РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О занятости населения в Российской Федерации
Принят Государственной Думой 30 ноября 2023 года
Одобрен Советом Федерации 7 декабря 2023 года
(В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 324-ФЗ)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические, организационные основы государственной политики в сфере занятости населения, государственного контроля за соблюдением законодательства о занятости населения.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) занятость - трудовая деятельность и иная не противоречащая законодательству Российской Федерации деятельность граждан, осуществляемая ими в целях производства товаров, выполнения работ или оказания услуг и направленная на получение дохода;
2) граждане, ищущие работу, - граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы в порядке, предусмотренном статьей 22 настоящего Федерального закона;
3) безработные граждане - граждане Российской Федерации, признанные безработными в порядке, предусмотренном статьей 23 настоящего Федерального закона;
4) граждане, испытывающие трудности в поиске работы:
а) инвалиды;
б) лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и ищущие работу в течение одного года с даты освобождения;
в) несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;
г) граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно);
д) беженцы и вынужденные переселенцы;
е) граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей;
ж) одинокие и многодетные родители, усыновители, опекуны (попечители), воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;
з) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф;
и) граждане в возрасте от 18 до 25 лет, имеющие среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущие работу в течение одного года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации (в случае прохождения указанными гражданами в данный период военной службы по призыву - с даты окончания прохождения военной службы по призыву);
5) граждане, впервые ищущие работу, - граждане, которые ранее не работали (не состояли в трудовых (служебных) отношениях);
6) граждане, находящиеся под риском увольнения, - работники, в отношении которых по инициативе работодателя принято решение о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, простоя, проведении мероприятий по увольнению в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;
7) профилирование граждан, ищущих работу, безработных граждан - распределение граждан, ищущих работу, безработных граждан на группы с учетом сферы их предыдущей профессиональной деятельности, опыта работы, социально-демографических и других характеристик в целях предоставления им мер государственной поддержки в сфере занятости населения;
8) профилирование работодателей - распределение работодателей на группы в зависимости от организационно-правовой формы, вида экономической деятельности, финансово-экономического положения и других характеристик в целях предоставления им мер государственной поддержки в сфере занятости населения.
2. Другие понятия используются в настоящем Федеральном законе в значении, определяемом другими федеральными законами, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Занятые граждане
Занятыми являются граждане:
1) работающие по трудовому договору, проходящие государственную службу соответствующего вида, муниципальную службу или имеющие иную оплачиваемую работу (службу), кроме граждан, участвующих в оплачиваемых общественных работах, для которых указанные работы не являются подходящей работой, и граждан, работающих членами избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе;
2) зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее также - индивидуальные предприниматели);
3) занятые ведением личного подсобного хозяйства, осуществлением традиционной хозяйственной деятельности, занимающиеся промыслами, в том числе народными художественными промыслами, традиционными промыслами коренных малочисленных народов Российской Федерации, и реализующие произведенную продукцию по договорам;
4) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, в том числе договорам авторского заказа;
5) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
6) проходящие военную службу по призыву, альтернативную гражданскую службу, пребывающие в добровольческих формированиях, предусмотренных Федеральным законом от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ "Об обороне";
7) временно отсутствующие на рабочем месте в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском, прохождением профессионального обучения, получением профессионального образования или дополнительного профессионального образования, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных или общественных обязанностей или иными уважительными причинами;
8) являющиеся участниками (членами) корпоративных коммерческих организаций;
9) являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
Статья 4. Принципы правового регулирования отношений в сфере занятости населения
Принципами правового регулирования отношений в сфере занятости населения являются:
1) добровольность труда и свобода выбора гражданами формы занятости, рода деятельности, профессии, специальности, вида, характера и режима труда. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности;
2) обеспечение равных возможностей гражданам независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, наличия инвалидности, имущественного и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств при реализации права на защиту от безработицы и содействие занятости.
Статья 5. Правовое регулирование отношений в сфере занятости населения
1. Отношения в сфере занятости населения регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральных территорий (далее - законодательство о занятости населения).
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о занятости населения, применяются правила международного договора.
3. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.
Статья 6. Основные направления государственной политики в сфере занятости населения
Основными направлениями государственной политики в сфере занятости населения являются:
1) содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
2) осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
3) поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;
4) поддержка предпринимательской инициативы граждан;
5) содействие гражданам в профессиональном развитии, включая профессиональную ориентацию, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование;
6) содействие мобильности трудовых ресурсов;
7) предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
8) защита национального рынка труда;
9) установление государственных гарантий в сфере занятости населения, включая предоставление мер государственной поддержки гражданам и работодателям, социальных выплат безработным гражданам и иным категориям граждан;
10) обеспечение доступности и адресности мер государственной поддержки для граждан и работодателей;
11) координация деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по разработке и предоставлению мер государственной поддержки в сфере занятости населения;
12) содействие развитию социального партнерства в сфере занятости населения;
13) обеспечение участия профессиональных союзов, их объединений, работодателей, их объединений в разработке и реализации государственной политики в сфере занятости населения;
14) обеспечение деятельности и развитие государственной службы занятости;
15) осуществление международного сотрудничества в сфере занятости населения.
Статья 7. Международное сотрудничество в сфере занятости населения
1. Основными направлениями международного сотрудничества в сфере занятости населения являются:
1) поддержание международных связей и содействие обеспечению представительства интересов Российской Федерации в международных организациях в сфере занятости населения;
2) обмен опытом, проведение совместных научных, аналитических и иных исследований в сфере занятости населения;
3) разработка и реализация программ и проектов в сфере занятости населения;
4) иные направления взаимодействия при решении вопросов в сфере занятости населения.
2. Координацию международного сотрудничества в сфере занятости населения на территории Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения.
3. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, иные организации в пределах своей компетенции осуществляют взаимодействие с международными организациями, иностранными государственными органами, а также иностранными неправительственными организациями по основным направлениям международного сотрудничества в сфере занятости населения.
Глава 2. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов публичной власти федеральных территорий в сфере занятости населения. Участие органов местного самоуправления в содействии занятости населения
Статья 8. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере занятости населения
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере занятости населения относятся:
1) разработка и реализация государственной политики в сфере занятости населения;
2) разработка и реализация государственных программ Российской Федерации в сфере занятости населения;
3) обобщение практики применения законодательства о занятости населения и подготовка предложений по его совершенствованию;
4) утверждение порядка осуществления социальных выплат безработным гражданам и иным категориям граждан, а также выдачи предложений о назначении гражданам пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно;
5) проверка деятельности органов службы занятости по осуществлению полномочий в сфере занятости населения;
6) утверждение форм документов, связанных с предоставлением гражданам и работодателям мер государственной поддержки в сфере занятости населения, осуществлением полномочий в сфере занятости населения;
7) информирование граждан и работодателей о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях граждан в сфере занятости населения и защиты их от безработицы;
8) иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 9. Полномочие Российской Федерации в сфере занятости населения, переданное для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
1. К полномочию Российской Федерации в сфере занятости населения, переданному для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - переданное полномочие), относится осуществление социальных выплат безработным гражданам и иным категориям граждан в виде:
1) пособия по безработице;
2) пенсии, назначаемой безработному гражданину по предложению государственного учреждения службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно;
3) ежемесячной доплаты детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Финансовое обеспечение переданного полномочия осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (далее - субвенции) в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Российской Федерации.
3. Методика определения общего объема субвенций и его распределения между субъектами Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации. В общий объем субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, включаются затраты на организацию осуществления переданного полномочия. Плата за банковские услуги по операциям со средствами субвенций не взимается.
4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения, утверждает:
1) порядок контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия;
2) по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, форму отчета о расходовании средств субвенции и порядок его представления.
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия.
6. Руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, имеет право:
1) выносить высшему исполнительному органу субъекта Российской Федерации предписания (представления) об устранении выявленных нарушений при осуществлении переданного полномочия, подлежащие рассмотрению в течение тридцати дней;
2) вносить высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации представления об освобождении от занимаемой должности руководителя исполнительного органа субъекта Российской Федерации, ответственного за осуществление переданного полномочия, в случаях его неисполнения или ненадлежащего исполнения. Указанные представления подлежат рассмотрению высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в течение десяти дней;
3) давать высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации обязательные для исполнения указания по вопросам осуществления переданного полномочия.
7. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации:
1) организует деятельность по осуществлению переданного полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
2) утверждает структуру исполнительного органа субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданное полномочие;
3) обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, отчетности об осуществлении переданного полномочия, в том числе отчета о расходовании средств субвенции.
8. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органом государственной власти субъекта Российской Федерации переданного полномочия это полномочие может быть изъято Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения.
Статья 10. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов публичной власти федеральных территорий в сфере занятости населения
1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере занятости населения относятся:
1) разработка и реализация государственных программ субъектов Российской Федерации в сфере занятости населения;
2) обобщение практики применения законодательства о занятости населения в субъектах Российской Федерации и подготовка предложений по его совершенствованию;
3) финансовое обеспечение мер государственной поддержки в сфере занятости населения, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере занятости населения, и государственных учреждений службы занятости;
4) регистрация граждан в целях поиска подходящей работы, а также регистрация безработных граждан;
5) предоставление основных мер государственной поддержки в сфере занятости населения, предусмотренных частью 3 статьи 28 настоящего Федерального закона;
6) выдача заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации;
7) определение порядка резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, или определение числа рабочих мест для трудоустройства таких граждан;