РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации
Принят Государственной Думой 23 сентября 2025 года
Одобрен Советом Федерации 24 сентября 2025 года
Статья 1
Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1383; 1999, № 28, ст. 3483; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 13, ст. 1078; 2006, № 30, ст. 3290; 2007, № 50, ст. 6245; 2008, № 30, ст. 3616; 2011, № 7, ст. 901; № 15, ст. 2019, 2024; 2012, № 31, ст. 4318; 2013, № 23, ст. 2882; № 27, ст. 3477; 2014, № 16, ст. 1836; № 30, ст. 4254; № 42, ст. 5615; 2015, № 29, ст. 4356, 4379, 4380; 2016, № 1, ст. 82; № 27, ст. 4224; 2017, № 31, ст. 4777; 2020, № 8, ст. 915; 2021, № 24, ст. 4188, 4226; № 27, ст. 5159; 2022, № 1, ст. 57; № 12, ст. 1783; № 48, ст. 8325; № 52, ст. 9377; 2023, № 1, ст. 24; № 12, ст. 1878; № 14, ст. 2384; № 32, ст. 6219; 2024, № 6, ст. 765; № 33, ст. 4985; 2025, № 17, ст. 2120; № 31, ст. 4658) следующие изменения:
1) подпункт 4 пункта 1 статьи 8 изложить в следующей редакции:
"4) деятельность юридических лиц, осуществляющих разработку и (или) изготовление подлежащей обязательной сертификации в соответствии с подпунктами 2, 21 и 3 настоящего пункта авиационной техники, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок пассажиров, светосигнального и метеорологического оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, за исключением деятельности по разработке бортового авиационного оборудования.
Требования к юридическим лицам, указанным в абзаце первом настоящего подпункта, устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации. Требования, установленные настоящим подпунктом, могут быть изменены или исключены в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых и технологических инноваций в Российской Федерации".";
2) пункт 1 статьи 82 изложить в следующей редакции:
"1. Обязательная сертификация, предусмотренная подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 настоящего Кодекса, а также сертификация изготовителей радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, предусмотренная подпунктом 4 пункта 1 статьи 8 настоящего Кодекса, проводится с привлечением сертификационных центров.
Обязательная сертификация, предусмотренная подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 настоящего Кодекса, проводится с привлечением сертификационных центров и испытательных лабораторий.
Обязательная сертификация, предусмотренная подпунктами 2, 21 и 4 пункта 1 статьи 8 настоящего Кодекса, проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, с привлечением подведомственной ему организации в случае принятия указанным федеральным органом исполнительной власти решения о возложении на эту организацию функций по проведению обязательной сертификации, предусмотренной подпунктами 2, 21 и 4 пункта 1 статьи 8 настоящего Кодекса.
Порядок привлечения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, подведомственной ему организации, сертификационных центров и испытательных лабораторий устанавливается федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.";
3) в статье 83:
а) наименование изложить в следующей редакции:
"Статья 83. Обязательная сертификация светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, деятельности юридических лиц, осуществляющих изготовление радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем";
б) дополнить пунктами 9 и 10 следующего содержания:
"9. Порядок проведения обязательной сертификации деятельности юридических лиц, осуществляющих изготовление радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем (далее в настоящей статье - изготовители оборудования), должен содержать в том числе:
1) требования к документам, представляемым в целях проведения обязательной сертификации деятельности изготовителей оборудования, включая требования к содержанию таких документов;
2) порядок проведения проверок соответствия деятельности изготовителей оборудования требованиям федеральных авиационных правил, указанных в пункте 10 настоящей статьи, а также виды таких проверок;
3) требования к документам, оформляемым по результатам проведения проверок соответствия деятельности изготовителей оборудования требованиям федеральных авиационных правил, указанных в пункте 10 настоящей статьи, включая требования к содержанию таких документов и порядок их оформления;
4) порядок оформления документов по результатам подтверждения соответствия деятельности изготовителей оборудования требованиям федеральных авиационных правил, указанных в пункте 10 настоящей статьи (далее в настоящей статье - сертификаты соответствия), и формы сертификатов соответствия;
5) основания и порядок замены сертификатов соответствия, включая основания для отказа в такой замене;
6) требования к срокам действия сертификатов соответствия.
10. Требования к изготовителям оборудования устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, и должны содержать в том числе:
1) требования к организационной структуре изготовителя оборудования и наличию персонала, занятого в процессах изготовления оборудования;
2) требования к наличию помещений, производственных площадей и средств технологического оснащения;
3) требования к обеспечению изготовителем оборудования контроля за качеством изготовления оборудования;
4) требования к сопровождению эксплуатации изготовленного оборудования;
5) требования к управлению рабочей конструкторской документацией, включая требования к учету, хранению, изготовлению копий и изменению такой документации;
6) требования к управлению эксплуатационной документацией на изготавливаемое оборудование;
7) требования к управлению комплектующими изделиями и материалами, используемыми при изготовлении оборудования, включая требования к осуществлению входного контроля их качества;
8) требования к осуществлению контроля и проведению испытаний изготавливаемого оборудования;
9) требования к управлению несоответствующими результатами процессов;
10) требования к документированию жизненного цикла каждого изготовленного экземпляра оборудования, включая документирование сведений об изготовлении экземпляра оборудования, о составе экземпляра оборудования, владельце оборудования, вводе его в эксплуатацию, выполнении доработок оборудования, проведенных испытаниях экземпляра оборудования при вводе его в эксплуатацию и после выполнения доработок, полученных рекламациях на качество оборудования, прекращении эксплуатации (списании) экземпляра оборудования.";
4) статью 14 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Порядок планирования и координирования использования воздушного пространства устанавливается федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, которые должны содержать в том числе:
1) порядок получения и обработки органами единой системы организации воздушного движения информации о планах использования воздушного пространства, ходе их выполнения, а также другой информации по вопросам разрешительного и уведомительного порядка использования воздушного пространства;
2) порядок стратегического, предтактического и тактического (текущего) планирования использования воздушного пространства, координирования использования воздушного пространства в целях его распределения по месту, времени и высоте между пользователями воздушного пространства, а также обеспечения организации потоков воздушного движения;
3) порядок взаимодействия органов единой системы организации воздушного движения между собой, с органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства, органами противовоздушной обороны в части выявления воздушных судов - нарушителей порядка использования воздушного пространства.";
5) статью 15 изложить в следующей редакции:
"Статья 15. Структура и классификация воздушного пространства
1. Структура и классификация воздушного пространства устанавливаются (изменяются) в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
2. Порядок, указанный в пункте 1 настоящей статьи, определяет в том числе:
1) порядок представления обоснования необходимости установления (изменения) элементов структуры и классификации воздушного пространства;
2) порядок представления предложений об установлении (изменении) границ элементов структуры и классификации воздушного пространства;
3) порядок описания границ элементов структуры и классификации воздушного пространства;
4) порядок рассмотрения и согласования поступающих предложений об установлении (изменении) границ элементов структуры и классификации воздушного пространства:
с руководящими органами единой системы организации воздушного движения;
с оперативными органами единой системы организации воздушного движения;
с операторами аэродромов гражданской авиации и лицами, назначенными уполномоченными органами, в ведении которых находятся аэродромы государственной и экспериментальной авиации;
с федеральными органами исполнительной власти, в интересах которых установлены запретные зоны и зоны ограничения полетов (постоянные зоны ограничения полетов, временные зарезервированные зоны ограничения полетов), Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом";
5) требования к оформлению предложений об установлении (изменении) границ элементов структуры и классификации воздушного пространства;
6) порядок представления руководящими органами единой системы организации воздушного движения предложений об установлении (изменении) структуры и классификации воздушного пространства в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, после их рассмотрения и согласования в соответствии с подпунктом 4 настоящего пункта.
3. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, на основании предложений, разрабатываемых и представляемых в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются:
1) запретные зоны;
2) зоны ограничения полетов (постоянные зоны ограничения полетов, временные зарезервированные зоны ограничения полетов);
3) постоянные опасные зоны;
4) зоны полетов беспилотных воздушных судов;
5) зоны единой системы организации воздушного движения Российской Федерации;
6) районы контролируемых аэродромов (вертодромов);
7) границы классов воздушного пространства Российской Федерации.";
6) статью 16 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Порядок регистрации нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации, указанный в пункте 2 настоящей статьи, должен содержать в том числе:
1) порядок регистрации уполномоченным органом в области использования воздушного пространства нарушений использования воздушного пространства Российской Федерации;
2) перечень подлежащей регистрации информации о нарушении порядка использования воздушного пространства Российской Федерации.";
7) дополнить статьей 242 следующего содержания:
"Статья 242. Предотвращение авиационных происшествий
1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, в целях проведения анализа информации о безопасности полетов в гражданской авиации и определения мероприятий, необходимых для предотвращения авиационных происшествий и инцидентов, осуществляет сбор, обработку, систематизацию, хранение, анализ и использование информации об авиационных происшествиях и инцидентах с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, об авиационных происшествиях и инцидентах с гражданскими воздушными судами Российской Федерации, произошедших за пределами территории Российской Федерации, о рекомендациях по обеспечению безопасности полетов, предложенных комиссией по расследованию авиационного происшествия или инцидента в ходе расследования или по результатам расследования авиационного происшествия или инцидента, о дополнительных рекомендациях по обеспечению безопасности полетов, разработанных уполномоченными органами гражданской авиации в соответствии с пунктом 3 статьи 95 настоящего Кодекса на основании результатов рассмотрения или анализа нескольких авиационных происшествий или инцидентов, о результатах рассмотрения рекомендаций по обеспечению безопасности полетов, предложенных комиссией по расследованию авиационного происшествия или инцидента в ходе расследования или по результатам расследования авиационного происшествия или инцидента, выполняет иные функции в соответствии с настоящим Кодексом.
2. Сбор, обработка, систематизация, хранение, анализ и использование информации о результатах расследований авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи производятся с использованием федеральной государственной информационной системы "Автоматизированная информационная система оказания государственных услуг Федерального агентства воздушного транспорта" (далее также - АИС ОГУ), предусмотренной статьей 1012 настоящего Кодекса.
3. АИС ОГУ, предназначенная для выполнения требований пункта 1 настоящей статьи, должна содержать следующую информацию:
1) об учетном номере авиационного происшествия или инцидента;
2) о виде документа, на основании которого вносятся данные в АИС ОГУ;
3) о классификации авиационного происшествия или инцидента;
4) о дате и времени авиационного происшествия или инцидента;
5) о дате первичного сообщения об авиационном происшествии или инциденте;
6) о виде воздушного судна, с которым произошли авиационное происшествие или инцидент;
7) о типе воздушного судна, с которым произошли авиационное происшествие или инцидент;
8) о государственном и регистрационном опознавательных знаках, бортовом номере воздушного судна, с которым произошли авиационное происшествие или инцидент;
9) о собственнике, владельце и (или) об эксплуатанте воздушного судна, с которым произошли авиационное происшествие или инцидент;
10) о принадлежности воздушного судна, с которым произошли авиационное происшествие или инцидент, к виду авиации;
11) о государстве регистрации и государстве эксплуатанта воздушного судна, с которым произошли авиационное происшествие или инцидент;
12) о месте авиационного происшествия или инцидента;
13) об описании обстоятельств авиационного происшествия или инцидента;
14) о заключении комиссии по расследованию авиационного происшествия или инцидента;
15) о полете воздушного судна, с которым произошли авиационное происшествие или инцидент, и характеристиках полета;
16) об этапе эксплуатации воздушного судна, с которым произошли авиационное происшествие или инцидент;
17) о типе местности в районе авиационного происшествия или инцидента;
18) о полученных в результате авиационного происшествия или инцидента телесных повреждениях людей на борту воздушного судна, с которым произошли авиационное происшествие или инцидент, и людей на земле;
19) о последствиях для воздушного судна, с которым произошли авиационное происшествие или инцидент, и других объектов, вовлеченных в авиационное происшествие или инцидент;
20) о воздушном судне, с которым произошли авиационное происшествие или инцидент, об агрегатах, изделиях и о деталях воздушного судна, с состоянием которых связаны авиационное происшествие или инцидент;
21) о метеорологических условиях в момент авиационного происшествия или инцидента;
22) о членах экипажа воздушного судна, с деятельностью которых связаны авиационное происшествие или инцидент (фамилия, имя, отчество, пол, должность, дата рождения, гражданство, наименования организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и годы их окончания, наименования направлений подготовки (специальностей) (при наличии), квалификация (при наличии), метеорологический минимум, общий налет, налет на типе воздушного судна, с которым произошли авиационное происшествие или инцидент, налет в должности, налет по виду работ, при выполнении которых произошли авиационное происшествие или инцидент, вид, номер, дата выдачи свидетельства специалиста авиационного персонала);
23) о персонале наземных служб, с деятельностью которых связаны авиационное происшествие или инцидент (фамилия, имя, отчество, пол, должность, дата рождения, гражданство, наименования организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и годы их окончания, наименования направлений подготовки (специальностей) (при наличии), квалификация (при наличии);
24) об аэродроме (о вертодроме, посадочной площадке), на территории которого произошли авиационное происшествие или инцидент (наименование и индекс местоположения аэродрома (вертодрома, посадочной площадки), координаты контрольной точки, превышение над уровнем моря, магнитный курс взлета или посадки, длина и ширина взлетно-посадочной полосы, состояние поверхности взлетно-посадочной полосы);
25) о пожаре на воздушном судне, с которым произошли авиационное происшествие или инцидент, и (или) на месте авиационного происшествия или инцидента (информация о моменте возникновения пожара, об источнике восплам