УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О Государственной налоговой службе Российской Федерации
(В редакции указов Президента Российской Федерации от 06.04.1994 № 667; от 16.12.1994 № 2180; от 22.07.1998 № 866; от 19.07.2001 № 876)
В целях повышения роли и укрепления Государственной налоговой службы Российской Федерации, обеспечения независимости ее деятельности, сохранения и развития кадрового потенциала постановляю:
1. Органы Государственной налоговой службы Российской Федерации составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства. Государственная налоговая служба Российской Федерации, входящая в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации, подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
2. Утвердить Положение о Государственной налоговой службе Российской Федерации согласно приложению № 1.
3. С 1 января 1992 г. исходя из необходимости существенного повышения уровня обеспечения деятельности Государственной налоговой службы Российской Федерации:
Правительству Российской Федерации перевести органы Государственной налоговой службы Российской Федерации на материально-техническое обеспечение, принятое для министерств и ведомств Российской Федерации, включая обеспечение их работников применительно к порядку, установленному для работников органов внутренних дел Российской Федерации. Предусматривать в республиканском бюджете Российской Федерации отдельной строкой ассигнования на содержание органов Государственной налоговой службы Российской Федерации, исходя из необходимого увеличения численности работников и объемов капитальных вложений;
разрешить Государственной налоговой службе Российской Федерации создать централизованный фонд социального развития в размере 25 процентов от годового фонда оплаты труда работников налоговых органов за счет средств, дополнительно взысканных ими в результате проведенной контрольной работы (в пределах до 10 процентов этих сумм);
установить гарантии правовой и социальной защиты работников Государственной налоговой службы Российской Федерации согласно приложению № 2.
Правительству Российской Федерации в месячный срок представить дополнительные предложения о повышении социального, а также пенсионного обеспечения работников органов Государственной налоговой службы Российской Федерации.
4. (Утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 19.07.2001 № 876)
5. Ввести для работников органов Государственной налоговой службы Российской Федерации, которым присвоены классные чины, форменную одежду.
Правительству Российской Федерации утвердить описание формы одежды, табель обмундирования, нормы и порядок его выдачи.
6. Обеспечение социально-бытового и медицинского обслуживания центрального аппарата Государственной налоговой службы Российской Федерации в установленном порядке осуществляется соответствующими подразделениями Администрации Президента Российской Федерации, а государственных налоговых инспекций - органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, городов, районов и районов в городах.
7. Главам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, главам администраций краев, областей, автономных образований, городов и районов обеспечить соответствующие государственные налоговые инспекции служебными помещениями, исходя из действующих нормативов.
Президент Российской Федерации Б.Ельцин
Москва, Кремль
31 декабря 1991 года
№ 340
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1к Указу ПрезидентаРоссийской Федерацииот 31 декабря 1991 г. № 340
ПОЛОЖЕНИЕо Государственной налоговой службе Российской Федерации
(В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.12.1994 № 2180)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Единая независимая централизованная система органов Государственной налоговой службы Российской Федерации состоит из центрального республиканского (Российской Федерации) органа государственного управления (Государственной налоговой службы Российской Федерации) и государственных налоговых инспекций по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, районам, городам (за исключением городов районного подчинения) и районам в городах, которые являются юридическими лицами, имеют самостоятельную смету расходов, текущие счета в учреждениях банков, печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием и подчиняются Руководителю Государственной налоговой службы Российской Федерации и ее вышестоящим органам.
2. Государственная налоговая служба Российской Федерации входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации, подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
3. Государственная налоговая служба Российской Федерации и ее органы на местах в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. "О Государственной налоговой службе РСФСР", другим законодательством Российской Федерации и республик в ее составе, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями Верховного Совета Российской Федерации, Верховных Советов республик в составе Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями и решениями органов государственной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов и районов в городах по налоговым вопросам в пределах предоставленных им прав и настоящим Положением.
4. Государственные налоговые органы взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов и районов в городах в процессе государственной регистрации предприятий, контроля за исполнение решений по вопросам налогообложения, координации работы по сбору необходимой информации для составления соответствующих бюджетов.
5. Государственная налоговая служба Российской Федерации ежеквартально информирует Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, а ее органы на местах информируют соответствующие органы государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов и районов в городах о соблюдении налогового законодательства на их территории и о налогах и платежах, поступивших в соответствующие бюджеты.
6. Структура и штатные расписания центрального аппарата Государственной налоговой службы Российской Федерации, государственных налоговых инспекций по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, районам, городам (за исключением городов районного подчинения) и районам в городах утверждаются руководителями этих органов в пределах установленного им фонда оплаты труда. Функции структурных подразделений органов Государственной налоговой службы Российской Федерации утверждаются соответствующими руководителями.
7. Государственная налоговая служба Российской Федерации возглавляется Руководителем в ранге Министра Российской Федерации, назначаемым Президентом Российской Федерации.
8. Руководитель Государственной налоговой службы Российской Федерации имеет заместителей, назначаемых по его представлению Правительством Российской Федерации.
Начальники государственных налоговых инспекций по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу назначаются Руководителем Государственной налоговой службы Российской Федерации.
Начальники государственных налоговых инспекций по другим административно-территориальным образованиям назначаются начальниками вышестоящих государственных налоговых инспекций.
9. На должности работников Государственной налоговой службы Российской Федерации всех уровней назначаются лица, отвечающие требованиям квалификационных характеристик должностей работников, в порядке, устанавливаемом Руководителем Государственной налоговой службы Российской Федерации.
10. Работникам Государственной налоговой службы Российской Федерации, выбывшим из ее состава в результате неспособности по состоянию здоровья длительное время исполнять свои служебные обязанности, выплачивается выходное пособие в размере годового содержания.
11. Оказание материальной помощи работникам Государственной налоговой службы Российской Федерации производится в размере месячной заработной платы по должностным окладам с учетом соответствующих доплат за классные чины.
12. Премирование работников Государственной налоговой службы Российской Федерации производится исходя из двухмесячной заработной платы по должностным окладам с учетом соответствующих доплат за классные чины. Конкретные размеры премий работникам и руководителям всех уровней органов Государственной налоговой службы Российской Федерации определяются в соответствии с их личным вкладом в общие результаты работы и максимальными размерами не ограничиваются.
13. Руководители налоговых органов могут устанавливать работникам надбавки за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы в размере до 50 процентов должностного оклада из фонда, исчисленного в размере месячного фонда заработной платы по должностным окладам и соответствующим доплатам за классные чины. Эти надбавки отменяются или уменьшаются при несвоевременном выполнении заданий, ухудшении качества работы, а также нарушении трудовой дисциплины.
14. Экономия ассигнований по фонду заработной платы (оплаты труда) остается в распоряжении налоговых органов и используется ими в текущем году и последующих годах на улучшение социально-бытовых условий работников Государственной налоговой службы Российской Федерации.
II. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
15. Главной задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации и республик в ее составе, органами государственной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов, районов в городах в пределах их компетенции.
16. Центральный аппарат Государственной налоговой службы Российской Федерации, реализуя права и исполняя обязанности, предусмотренные Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. "О Государственной налоговой службе РСФСР" и налоговым законодательством в Российской Федерации, руководит работой государственных налоговых инспекций и выполняет следующие основные функции:
а) проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
б) осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через банки и иные финансово-кредитные учреждения;
в) анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и других платежах в бюджет;
г) участвует в установленном порядке совместно с Министерством экономики и финансов Российской Федерации в разработке налоговой политики и налогового законодательства;
д) осуществляет контроль за изданием министерствами, ведомствами и другими организациями нормативных документов, связанных с налогообложением, и в необходимых случаях ставит вопрос об отмене указанных документов, как не соответствующих действующему законодательству;
е) разрабатывает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, а также формы отчетов о проведенной государственными налоговыми инспекциями работе;
ж) обобщает практику применения нормативных актов по налогам и другим платежам в бюджет, организует проведение этой работы государственными налоговыми инспекциями и подготавливает предложения по ее совершенствованию;
з) производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, включая совместные предприятия, объединения и организации с участием российских и иностранных юридических лиц и граждан, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (в дальнейшем именуются - предприятия, учреждения,организации и граждане) проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;
и) в случаях непосредственного осуществления контроля за плательщиками налогов и других платежей в бюджет выполняет в отношении этих плательщиков те же функции, что и налоговые инспекции по городам без районного деления и районам в городах;
к) организует работу государственных налоговых инспекций:
по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;
по проведению проверок правильности взимания и сохранности денежных средств, полученных в уплату государственной пошлины, а также при осуществлении кассовых операций сельских Советов народных депутатов по приему от населения денежных средств в уплату налоговых платежей;
л) координирует проведение с правоохранительными и контролирующими республиканскими органами мероприятий по усилению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
м) получает, обобщает и анализирует отчеты государственных налоговых инспекций о проделанной работе и разрабатывает предложения по ее совершенствованию;
н) проводит обследования и проверки организации работы налоговых инспекций на всех уровнях, принимает меры к устранению выявленных недостатков и нарушений, а также заслушивает в необходимых случаях отчеты руководителей проверенных инспекций о состоянии контрольной работы, оказывает методическую и практическую помощь в ее организации, изучает постановку работы и распространяет положительный опыт среди работников налоговой службы;
о) осуществляет контроль за состоянием инспекторской работы государственных налоговых инспекций по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям и городам с районным делением;
п) проводит мероприятия по профессиональной подготовке и переподготовке кадров;
р) осуществляет связи с налоговыми службами Содружества Независимых Государств, иностранных государств и международными налоговыми организациями в соответствии с имеющимися соглашениями, изучает опыт организации деятельности налоговых служб зарубежных стран и разрабатывает предложения по его практическому использованию в деятельности Государственной налоговой службы Российской Федерации;
с) подготавливает совместно с Министерством экономики и финансов Российской Федерации и реализует межправительственные соглашения во избежание двойного налогообложения доходов и имущества юридических и физических лиц стран-участниц;
т) осуществляет меры по созданию информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работ государственных налоговых инспекций;
у) координирует работу по взаимодействию с органами государственной власти и управления всех уровней по вопросам обеспечения налоговых органов Российской Федерации служебными помещениями, транспортом, вычислительной техникой, другими материально-техническими средствами, а их работников - жильем, дошкольными и школьными учреждениями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и правительствами республик в составе Российской Федерации.
17. Государственные налоговые инспекции по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям и городам с районным делением реализуют права и выполняют обязанности, предусмотренные Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. "О Государственной налоговой службе РСФСР" и налоговым законодательством Российской Федерации, и осуществляют функции применительно к функциям, предусмотренным пунктами 16 и 18 настоящего Положения.
В тех случаях, когда указанные налоговые инспекции непосредственно осуществляют контроль за плательщиками налогов и других платежей в бюджет, они выполняют в отношении этих плательщиков те же функции, что и налоговые инспекции по районам в городах и городах без районного деления.
18. Государственные налоговые инспекции по районам, городам без районного деления и районам в городах в соответствии с правами и обязанностями, предусмотренными Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. "О Государственной налоговой службе РСФСР" и налоговым законодательством Российской Федерации, выполняют следующие основные функции:
а) осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
б) обеспечивают своевременный и полный учет плательщиков налогов и других платежей в бюджет, правильность исчисления платежей гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также поступление этих платежей в соответствующий бюджет;
в) контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверяют достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налогов и других платежей в бюджет;
г) осуществляют возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через банки и иные финансово-кредитные учреждения;
д) осуществляют свою контрольную работу во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, правоохранительными и финансовыми органами, банками, органами казначейства; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.12.1994 № 2180)
е) передают правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;
ж) предъявляют в суд и арбитражный суд иски:
о ликвидации предприятия любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, о признании регистрации предприятия недействительной в случаях нарушения установленного порядка создания предприятия или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных в этих случаях;
о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;
о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий;
з) обеспечивают правильность применения финансовых санкций, предусмотренных законодательством Российской Федерации и республик в ее составе за нарушение обязательств перед бюджетом, административных штрафов за эти нарушения, допущенные должностными лицами предприятий, учреждений, организаций и гражданами, и своевременность взыскания средств по ним;
и) производят осмотр, фиксацию содержания и изъятия у предприятий, учреждений и организаций документов, свидетельствующих