ынка, на оптовом рынке вводится особый режим расчета цен на электрическую энергию.
Порядок организации оптового рынка при введении особого режима расчета цен устанавливается правилами оптового рынка.
214. Субъекты оптового и розничных рынков в соответствии с перечнем и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, предоставляют в совет рынка информацию о величинах, влияющих на изменение цен на оптовом и розничных рынках.";
12) в статье 33:
а) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Совет рынка осуществляет следующие функции:
1) определение порядка ведения и ведение реестра субъектов оптового рынка, принятие решения о присвоении или лишении статуса субъекта оптового рынка;
2) разработка формы договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, регламентов оптового рынка, стандартных форм договоров, обеспечивающих осуществление торговли на оптовом рынке электрической энергией, мощностью, иными товарами, обращение которых осуществляется на оптовом рынке, а также оказание услуг, связанных с обращением указанных товаров на оптовом рынке;
3) организация системы досудебного урегулирования споров между субъектами оптового рынка и субъектами электроэнергетики в случаях, предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка;
4) установление системы и порядка применения имущественных и иных санкций в отношении субъектов оптового рынка, в том числе исключение из их состава;
5) участие в подготовке проектов правил оптового и розничных рынков и предложений о внесении в них изменений;
6) осуществление контроля за соблюдением правил и регламентов оптового рынка субъектами оптового рынка - участниками обращения электрической энергии и (или) мощности, организациями коммерческой инфраструктуры, организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, субъектами оптового рынка, оказывающими услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии;
7) установление платы за внесение записей в реестр атрибутов генерации, платы за предоставление доступа к информационной системе, используемой для ведения реестра атрибутов генерации, платы за использование функциональных возможностей информационной системы, используемой для ведения реестра атрибутов генерации, и платы за предоставление сведений, содержащихся в реестре атрибутов генерации (за исключением сведений, доступ к которым по решению Правительства Российской Федерации предоставляется без взимания платы);
8) установление платы за осуществление квалификации генерирующих объектов, которая может быть дифференцирована в зависимости от характеристик генерирующего объекта (в том числе таких, как установленная генерирующая мощность, используемые источник энергии и технология производства электрической энергии);
9) разработка стандартной формы договора о ведении реестра атрибутов генерации;
10) мониторинг ценовой ситуации на оптовом и розничных рынках, в том числе на основе первичных статистических данных, содержащихся в формах федерального статистического наблюдения, и иной информации, предоставляемой федеральными органами исполнительной власти в установленном ими порядке;
11) проведение в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации оценки экономических последствий для потребителей на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) реализации мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объекта электроэнергетики, в отношении которого уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти рассматривается вопрос о предъявлении требования о приостановлении вывода его из эксплуатации или о продолжении функционирования данного объекта;
12) оценка экономических последствий применения на оптовом и розничных рынках результатов научно-технической и инновационной деятельности в сфере электроэнергетики;
13) признание генерирующих объектов функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированными генерирующими объектами;
14) ведение реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на основе использования возобновляемых источников энергии.";
б) дополнить пунктами 31 - 34 следующего содержания:
"31. Организации коммерческой инфраструктуры осуществляют следующие функции:
1) предоставление услуг по организации оптовой торговли электрической энергией, мощностью и иными допущенными к обращению на оптовом рынке товарами и услугами;
2) предоставление услуг по проведению сверки и (или) зачета взаимных встречных обязательств участников торговли;
3) организация системы гарантий и расчетов на оптовом рынке, заключения договоров и осуществления расчетов за электрическую энергию и оказываемые услуги;
4) осуществление регистрации двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и мощности, а также двусторонних договоров оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии;
5) организация системы измерений и сбора информации о фактическом производстве электрической энергии и мощности и об их потреблении на оптовом рынке;
6) подтверждение фактов предоставления и получения мощности субъектами оптового рынка и фактов оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии;
7) взаимодействие с организациями технологической инфраструктуры в целях прогнозирования объема производства и потребления электрической энергии и мощности на оптовом рынке, поддержания предусмотренных обязательными требованиями параметров качества электрической энергии, надежности энергоснабжения;
8) проведение мероприятий в соответствии с правилами оптового рынка, обеспечивающих принятие советом рынка решений о присвоении юридическим лицам статуса субъекта оптового рынка или о лишении юридических лиц этого статуса;
9) прогнозирование цен электрической энергии и мощности;
10) мониторинг финансового состояния гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций, имеющих статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, и мониторинг выполнения показателей финансовой дисциплины;
11) осуществление квалификации генерирующих объектов;
12) учет атрибутов генерации и ведение реестра атрибутов генерации, предоставление сертификатов происхождения;
13) выполнение иных функций, установленных актами Правительства Российской Федерации в рамках предмета регулирования настоящего Федерального закона.
32. Квалификация генерирующего объекта осуществляется за плату, размер и порядок внесения которой определяются наблюдательным советом совета рынка.
33. Распределение функций между организациями коммерческой инфраструктуры осуществляется в соответствии с правилами оптового рынка и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
34. Мониторинг финансового состояния гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций, имеющих статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, представляет собой систему постоянного сбора, обработки и анализа организацией коммерческой инфраструктуры представленной ими информации об их финансовом состоянии в целях своевременного выявления и оценки рисков невыполнения указанными гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями обязательств по оплате электрической энергии, мощности и услуг, связанных с обращением таких товаров. Порядок проведения мониторинга финансового состояния указанных субъектов оптового рынка, а также состав информации, необходимой для проведения этого мониторинга, и порядок ее представления определяются договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.";
в) в пункте 4:
абзац двадцать первый дополнить словами ", субъектами оптового рынка, оказывающими услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии";
дополнить абзацем следующего содержания:
"Организация коммерческой инфраструктуры вправе являться представителем продавцов и (или) покупателей электрической энергии и (или) мощности по договорам, обеспечивающим осуществление торговли электрической энергией и (или) мощностью, иными товарами и услугами, обращение которых осуществляется на оптовом рынке, в том числе на основании договоров коммерческого представительства. Организация коммерческой инфраструктуры вправе одновременно являться стороной указанных договоров, действуя от своего имени, и выступать представителем продавцов и (или) покупателей электрической энергии и (или) мощности в указанных договорах.";
г) пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. Коммерческим оператором оптового рынка является хозяйственное общество, осуществляющее деятельность по организации торговли на оптовом рынке, связанную с заключением и организацией исполнения сделок по обращению электрической энергии, мощности и иных объектов торговли, обращение которых допускается на оптовом рынке, и оказанию услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии.
Указанная деятельность коммерческого оператора оптового рынка осуществляется им в соответствии с правилами оптового рынка и на основании договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Цены (тарифы) на услуги коммерческого оператора оптового рынка подлежат государственному регулированию в порядке, установленном статьей 23 настоящего Федерального закона.
Деятельность коммерческого оператора оптового рынка в части организации торговли на оптовом рынке, связанная с заключением и организацией исполнения сделок по обращению электрической энергии, мощности, иных объектов торговли, обращение которых допускается на оптовом рынке, и оказанию услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, правилами оптового рынка без получения специального разрешения (лицензии).
Услуги коммерческого оператора оптового рынка по организации торговли на оптовом рынке в части, связанной с заключением и организацией исполнения сделок по оказанию услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, оплачиваются субъектами оптового рынка - исполнителями услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, а также организациями, имеющими намерение принять участие в отборе исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии.
Коммерческий оператор оптового рынка осуществляет страхование риска ответственности за нарушение договора о присоединении к торговой системе оптового рынка и иных договоров, заключенных им на оптовом рынке.";
д) в пункте 8:
после слов "и мощности" дополнить словами ", в том числе в целях оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии";
дополнить абзацем следующего содержания:
"Порядок и требования к организации на оптовом рынке коммерческого учета электрической энергии и мощности, в том числе в целях оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, устанавливаются правилами оптового рынка.";
е) в пункте 9:
абзац первый после слова "мощности" дополнить словами ", услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии";
абзац второй изложить в следующей редакции:
"Предоставление сторонам договоров купли-продажи электрической энергии и (или) мощности, оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии информации об объеме подлежащих исполнению обязательств по продаже электрической энергии (мощности), оказанию услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии и оплате указанных обязательств, а также сверка и (или) зачет взаимных встречных требований субъектов оптового рынка, подготовка для данных сторон договоров документов, связанных с исполнением ими таких договоров, осуществляются централизованно специализированными коммерческими организациями. На эту деятельность не распространяется законодательство Российской Федерации о клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте.";
абзац третий дополнить словами ", а также двусторонних договоров оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии между отобранными исполнителями услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии и покупателями электрической энергии и мощности";
ж) пункт 10 после слов "электрической энергии" дополнить словами "и (или) мощности, агрегаторов управления изменением режима потребления электрической энергии";
13) в статье 35:
а) в наименовании слова ", участника обращения электрической энергии на оптовом рынке" исключить;
б) в абзаце первом пункта 1 слова ", участника обращения электрической энергии на оптовом рынке" исключить;
в) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Статус субъекта оптового рынка получают:
1) поставщики электрической энергии, имеющие в собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании генерирующее оборудование, которое присоединено к электрическим сетям, входящим в Единую энергетическую систему России, и установленная генерирующая мощность которого превышает минимально допустимое значение, устанавливаемое правилами оптового рынка, или организации, имеющие намерение участвовать в обращении электрической энергии и (или) мощности, производимых на принадлежащем им генерирующем оборудовании, которое соответствует указанным требованиям и ввод в эксплуатацию которого предполагается в будущем;
2) потребители электрической энергии, которые присоединены в установленном порядке к электрическим сетям и количественные характеристики заявленного потребления электрической энергии которых превышают минимально допустимые значения, устанавливаемые правилами оптового рынка (крупные потребители электрической энергии);
3) энергосбытовые организации, которые приобретают электрическую энергию в целях ее последующей реализации на розничных рынках и количественные характеристики заявленного приобретения электрической энергии которых превышают минимально допустимые значения, устанавливаемые правилами оптового рынка;
4) гарантирующие поставщики вне зависимости от количественных характеристик обслуживаемого ими объема потребления электрической энергии;
5) территориальные сетевые организации в целях исполнения функций гарантирующего поставщика в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации;
6) территориальные сетевые организации в части оплаты потерь, возникающих в их сетях, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти;
7) коммерческие организации, имеющие намерение стать агрегаторами управления изменением режима потребления электрической энергии. Такие коммерческие организации получают статус субъекта оптового рынка в целях оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии при условии, что количественные характеристики заявляемого ими в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, снижения потребления электрической энергии в отношении каждого из сформированных ими агрегированных объектов управления изменением режима потребления электрической энергии соответствуют критериям, установленным правилами оптового рынка.";
г) дополнить пунктом 21 следующего содержания:
"21. Потребитель электрической энергии вправе присоединиться к оптовому рынку и участвовать в обороте электрической энергии на оптовом рынке или участвовать в обороте электрической энергии на розничных рынках в соответствии с условиями главы 7 настоящего Федерального закона.";
д) в пункте 3:
в абзаце первом слова "субъекта оптового рынка, участника оборота электрической энергии на оптовом рынке" заменить словами "субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке и (или) агрегатора управления изменением режима потребления электрической энергии";
абзац второй изложить в следующей редакции:
"С учетом требований настоящего Федерального закона и правил оптового рынка наблюдательный совет совета рынка утверждает перечень и формы документов, представляемых для подтверждения выполнения установленных настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка условий получения статуса субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке и (или) агрегатора управления изменением режима потребления электрической энергии, порядок и сроки представления и рассмотрения этих документов, порядок и сроки принятия решений о присвоении заявителю статуса субъекта оптового рынка.";
е) в пункте 4 слова "субъекта оптового рынка, участника оборота электрической энергии" заменить словами "субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке и (или) агрегатора управления изменением режима потребления электрической энергии";
ж) пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Субъекты оптового рынка - участники обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке должны соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка к юридическим лицам для получения статуса субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке.
В отношении одного и того же энергопринимающего устройства потребители электрической энергии могут участвовать либо в купле-продаже электрической энергии и мощности на оптовом рынке, либо в купле-продаже электрической энергии (мощности) на розничных рынках.";
з) в пункте 6 после слова "требованиям" дополнить словами ", в том числе в случае несоответствия установленным Правительством Российской Федерации показателям финансовой дисциплины,", слова "- участник обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке" исключить;
14) статью 36 дополнить пунктом 10 следующего содержания:
"10. При установлении показателей финансовой дисциплины гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций, имеющих статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, учитывается в том числе исполнение сетевыми организациями обязательств по оплате электрической энергии, приобретаемой ими в целях компенсации потерь электрической энергии в электрических сетях.
Показатели финансовой дисциплины гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций, имеющих статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, должны соответствовать показателям финансовой дисциплины, установленным Правительством Российской Федерации.";
15) в статье 37:
а) пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:
"агрегаторы управления изменением режима потребления электрической энергии.";
б) абзац пятый пункта 5 после слов "оптовом рынке," дополнить словами "точек поставки на розничных рынках, совпадающих с точками поставки, входящими в состав точек поставки объектов регулирования потребления электрической энергии потребителей розничных рынков и (или) оптового рынка,";
в) дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7. Гарантирующие поставщики и энергосбытовые организации, имеющие статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, а также сетевые организации, с которыми указанными гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями заключены договоры о