
от 26 ноября 1991 г. N 233 "О преобразовании Комитета
государственной безопасности в Агентство федеральной безопасности
РСФСР";
от 26 ноября 1991 г. N 234 "О руководителях Агентства
федеральной безопасности РСФСР".
8. Настоящий Указ вступает в силу с момента его подписания.
Президент Российской Федерации Б. Ельцин
Москва, Кремль
24 января 1992 года
N 42
___________________
УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Российской Федерации
от 24 января 1992 г.
N 42
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве безопасности Российской Федерации
(В редакции указов Президента Российской Федерации
от 18.07.92 г. N 789; от 23.12.92 г. N 1575; от 15.10.93 г. N 1636)
Раздел I. Общие положения
1. Министерство безопасности Российской Федерации (МБ РФ)*
является органом государственного управления Российской Федерации,
руководит порученной ему сферой деятельности и в пределах своей
компетенции несет ответственность за обеспечение защиты прав,
свобод и законных интересов личности, безопасности общества и
государства.
Контроль за деятельностью Министерства осуществляет в
установленном порядке Верховный Совет Российской Федерации.
Министерство подчиняется Президенту и Правительству Российской
Федерации.
2. Министерство возглавляет систему, в которую, кроме
центрального аппарата, входят:
органы безопасности республик в составе Российской Федерации;
управления и отделы (отделения) безопасности по краям,
областям, автономной области, автономным округам, районам, городам,
районам в городах;
органы военной контрразведки;
Пограничные войска Российской Федерации; (Дополнен - Указ
Президента Российской Федерации от 18.07.92 г. N 789)
учебные заведения, научно-исследовательские учреждения,
подразделения инженерно-строительного, медицинского,
материально-технического и военного обеспечения; иные учреждения,
предприятия и организации, обеспечивающие решение задач,
возложенных на Министерство**.
3. Министерство в своей деятельности руководствуется
Конституцией, законами, Указами Президента и иными правовыми актами
Российской Федерации, международными договорами Российской
Федерации, настоящим Положением, а также правовыми актами бывшего
Союза ССР, не противоречащими законодательству Российской
Федерации.
4. Деятельность Министерства и органов его системы
осуществляется на основе принципов законности, демократизма,
уважения прав, свобод и законных интересов личности, равенства всех
перед законом, гласности, подконтрольности представительным органам
власти и во взаимодействии с другими государственными органами,
предприятиями, учреждениями, организациями и общественными
объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.
________________
* Далее по тексту - Министерство.
** Далее по тексту - органы системы.
Раздел II. Компетенция Министерства
5. Министерство и органы его системы, осуществляя свою
деятельность в пределах установленных законодательством полномочий:
обеспечивают защиту государственного суверенитета,
территориальной целостности и обороноспособности Российской
Федерации, ее конституционного строя, прав, свобод и законных
интересов личности;
реализуют и несут ответственность за осуществление
государственной политики Российской Федерации по вопросам
безопасности, отнесенным к ведению Министерства; участвуют в
выполнении федеральных программ по обеспечению безопасности
личности, общества, государства; определяют приоритетные
направления работы органов системы Министерства, разрабатывают и
реализуют комплексные программы совершенствования их деятельности;
обеспечивают Президента, высшие органы законодательной и
исполнительной власти Российской Федерации информацией об угрозах
безопасности государству и о чрезвычайных ситуациях, которые могут
повлечь тяжкие социально-политические, экономические, военные,
экологические последствия для интересов Российской Федерации, а
также сведениями, необходимыми для решения задач по обеспечению
государственной безопасности, оборонного строительства,
научно-технического прогресса, внешнеполитической и
внешнеэкономической деятельности;
осуществляют анализ и прогнозирование внутриполитической,
социально-экономической и криминогенной обстановки в Российской
Федерации и кризисных ситуаций в других государствах, затрагивающих
безопасность Российской Федерации, организуют получение информации
в этих целях;
организуют и осуществляют контрразведывательную работу по
выявлению, предупреждению и пресечению разведывательно-подрывной
деятельности иностранных спецслужб и организаций против Российской
Федерации; проводят совместно со Службой внешней разведки
Российской Федерации с территории России работу по добыванию
разведывательной информации; осуществляют координацию и
взаимодействие со Службой внешней разведки Российской
Федерации,Федеральным агентством правительственной связи и
информации при Президенте Российской Федерации, Главным
управлением охраны Российской Федерации; (В редакции Указа
Президента Российской Федерации от 18.07.92 г. N 789)
организуют и осуществляют охрану государственной границы
Российской Федерации на суше, море, реках, озерах и иных водоемах
и экономической зоны Российской Федерации, участвуют в разработке
и осуществлении мер по охране континентального шельфа Российской
Федерации; (Дополнен - Указ Президента Российской Федерации
от 18.07.92 г. N 789)
осуществляют меры по обеспечению экономической безопасности и
функционирования государственных и негосударственных хозяйственных
структур в республике, предотвращению попыток нанесения ущерба их
интересам в сфере международного экономического сотрудничества и
совместного предпринимательства;
организуют систему защиты сведений, составляющих
государственную тайну, участвуют в защите государственных секретов
и коммерческой тайны, оказывают в этих целях содействие
предприятиям, учреждениям и организациям;
разрабатывают и осуществляют совместно с другими
государственными органами меры по обеспечению безопасности
Вооруженных Сил, органов внутренних дел и внутренних войск, иных
предусмотренных законодательством Российской Федерации воинских
формирований;
обеспечивают безопасность оборонного комплекса, атомной
энергетики, космоса, транспорта и связи, других стратегических
объектов;
обеспечивают безопасность иностранных представительств на
территории Российской Федерации, а также участвуют в осуществлении
мероприятий по безопасности организаций, учреждений и граждан
Российской Федерации за рубежом;
организуют и осуществляют выявление, предупреждение и
пресечение преступлений, расследование которых отнесено законом к
ведению органов безопасности, борьбу с терроризмом и другими
насильственными действиями, посягающими на конституционный строй,
коррупцией в органах государственной власти и управления, в том
числе - правоохранительных органах, контрабандой, наркобизнесом и
другими преступлениями, носящими международный характер и
затрагивающими интересы безопасности Российской Федерации;
принимают в целях повышения эффективности оперативно-розыскной
деятельности и предварительного следствия меры по предупреждению,
раскрытию и пресечению тяжких, особо тяжких преступлений; оказывают
в установленном порядке необходимое содействие
оперативно-техническими средствами органам внутренних дел и
прокуратуры;
осуществляют меры по обеспечению государственной безопасности
при проведении на территории Российской Федерации
общественно-политических мероприятий федерального,
межгосударственного или международного характера;
участвуют в соответствии с законом в обеспечении правового
режима чрезвычайного и военного положения в случаях их введения на
территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях;
разрабатывают и осуществляют мероприятия по обеспечению
готовности к функционированию в военное время пунктов управления
государством и Вооруженными Силами, организуют и обеспечивают
мобилизационную подготовку органов системы Министерства;
обобщают практику применения законодательства по вопросам,
отнесенным к ведению Министерства, вносят предложения по его
совершенствованию; осуществляют в пределах своей компетенции
нормотворческую деятельность; участвуют в подготовке проектов
законов и иных правовых актов; подведомственным органам
методическую помощь в организации правовой работы;
организуют и проводят научные исследования проблем обеспечения
безопасности личности, общества, государства, а также
опытно-конструкторские работы, обеспечивают внедрение достижений
науки, техники и передового опыта в деятельность органов системы
Министерства;
организуют и осуществляют меры по обеспечению собственной
безопасности, принимают участие в обеспечении безопасности
шифровальной и дешифровальной работы и специальных видов связи
(правительственной, шифрованной, засекреченной);
создают информационные системы, определяют в соответствии с
законодательством Российской Федерации порядок учета, хранения и
использования оперативных, следственных и других материалов,
относящихся к деятельности Министерства;
разрабатывают и реализуют программы кадрового обеспечения
системы Министерства, организуют подготовку, переподготовку и
повышение квалификации кадров, осуществляют защиту социальных прав
и законных интересов работников системы Министерства;
осуществляют капитальное строительство и централизованное
обеспечение органов системы Министерства боевой и специальной
техникой, вооружением, а также другими материально-техническими и
финансовыми ресурсами, контролируют их использование;
создают, реорганизуют и ликвидируют в установленном порядке
предприятия, образуют централизованные фонды и резервы за счет
средств и имущества подведомственных Министерству предприятий;
координируют в системе Министерства работу по стандартизации,
метрологии, изобретательству и рационализации, устанавливают в
соответствии с действующими в Российской Федерации стандартами
единые требования по организации делопроизводства и архивного дела
в органах системы Министерства;
осуществляют в интересах обеспечения безопасности Российской
Федерации сотрудничество с правительственными и правоохранительными
органами других государств, а также с международными организациями;
участвуют в подготовке международных договоров и организуют их
выполнение в пределах компетенции Министерства; обеспечивают
взаимодействие с органами безопасности суверенных государств на
территории бывшего СССР и осуществляют контакты со специальными
службами иностранных государств;
осуществляют иные обязанности в интересах обеспечения
государственной безопасности по решениям высших органов
законодательной власти, Президента и исполнительной власти
Российской Федерации.
Раздел III. Организация деятельности Министерства
6. Министерство возглавляет Министр, назначаемый на должность
и освобождаемый от должности Президентом России.
7. Министр безопасности Российской Федерации:
несет персональную ответственность за выполнение возложенных
на Министерство задач и обязанностей;
организует работу Министерства и руководит деятельностью
органов системы Министерства; устанавливает компетенцию должностных
лиц системы Министерства по самостоятельному решению
организационных, структурно-штатных, кадровых, финансовых,
производственно-хозяйственных и иных вопросов; утверждает положения
о самостоятельных структурных подразделениях Министерства;
издает на основании и во исполнение действующего
законодательства приказы и иные правовые акты, организует проверку
их исполнения; принимает в необходимых случаях нормативные акты
совместно или по согласованию с другими министерствами и
ведомствами Российской Федерации;
приостанавливает действие противоречащих законодательству
Российской Федерации приказов и иных правовых актов руководителей
республиканских в составе Российской Федерации органов
безопасности, вносит предложения об их отмене на рассмотрение
высших органов исполнительной власти соответствующей республики;
вносит на рассмотрение Президента и Правительства Российской
Федерации проекты правовых актов и предложения по
совершенствованию действующего законодательства по вопросам
обеспечения безопасности, охраны государственной границы и морской
экономической зоны Российской Федерации; (В редакции Указа
Президента Российской Федерации от 18.07.92 г. N 789)
вносит предложения Президенту Российской Федерации о
назначении первого заместителя Министра , а Правительству
Российской Федерации - о назначении заместителей Министра;
(В редакции указов Президента Российской Федерации
от 23.12.92 г. N 1575; от 15.10.93 г. N 1636)
осуществляет в пределах своей компетенции назначение на
должности и освобождение от должностей руководящего состава органов
системы Министерства;
зачисляет военнообязанных запаса на действительную военную
службу в системе Министерства, присваивает воинские звания до
полковника включительно, в порядке исключения принимает решения о
зачете в выслугу лет трудового стажа до зачисления на
действительную военную службу;
представляет Президенту Российской Федерации ходатайства о
присвоении воинских званий высшего офицерского состава;
устанавливает численность военнослужащих, рабочих и служащих
научно-исследовательских, медицинских подразделений системы
Министерства и персонала (включая военнослужащих) по эксплуатации,
охране и обслуживанию служебных помещений и зданий в пределах
ассигнований, выделяемых на эти цели Министерству безопасности
Российской Федерации;
увольняет военнослужащих с действительной военной службы в
запас или отставку, кроме лиц высшего офицерского состава,</p>
Указ Президента Российской Федерации от 24.01.1992 г. № 42
Об образовании Министерства безопасности Российской Федерации