РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

 

Принят Государственной Думой                              18 октября 2023 года

Одобрен Советом Федерации                                  25 октября 2023 года

 

Статья 1

 

Внести в Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 13, ст. 1177; 2007, № 45, ст. 5427; 2008, № 29, ст. 3418; № 52, ст. 6236; 2010, № 11, ст. 1175; № 31, ст. 4156, 4157, 4158, 4160; 2011, № 1, ст. 13; № 7, ст. 905; № 11, ст. 1502; № 23, ст. 3263; № 30, ст. 4590, 4596; № 50, ст. 7336, 7343; 2012, № 26, ст. 3446; № 53, ст. 7616; 2013, № 14, ст. 1643; № 45, ст. 5797; 2014, № 42, ст. 5615; 2015, № 1, ст. 19; № 29, ст. 4350; № 45, ст. 6208; 2016, № 14, ст. 1904; № 26, ст. 3865; № 27, ст. 4201; 2017, № 1, ст. 49; № 27, ст. 3926; № 30, ст. 4456; № 31, ст. 4822; 2018, № 1, ст. 35; № 27, ст. 3955; № 31, ст. 4843, 4860; № 53, ст. 8448; 2019, № 31, ст. 4421, 4459; № 52, ст. 7789, 7796; 2020, № 17, ст. 2719; № 31, ст. 5040; № 50, ст. 8047; 2021, № 1, ст. 19, 73; № 24, ст. 4188; 2022, № 24, ст. 3934; № 48, ст. 8328; 2023, № 25, ст. 4442; № 32, ст. 6221) следующие изменения:

1) в статье 3:

а) абзац пятый после слов "в электроэнергетике," дополнить словами "управлению изменением режима потребления электрической энергии,";

б) абзац восьмой после слов "особых товаров - электрической энергии и мощности" дополнить словами ", услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии";

в) абзац девятый изложить в следующей редакции:

"субъекты оптового рынка - юридические лица, имеющие статус субъекта оптового рынка, полученный в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка;";

г) в абзаце двадцать третьем слова "а также за связанные с указанными поставками услуги" заменить словами "за связанные с указанными поставками услуги, услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии, а также за услуги по изменению режима потребления электрической энергии";

д) дополнить абзацами следующего содержания:

"услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии - услуги, оказываемые на оптовом рынке потребителями электрической энергии, получившими в установленном настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка порядке статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, агрегаторами управления изменением режима потребления электрической энергии и представляющие собой комплекс организационно и (или) технологически связанных действий, направленных на обеспечение готовности к изменению режима потребления электрической энергии агрегированного объекта управления изменением режима потребления электрической энергии, а также непосредственно на изменение режима потребления электрической энергии такого объекта в требуемый период времени; 

услуги по изменению режима потребления электрической энергии - услуги, оказываемые потребителями розничных рынков или оптового рынка на основании договора, заключенного с агрегатором управления изменением режима потребления электрической энергии, представляющие собой комплекс организационно и (или) технологически связанных действий, направленных на обеспечение готовности к изменению режима потребления электрической энергии объекта регулирования потребления электрической энергии потребителя розничного рынка или оптового рынка, а также непосредственно на изменение режима потребления электрической энергии такого объекта в требуемый период времени;

агрегатор управления изменением режима потребления электрической энергии - коммерческая организация, имеющая статус субъекта оптового рынка, полученный в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка, осуществляющая деятельность по формированию агрегированных объектов управления изменением режима потребления электрической энергии из принадлежащих третьим лицам объектов регулирования потребления электрической энергии потребителей розничных рынков и (или) оптового рынка и оказывающая с использованием таких объектов услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии;

объект регулирования потребления электрической энергии потребителя оптового рынка - энергопринимающее устройство (энергопринимающие устройства) и (при наличии) связанные с ним (с ними) объект (объекты) по производству электрической энергии и (или) система (системы) накопления электрической энергии, используемые для изменения режима потребления электрической энергии, принадлежащие одному потребителю электрической энергии - субъекту оптового рынка и относящиеся к одной группе точек поставки на оптовом рынке, посредством которых такой потребитель или агрегатор управления изменением режима потребления электрической энергии (в случае заключения договора оказания услуг по изменению режима потребления электрической энергии с потребителем оптового рынка в отношении указанного объекта регулирования потребления электрической энергии потребителя оптового рынка) оказывает услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии, если данные энергопринимающее устройство (энергопринимающие устройства) и объект (объекты) по производству электрической энергии и (или) система (системы) накопления электрической энергии технологически соединены между собой принадлежащими такому потребителю объектами электросетевого хозяйства и их включение в состав объекта регулирования потребления электрической энергии потребителя оптового рынка допускается в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации;

объект регулирования потребления электрической энергии потребителя розничного рынка - энергопринимающее устройство (энергопринимающие устройства), находящееся (находящиеся) в единых границах балансовой принадлежности и принадлежащее (принадлежащие) одному потребителю электрической энергии - субъекту розничного рынка, и (при наличии) связанные с ним (с ними) объект (объекты) по производству электрической энергии и (или) система (системы) накопления электрической энергии, используемые для изменения режима потребления электрической энергии, если такие энергопринимающее устройство (энергопринимающие устройства) и объект (объекты) по производству электрической энергии и (или) система (системы) накопления электрической энергии технологически соединены между собой принадлежащими указанному потребителю объектами электросетевого хозяйства и их включение в состав объекта регулирования потребления электрической энергии потребителя розничного рынка допускается в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации;

агрегированный объект управления изменением режима потребления электрической энергии - объект регулирования потребления электрической энергии потребителя розничного рынка, объект регулирования потребления электрической энергии потребителя оптового рынка или совокупность данных объектов, сформированные агрегатором управления изменением режима потребления электрической энергии в соответствии с требованиями и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, или объекты регулирования потребления электрической энергии потребителя оптового рынка, сформированные им в соответствии с требованиями и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, в целях использования при оказании услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии.";

2) абзац первый пункта 4 статьи 8 после слова "деятельностью" дополнить словами "по оказанию услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии и деятельностью";

3) пункт 4 статьи 12 после слова "заниматься" дополнить словами "деятельностью по оказанию услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии и";

4) в пункте 1 статьи 14:

а) дополнить новым абзацем семнадцатым следующего содержания:

"организацию и проведение отбора исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;";

б) абзац семнадцатый считать абзацем восемнадцатым;

5) абзац третий пункта 2 статьи 16 после слов "розничных рынков" дополнить словами "и осуществления проектирования развития электроэнергетических систем";

6) пункт 1 статьи 21 дополнить абзацем следующего содержания:

"устанавливает показатели финансовой дисциплины гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций, имеющих статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, отражающие исполнение ими обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии (далее - показатели финансовой дисциплины), а также правила осуществления мониторинга выполнения показателей финансовой дисциплины.";

7) в статье 231:

а) абзац пятый пункта 4 после слов "в части" дополнить словами "обеспечения надежности функционирования электроэнергетики путем";

б) дополнить пунктом 64 следующего содержания:

"64. Расходы на оплату услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии не учитываются при установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей.";

8) абзац восемнадцатый пункта 2 статьи 24 после слов "в части" дополнить словами "обеспечения надежности функционирования электроэнергетики путем";

9) в статье 30:

а) абзац второй пункта 1 после слова "рынке," дополнить словами "а также с оказанием услуг на оптовом рынке,";

б) в пункте 2:

в абзаце втором слова "продавцов и покупателей электрической энергии" заменить словами "субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии";

в абзаце девятом слова "покупателями электрической энергии, принявшими на себя в установленном правилами оптового рынка порядке обязательства по изменению режима потребления электрической энергии, а также" исключить;

дополнить абзацем следующего содержания:

"обязательность приобретения субъектами оптового рынка услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии в порядке и в случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации.";

10) в пункте 1 статьи 31:

а) после слова "законом" дополнить словами "и правилами оптового рынка, агрегаторы управления изменением режима потребления электрической энергии";

б) дополнить абзацами следующего содержания:

"Агрегаторы управления изменением режима потребления электрической энергии участвуют на оптовом рынке в отношениях, связанных с оказанием услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии с использованием сформированных ими агрегированных объектов управления изменением режима потребления электрической энергии.

Для участия в обороте электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке агрегатор управления изменением режима потребления электрической энергии должен в порядке, установленном правилами оптового рынка, подтвердить выполнение требований, предъявляемых к участнику обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке.

Юридические лица, получившие в установленном настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка порядке статус субъекта оптового рынка в целях участия в обращении электрической энергии и (или) мощности, вправе участвовать в отношениях, связанных с оказанием услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, в качестве агрегаторов управления изменением режима потребления электрической энергии при условии подтверждения в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, соответствия количественных характеристик заявляемого ими снижения потребления электрической энергии в отношении каждого из сформированных ими агрегированных объектов управления изменением режима потребления электрической энергии критериям, установленным правилами оптового рынка.";

11) в статье 32:

а) пункты 1 и 11 изложить в следующей редакции:

"1. На оптовом рынке действует организованная система договоров между субъектами оптового рынка, определяющая основные условия деятельности соответствующих субъектов на оптовом рынке, условия продажи электрической энергии и мощности, оказания услуг. Перечень, система и порядок заключения обязательных для участников оптового рынка договоров определяются правилами оптового рынка.

Наряду с указанной в абзаце первом настоящего пункта системой договоров поставщики и покупатели электрической энергии и мощности - субъекты оптового рынка вправе заключать в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии и (или) мощности. Субъекты оптового рынка, отобранные в качестве исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, и покупатели электрической энергии - субъекты оптового рынка вправе заключать в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, двусторонние договоры оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии. Субъекты оптового рынка свободны в выборе контрагентов по таким договорам.

11. Субъекты оптового рынка, осуществляющие производство и поставки мощности, обязаны поставлять мощность по договорам купли-продажи, договорам поставки мощности, заключенным в порядке, установленном правилами оптового рынка, в том числе с использованием генерирующих объектов, включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень. Субъекты оптового рынка, отобранные в качестве исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, обязаны оказывать такие услуги по договорам, заключенным в порядке, установленном правилами оптового рынка. Исполнителями услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии являются агрегаторы управления изменением режима потребления электрической энергии, а также потребители электрической энергии, получившие в установленном настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка порядке статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке.";

б) дополнить пунктами 12 - 115 следующего содержания:

"12. Для участия в отношениях, связанных с оказанием услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии на оптовом рынке, агрегаторы управления изменением режима потребления электрической энергии заключают в качестве заказчиков договоры оказания услуг по изменению режима потребления электрической энергии с потребителями электрической энергии - субъектами розничных рынков, владеющими на праве собственности или ином законном основании объектами регулирования потребления электрической энергии потребителей розничных рынков, и (или) с потребителями электрической энергии - субъектами оптового рынка, владеющими на праве собственности или ином законном основании объектами регулирования потребления электрической энергии потребителей оптового рынка, и совершают иные действия, направленные на формирование агрегированных объектов управления изменением режима потребления электрической энергии.

13. Порядок формирования агрегированных объектов управления изменением режима потребления электрической энергии, требования к объектам регулирования потребления электрической энергии потребителя оптового рынка и объектам регулирования потребления электрической энергии потребителя розничного рынка, а также правила оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии устанавливаются правилами оптового рынка. Каждый объект регулирования потребления электрической энергии потребителя розничного рынка и каждый объект регулирования потребления электрической энергии потребителя оптового рынка могут использоваться только одним лицом для оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии или услуг по изменению режима потребления электрической энергии.

14. Покупатели электрической энергии - субъекты оптового рынка и в предусмотренных правилами оптового рынка случаях иные лица обязаны приобретать мощность по договорам купли-продажи, договорам поставки мощности, заключенным в порядке, установленном правилами оптового рынка, а также обязаны оплачивать оказанные услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии по договорам оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии в порядке, установленном правилами оптового рынка. Заключение договоров купли-продажи, договоров поставки мощности, договоров оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, совершение взаимосвязанных с ними сделок для указанных субъектов оптового рынка и иных лиц, а также для организаций коммерческой и технологической инфраструктур оптового рынка в предусмотренных правилами оптового рынка случаях являются обязательными.

15. Субъекты оптового рынка, осуществляющие производство и поставки мощности, обязаны поддерживать генерирующее оборудование в состоянии готовности к производству электрической энергии в целях исполнения обязательств перед покупателями мощности, принятых на себя поставщиками мощности по всем договорам в совокупности на определенных правилами оптового рынка условиях.

16. Субъекты оптового рынка, оказывающие услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии, обязаны в порядке и на условиях, которые определяются правилами оптового рынка, осуществлять комплекс организационно и (или) технологически связанных действий, направленных на обеспечение готовности к изменению режима потребления электрической энергии объекта регулирования потребления электрической энергии потребителя оптового рынка и (или) агрегированного объекта управления изменением режима потребления электрической энергии.

17. Факт предоставления и получения мощности и факт оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии подтверждаются организациями коммерческой и технологической инфраструктур в соответствии с правилами оптового рынка.

18. Правила оптового рынка должны предусматривать обеспечение достаточного количества мощности для покрытия спроса на электрическую энергию с учетом результатов отбора исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии и необходимости обеспечения нормативной потребности в резерве электрической мощности, в том числе на среднесрочную и долгосрочную перспективы, с использованием наиболее эффективных ресурсосберегающих технологий.

19. Отбор мощности на конкурентной основе проводится системным оператором в соответствии с правилами оптового рынка исходя из необходимости обеспечения в Единой энергетической системе России достаточного количества генерирующих мощностей для обеспечения ее надежного функционирования на среднесрочную и долгосрочную перспективы с учетом требований маневренности генерирующего оборудования, требований к энергетической и экологической эффективности новых мощностей, прогнозируемого объема услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, минимизации расходов покупателей, связанных с совокупной покупкой электрической энергии и мощности на оптовом рынке, и иных установленных Правительством Российской Федерации требований.

При проведении отбора на конкурентной основе мощности в порядке, установленном правилами оптового рынка, учитываются планы строительства и реконструкции объектов электроэнергетики, определенные документами перспективного развития электроэнергетики.

110. Отбор исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии осуществляется в пределах прогнозируемого объема услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии. Прогнозируемый объем услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Совокупная стоимость отобранного объема услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии не может быть выше предельной стоимости совокупного объема услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, рассчитываемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, исходя из принципа обеспечения достижения на оптовом рынке положительного экономического эффекта для покупателей электрической энергии на оптовом рынке от оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии с учетом указанного объема услуг при осуществлении торговли электрической энергией и мощностью на оптовом рынке. Критерием оценки заявок на участие в отборе исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии является наименьшая цена оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии. Стандартами раскрытия информации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, должно предусматриваться раскрытие информации о совокупном экономическом эффекте от оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии на оптовом рынке и совокупной стоимости таких услуг. Прогнозируемый объем услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии учитывается при проведении отбора мощности на конкурентной основе в порядке, установленном правилами оптового рынка.

111. Объекты электросетевого хозяйства, обеспечивающие выдачу и передачу на дальние расстояния мощности новых объектов по производству электрической энергии, определенных по результатам отбора на конкурентной основе мощности, включаются в инвестиционные программы сетевых организаций на основании заключенных в установленном порядке договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям или соглашений о порядке взаимодействия, заключенных с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.

112. Двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии и мощности, а также двусторонние договоры оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии подлежат регистрации в порядке, установленном правилами оптового рынка.

В случае заключения субъектами оптового рынка двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и мощности стороны при необходимости заключают также договор оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией. Доступ к услугам по передаче электрической энергии предоставляется в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального закона.

113. Заявки гарантирующих поставщиков в объеме принятых обязательств по поставкам электрической энергии и мощности удовлетворяются в обязательном порядке по ценам, определенным по результатам отбора ценовых заявок покупателей и продавцов электрической энергии, в результате проведения необходимых в соответствии с правилами оптового рынка процедур. Субъекты оптового рынка обязаны приобретать мощность в случае и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации.

114. Субъекты оптового рынка свободны в выборе порядка реализации электрической энергии и мощности, в том числе купли-продажи электрической энергии по результатам отбора ценовых заявок покупателей и продавцов электрической энергии и (или) мощности, через систему двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и (или) мощности или посредством иного определенного правилами оптового рынка способа.

115. Субъекты оптового рынка - производители электрической энергии (мощности), к цене на мощность которых применяется надбавка, в целях достижения на территориях Дальневосточного федерального округа планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) осуществляют перечисление безвозмездных целевых взносов в бюджеты субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в размере и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации, которые входят в состав Дальневосточного федерального округа и на территориях которых осуществляется доведение цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), за счет средств, полученных в виде безвозмездных целевых взносов от субъектов оптового рынка - производителей электрической энергии (мощности), указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляют финансовое обеспечение (возмещение) гарантирующим поставщикам, энергоснабжающим организациям, энергосбытовым организациям недополученных доходов в связи с доведением на территориях Дальневосточного федерального округа цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в размере, определенном в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Субъекты оптового рынка - производители электрической энергии (мощности), указанные в абзаце первом настоящего пункта, и уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, указанных в абзаце втором настоящего пункта, обязаны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, заключить соглашение (договор) о безвозмездных целевых взносах, которое должно содержать в том числе обязательство субъекта Российской Федерации по финансовому обеспечению (возмещению) гарантирующим поставщикам, энергоснабжающим организациям, энергосбытовым организациям недополученных доходов и срок исполнения указанного обязательства, размер безвозмездных целевых взносов и срок их перечисления, а также другие существенные условия, установленные Правительством Российской Федерации.";

в) пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. На оптовом рынке одновременно действуют следующие механизмы определения складывающихся под воздействием спроса и предложения рыночных цен на электрическую энергию, мощность и услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии:

1) производимое с учетом технологических и сетевых ограничений, необходимости обеспечения равенства финансовых обязательств и требований участников рынка определение коммерческим оператором оптового рынка цен покупки и продажи электрической энергии, мощности и цен на услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии за расчетный период на основании равновесных цен на электрическую энергию, цен на мощность и цен на услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии, определяемых по результатам отбора:

в отношении электрической энергии - ценовых заявок поставщиков электрической энергии и ценовых заявок покупателей электрической энергии и (или) прогнозируемого системным оператором спроса на электрическую энергию;

в отношении мощности - ценовых заявок поставщиков мощности в пределах объема спроса на мощность в соответствующий календарный год, прогнозируемого системным оператором с учетом заявок покупателей электрической мощности, осуществляющих самостоятельное планирование потребности в электрической мощности, а также прогнозируемых объемов услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии;

в отношении услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии - ценовых заявок исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии в пределах прогнозируемых объемов таких услуг в соответствующий календарный год, а также исходя из непревышения совокупной стоимости отобранного объема таких услуг над предельной стоимостью совокупного объема услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии;

2) самостоятельное определение цен на электрическую энергию и (или) мощность сторонами двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и (или) купли-продажи мощности, а также цен на услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии сторонами двусторонних договоров оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии.";

г) дополнить пунктами 21 - 214 следующего содержания:

"21. В целях обеспечения процесса планирования производства и поставок электрической энергии поставщики электрической энергии подают заявки на объем электрической энергии, соответствующий всей располагаемой мощности объектов по производству электрической энергии (мощности), за исключением объектов, выведенных из эксплуатации и (или) в ремонт в порядке и на условиях, которые установлены статьей 44 настоящего Федерального закона.

22. Поставщики электрической энергии, принявшие обязательства по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии, вправе не подавать заявки.

23. Для обеспечения учета и исполнения поставок электрической энергии по двусторонним договорам купли-продажи (при отсутствии заявок) участники указанных правовых отношений подают долгосрочное уведомление об отборе электрической энергии или долгосрочное уведомление о внутреннем потреблении.

При заключении в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, отдельными поставщиками и покупателями электрической энергии и мощности двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и (или) мощности, а также отобранными исполнителями услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии и покупателями электрической энергии и мощности двусторонних договоров оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии условия таких договоров определяются их сторонами самостоятельно.

Участники двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии должны соблюдать правила оптового рынка в отношении оплаты ими своей доли системных затрат, установленных настоящим Федеральным законом.

24. Порядок подачи ценовых заявок, порядок их отбора и механизм определения рыночных цен оптового рынка и стоимости электрической энергии и мощности на оптовом рынке за расчетный период устанавливаются правилами оптового рынка. Отбор ценовых заявок, расчет и объявление равновесных цен, цен покупки и продажи, стоимости электрической энергии на оптовом рынке осуществляются коммерческим оператором оптового рынка. Механизмом определения указанных цен должна предусматриваться оплата стоимости поставленной на оптовый рынок электрической энергии по цене, которая не может быть ниже цены, указанной в отобранных ценовых заявках поставщиков электрической энергии.

По результатам отбора ценовых заявок в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, формируются критерии оптимизации электроэнергетического режима работы Единой энергетической системы России для системного оператора.

25. Правилами оптового рынка предусматривается формирование как цен на электрическую энергию, так и цен (тарифов) на мощность, а также цен на услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии и их стоимости. Цены (тарифы) на мощность формируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Поставщики мощности свободны в определении цены на мощность, указываемой в ценовых заявках в отношении объектов по производству электрической энергии. В случае установления регулируемых цен (тарифов) на мощность должны выполняться требования, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.

26. В первую очередь на оптовом рынке принимается объем производства электрической энергии, заявленный организациями - владельцами генерирующих мощностей в отношении:

1) генерирующих мощностей, обеспечивающих системную надежность;

2) атомных электростанций в части обеспечения требований проекта, технологического регламента эксплуатации атомных электростанций и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об использовании атомной энергии, а также соответствующих международных норм и правил.

27. Во вторую очередь на оптовом рынке принимается объем производства электрической энергии, заявленный организациями - владельцами генерирующих мощностей в отношении:

1) тепловых электростанций в объеме производства электрической энергии, соответствующем их работе в теплофикационном режиме;

2) гидроэлектростанций в объеме производства электрической энергии, который необходимо произвести по технологическим причинам и в целях обеспечения экологической безопасности;

3) тепловых электростанций в объеме производства электрической энергии, вырабатываемой с использованием в качестве основного топлива нефтяного (попутного) газа или продуктов его переработки.

28. В третью очередь на оптовом рынке принимается объем производства электрической энергии, заявленный организациями - владельцами генерирующих мощностей в отношении генерирующих мощностей, обеспечивающих исполнение обязательств по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии в случаях, установленных правилами оптового рынка, и при наличии долгосрочного уведомления об отборе электрической энергии.

29. Указанный в пунктах 26 - 28 настоящей статьи объем производства электрической энергии принимается на оптовом рынке в процессе планирования в установленном настоящей статьей порядке в случае подачи этими организациями ценопринимающих заявок (заявок без указания цены, по которой они готовы продать указанный в заявке объем электрической энергии) или долгосрочных уведомлений об отборе электрической энергии, которые заменяют заявки. При необходимости эти организации могут уточнять объем электрической энергии посредством подачи в соответствии с правилами оптового рынка заявок, что исключает их из третьей очереди в части уточненного объема.

Объем производства электрической энергии, указанный в долгосрочных уведомлениях об отборе электрической энергии и принятый на оптовом рынке, в том числе в первую и во вторую очередь, направляется на обеспечение исполнения обязательств, указанных в данных долгосрочных уведомлениях.

В случае, если на оптовом рынке не может быть принят совокупный объем электрической энергии (в первой, во второй, в третьей очереди), в отношении непринятого объема электрической энергии действует механизм ценообразования, не влекущий за собой возникновения убытков у сторон договоров, включенных в третью очередь. Такой механизм устанавливается правилами оптового рынка.

В случае, если исполнение обязательств, установленных по результатам торгов на оптовом рынке, в том числе вследствие подачи или неподачи субъектами оптового рынка ценопринимающих заявок, влечет за собой угрозу надежности функционирования Единой энергетической системы России, невозможность обеспечения теплофикационных режимов или нарушение иных технологических параметров функционирования Единой энергетической системы России, системный оператор осуществляет планирование и управление электроэнергетическим режимом работы электроэнергетической системы и управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики без учета результатов таких торгов.

210. Равновесные цены электрической энергии определяются на основании ценовых заявок поставщиков и ценовых заявок покупателей электрической энергии в ценовых зонах оптового рынка с учетом необходимости обеспечения перетоков электрической энергии.

Цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности, цена и стоимость услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии на оптовом рынке за расчетный период определяются коммерческим оператором оптового рынка по результатам проведения всех предусмотренных правилами оптового рынка процедур.

211. В случае принятия Правительством Российской Федерации решения о механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии путем продажи мощности квалифицированных генерирующих объектов в объеме производства электрической энергии такими объектами на основе использования возобновляемых источников энергии продажа мощности квалифицированных генерирующих объектов, к которым в соответствии с правилами оптового рынка подлежит применению данный механизм стимулирования, на оптовом рынке осуществляется по договорам купли-продажи, договорам поставки мощности, определенным правилами оптового рынка и заключаемым между поставщиками и покупателями электрической энергии и мощности с участием организаций коммерческой и технологической инфраструктур оптового рынка. Правительство Российской Федерации исходя из необходимости достижения установленных основными направлениями государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики целевых показателей объема производства и потребления электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах, определяет существенные условия указанных договоров, в том числе условия о цене поставляемой мощности, а также о периодах поставки, в течение которых покупка мощности таких объектов на оптовом рынке по установленной в указанных договорах цене является обязательной.

212. Цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности, стоимость услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии формируются организациями коммерческой инфраструктуры оптового рынка исходя из данных, которыми они располагают на момент формирования таких цен и стоимости. При получении данных, которые относятся к предыдущим периодам и по которым цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности, стоимость услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии сформированы, но не более чем за предыдущие три года, цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности, стоимость услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, проданных или оказанных в текущем и (или) последующих расчетных периодах, определяются для субъектов оптового рынка, участвующих в торговле в эти периоды, с учетом указанных данных в порядке, установленном правилами оптового рынка. Цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности, стоимость услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, проданных или оказанных либо купленных или оплаченных субъектом оптового рынка в предыдущих расчетных периодах, изменению и перерасчету не подлежат.

Коммерческий оператор оптового рынка обязан обеспечить хранение информации о сформированных им рыночных ценах на электрическую энергию и на мощность, о ценах на услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии, а также предоставление указанной информации третьим лицам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Предоставленные советом рынка и коммерческим оператором в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности данные о результатах торговли являются официальным источником информации о рыночных ценах, складывающихся на оптовом рынке за расчетный период. Предоставленные советом рынка данные о нерегулируемых прогнозных свободных ценах на электрическую энергию (мощность) являются официальным источником информации, используемой субъектами оптового и розничных рынков для прогнозирования объема и стоимости электрической энергии (мощности), а также официальным источником информации, используемой при государственном регулировании цен (тарифов).

213. В случае, если темп изменения цен на электрическую энергию на оптовом рынке превышает ограничения, установленные правилами оптового рынка, на оптовом рынке вводится особый режим расчета цен на электрическую энергию.

Порядок организации оптового рынка при введении особого режима расчета цен устанавливается правилами оптового рынка.

214. Субъекты оптового и розничных рынков в соответствии с перечнем и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, предоставляют в совет рынка информацию о величинах, влияющих на изменение цен на оптовом и розничных рынках.";

12) в статье 33:

а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Совет рынка осуществляет следующие функции:

1) определение порядка ведения и ведение реестра субъектов оптового рынка, принятие решения о присвоении или лишении статуса субъекта оптового рынка;

2) разработка формы договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, регламентов оптового рынка, стандартных форм договоров, обеспечивающих осуществление торговли на оптовом рынке электрической энергией, мощностью, иными товарами, обращение которых осуществляется на оптовом рынке, а также оказание услуг, связанных с обращением указанных товаров на оптовом рынке;

3) организация системы досудебного урегулирования споров между субъектами оптового рынка и субъектами электроэнергетики в случаях, предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка;

4) установление системы и порядка применения имущественных и иных санкций в отношении субъектов оптового рынка, в том числе исключение из их состава;

5) участие в подготовке проектов правил оптового и розничных рынков и предложений о внесении в них изменений;

6) осуществление контроля за соблюдением правил и регламентов оптового рынка субъектами оптового рынка - участниками обращения электрической энергии и (или) мощности, организациями коммерческой инфраструктуры, организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, субъектами оптового рынка, оказывающими услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии;

7) установление платы за внесение записей в реестр атрибутов генерации, платы за предоставление доступа к информационной системе, используемой для ведения реестра атрибутов генерации, платы за использование функциональных возможностей информационной системы, используемой для ведения реестра атрибутов генерации, и платы за предоставление сведений, содержащихся в реестре атрибутов генерации (за исключением сведений, доступ к которым по решению Правительства Российской Федерации предоставляется без взимания платы);

8) установление платы за осуществление квалификации генерирующих объектов, которая может быть дифференцирована в зависимости от характеристик генерирующего объекта (в том числе таких, как установленная генерирующая мощность, используемые источник энергии и технология производства электрической энергии);

9) разработка стандартной формы договора о ведении реестра атрибутов генерации;

10) мониторинг ценовой ситуации на оптовом и розничных рынках, в том числе на основе первичных статистических данных, содержащихся в формах федерального статистического наблюдения, и иной информации, предоставляемой федеральными органами исполнительной власти в установленном ими порядке;

11) проведение в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации оценки экономических последствий для потребителей на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) реализации мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объекта электроэнергетики, в отношении которого уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти рассматривается вопрос о предъявлении требования о приостановлении вывода его из эксплуатации или о продолжении функционирования данного объекта;

12) оценка экономических последствий применения на оптовом и розничных рынках результатов научно-технической и инновационной деятельности в сфере электроэнергетики;

13) признание генерирующих объектов функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированными генерирующими объектами;

14) ведение реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на основе использования возобновляемых источников энергии.";

б) дополнить пунктами 31 - 34 следующего содержания:

"31. Организации коммерческой инфраструктуры осуществляют следующие функции:

1) предоставление услуг по организации оптовой торговли электрической энергией, мощностью и иными допущенными к обращению на оптовом рынке товарами и услугами;

2) предоставление услуг по проведению сверки и (или) зачета взаимных встречных обязательств участников торговли;

3) организация системы гарантий и расчетов на оптовом рынке, заключения договоров и осуществления расчетов за электрическую энергию и оказываемые услуги;

4) осуществление регистрации двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и мощности, а также двусторонних договоров оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии;

5) организация системы измерений и сбора информации о фактическом производстве электрической энергии и мощности и об их потреблении на оптовом рынке;

6) подтверждение фактов предоставления и получения мощности субъектами оптового рынка и фактов оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии;

7) взаимодействие с организациями технологической инфраструктуры в целях прогнозирования объема производства и потребления электрической энергии и мощности на оптовом рынке, поддержания предусмотренных обязательными требованиями параметров качества электрической энергии, надежности энергоснабжения;

8) проведение мероприятий в соответствии с правилами оптового рынка, обеспечивающих принятие советом рынка решений о присвоении юридическим лицам статуса субъекта оптового рынка или о лишении юридических лиц этого статуса;

9) прогнозирование цен электрической энергии и мощности;

10) мониторинг финансового состояния гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций, имеющих статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, и мониторинг выполнения показателей финансовой дисциплины;

11) осуществление квалификации генерирующих объектов;

12) учет атрибутов генерации и ведение реестра атрибутов генерации, предоставление сертификатов происхождения;

13) выполнение иных функций, установленных актами Правительства Российской Федерации в рамках предмета регулирования настоящего Федерального закона.

32. Квалификация генерирующего объекта осуществляется за плату, размер и порядок внесения которой определяются наблюдательным советом совета рынка.

33. Распределение функций между организациями коммерческой инфраструктуры осуществляется в соответствии с правилами оптового рынка и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.

34. Мониторинг финансового состояния гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций, имеющих статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, представляет собой систему постоянного сбора, обработки и анализа организацией коммерческой инфраструктуры представленной ими информации об их финансовом состоянии в целях своевременного выявления и оценки рисков невыполнения указанными гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями обязательств по оплате электрической энергии, мощности и услуг, связанных с обращением таких товаров. Порядок проведения мониторинга финансового состояния указанных субъектов оптового рынка, а также состав информации, необходимой для проведения этого мониторинга, и порядок ее представления определяются договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.";

в) в пункте 4:

абзац двадцать первый дополнить словами ", субъектами оптового рынка, оказывающими услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии";

дополнить абзацем следующего содержания:

"Организация коммерческой инфраструктуры вправе являться представителем продавцов и (или) покупателей электрической энергии и (или) мощности по договорам, обеспечивающим осуществление торговли электрической энергией и (или) мощностью, иными товарами и услугами, обращение которых осуществляется на оптовом рынке, в том числе на основании договоров коммерческого представительства. Организация коммерческой инфраструктуры вправе одновременно являться стороной указанных договоров, действуя от своего имени, и выступать представителем продавцов и (или) покупателей электрической энергии и (или) мощности в указанных договорах.";

г) пункт 7 изложить в следующей редакции:

"7. Коммерческим оператором оптового рынка является хозяйственное общество, осуществляющее деятельность по организации торговли на оптовом рынке, связанную с заключением и организацией исполнения сделок по обращению электрической энергии, мощности и иных объектов торговли, обращение которых допускается на оптовом рынке, и оказанию услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии.

Указанная деятельность коммерческого оператора оптового рынка осуществляется им в соответствии с правилами оптового рынка и на основании договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Цены (тарифы) на услуги коммерческого оператора оптового рынка подлежат государственному регулированию в порядке, установленном статьей 23 настоящего Федерального закона.

Деятельность коммерческого оператора оптового рынка в части организации торговли на оптовом рынке, связанная с заключением и организацией исполнения сделок по обращению электрической энергии, мощности, иных объектов торговли, обращение которых допускается на оптовом рынке, и оказанию услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, правилами оптового рынка без получения специального разрешения (лицензии).

Услуги коммерческого оператора оптового рынка по организации торговли на оптовом рынке в части, связанной с заключением и организацией исполнения сделок по оказанию услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, оплачиваются субъектами оптового рынка - исполнителями услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, а также организациями, имеющими намерение принять участие в отборе исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии.

Коммерческий оператор оптового рынка осуществляет страхование риска ответственности за нарушение договора о присоединении к торговой системе оптового рынка и иных договоров, заключенных им на оптовом рынке.";

д) в пункте 8:

после слов "и мощности" дополнить словами ", в том числе в целях оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии";

дополнить абзацем следующего содержания:

"Порядок и требования к организации на оптовом рынке коммерческого учета электрической энергии и мощности, в том числе в целях оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, устанавливаются правилами оптового рынка.";

е) в пункте 9:

абзац первый после слова "мощности" дополнить словами ", услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии";

абзац второй изложить в следующей редакции:

"Предоставление сторонам договоров купли-продажи электрической энергии и (или) мощности, оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии информации об объеме подлежащих исполнению обязательств по продаже электрической энергии (мощности), оказанию услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии и оплате указанных обязательств, а также сверка и (или) зачет взаимных встречных требований субъектов оптового рынка, подготовка для данных сторон договоров документов, связанных с исполнением ими таких договоров, осуществляются централизованно специализированными коммерческими организациями. На эту деятельность не распространяется законодательство Российской Федерации о клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте.";

абзац третий дополнить словами ", а также двусторонних договоров оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии между отобранными исполнителями услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии и покупателями электрической энергии и мощности";

ж) пункт 10 после слов "электрической энергии" дополнить словами "и (или) мощности, агрегаторов управления изменением режима потребления электрической энергии";

13) в статье 35:

а) в наименовании слова ", участника обращения электрической энергии на оптовом рынке" исключить;

б) в абзаце первом пункта 1 слова ", участника обращения электрической энергии на оптовом рынке" исключить;

в) пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Статус субъекта оптового рынка получают:

1) поставщики электрической энергии, имеющие в собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании генерирующее оборудование, которое присоединено к электрическим сетям, входящим в Единую энергетическую систему России, и установленная генерирующая мощность которого превышает минимально допустимое значение, устанавливаемое правилами оптового рынка, или организации, имеющие намерение участвовать в обращении электрической энергии и (или) мощности, производимых на принадлежащем им генерирующем оборудовании, которое соответствует указанным требованиям и ввод в эксплуатацию которого предполагается в будущем;

2) потребители электрической энергии, которые присоединены в установленном порядке к электрическим сетям и количественные характеристики заявленного потребления электрической энергии которых превышают минимально допустимые значения, устанавливаемые правилами оптового рынка (крупные потребители электрической энергии);

3) энергосбытовые организации, которые приобретают электрическую энергию в целях ее последующей реализации на розничных рынках и количественные характеристики заявленного приобретения электрической энергии которых превышают минимально допустимые значения, устанавливаемые правилами оптового рынка;

4) гарантирующие поставщики вне зависимости от количественных характеристик обслуживаемого ими объема потребления электрической энергии;

5) территориальные сетевые организации в целях исполнения функций гарантирующего поставщика в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации;

6) территориальные сетевые организации в части оплаты потерь, возникающих в их сетях, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти;

7) коммерческие организации, имеющие намерение стать агрегаторами управления изменением режима потребления электрической энергии. Такие коммерческие организации получают статус субъекта оптового рынка в целях оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии при условии, что количественные характеристики заявляемого ими в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, снижения потребления электрической энергии в отношении каждого из сформированных ими агрегированных объектов управления изменением режима потребления электрической энергии соответствуют критериям, установленным правилами оптового рынка.";

г) дополнить пунктом 21 следующего содержания:

"21. Потребитель электрической энергии вправе присоединиться к оптовому рынку и участвовать в обороте электрической энергии на оптовом рынке или участвовать в обороте электрической энергии на розничных рынках в соответствии с условиями главы 7 настоящего Федерального закона.";

д) в пункте 3:

в абзаце первом слова "субъекта оптового рынка, участника оборота электрической энергии на оптовом рынке" заменить словами "субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке и (или) агрегатора управления изменением режима потребления электрической энергии";

абзац второй изложить в следующей редакции:

"С учетом требований настоящего Федерального закона и правил оптового рынка наблюдательный совет совета рынка утверждает перечень и формы документов, представляемых для подтверждения выполнения установленных настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка условий получения статуса субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке и (или) агрегатора управления изменением режима потребления электрической энергии, порядок и сроки представления и рассмотрения этих документов, порядок и сроки принятия решений о присвоении заявителю статуса субъекта оптового рынка.";

е) в пункте 4 слова "субъекта оптового рынка, участника оборота электрической энергии" заменить словами "субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке и (или) агрегатора управления изменением режима потребления электрической энергии";

ж) пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5. Субъекты оптового рынка - участники обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке должны соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка к юридическим лицам для получения статуса субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке.

В отношении одного и того же энергопринимающего устройства потребители электрической энергии могут участвовать либо в купле-продаже электрической энергии и мощности на оптовом рынке, либо в купле-продаже электрической энергии (мощности) на розничных рынках.";

з) в пункте 6 после слова "требованиям" дополнить словами ", в том числе в случае несоответствия установленным Правительством Российской Федерации показателям финансовой дисциплины,", слова "- участник обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке" исключить;

14) статью 36 дополнить пунктом 10 следующего содержания:

"10. При установлении показателей финансовой дисциплины гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций, имеющих статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, учитывается в том числе исполнение сетевыми организациями обязательств по оплате электрической энергии, приобретаемой ими в целях компенсации потерь электрической энергии в электрических сетях.

Показатели финансовой дисциплины гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций, имеющих статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, должны соответствовать показателям финансовой дисциплины, установленным Правительством Российской Федерации.";

15) в статье 37:

а) пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:

"агрегаторы управления изменением режима потребления электрической энергии.";

б) абзац пятый пункта 5 после слов "оптовом рынке," дополнить словами "точек поставки на розничных рынках, совпадающих с точками поставки, входящими в состав точек поставки объектов регулирования потребления электрической энергии потребителей розничных рынков и (или) оптового рынка,";

в) дополнить пунктом 7 следующего содержания:

"7. Гарантирующие поставщики и энергосбытовые организации, имеющие статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, а также сетевые организации, с которыми указанными гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями заключены договоры оказания услуг по передаче электрической энергии и (или) договоры купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь, обязаны представлять в организацию коммерческой инфраструктуры в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, документы и (или) информацию, необходимые для проведения мониторинга выполнения показателей финансовой дисциплины.

Гарантирующие поставщики и энергосбытовые организации, функционирующие в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, в случаях, порядке и составе, которые установлены Правительством Российской Федерации, обязаны представлять в организацию коммерческой инфраструктуры документы и (или) информацию о состоянии расчетов с субъектами розничных рынков.";

16) абзац первый пункта 1 статьи 40 после слова "мощность" дополнить словами ", услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии";

17) абзац четвертый пункта 1 статьи 41 изложить в следующей редакции:

"Указанным лицам запрещается заниматься деятельностью по оказанию услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии и деятельностью по купле-продаже электрической энергии (за исключением покупки территориальными сетевыми организациями электрической энергии в целях компенсации потерь в электрических сетях, а также в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации, при исполнении функций гарантирующего поставщика).".

 

Статья 2

 

Абзац четырнадцатый подпункта "б" пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 11 июня 2022 года № 174-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 24, ст. 3934) после слов "электроэнергетических систем" дополнить словами ", а также участие в формировании и выдаче технологических требований при реализации мероприятий по обеспечению вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации".

 

Статья 3

 

Пункт 3 и подпункт "в" пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 4 августа 2023 года № 489-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2023, № 32, ст. 6221) исключить.

 

Статья 4

 

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2024 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Пункт 5, подпункт "а" пункта 7, пункт 8 статьи 1, статьи 2 и 3 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Абзац двадцать четвертый подпункта "г" пункта 11, абзацы девятый - одиннадцатый подпункта "а", абзацы тринадцатый, четырнадцатый и шестнадцатый подпункта "б" пункта 12 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 февраля 2024 года.

4. Положения абзаца девятого пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются в отношении обязательств по изменению режима потребления электрической энергии, принятых покупателями электрической энергии - субъектами оптового рынка по результатам отбора мощности на конкурентной основе, проведенного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

5. Положения подпунктов 13 и 14 пункта 3 статьи 33 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (в редакции настоящего Федерального закона) применяются до 31 января 2024 года включительно.

6. Услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии, услуги по изменению режима потребления электрической энергии не могут оказываться с использованием объекта регулирования потребления электрической энергии потребителя оптового рынка, если в состав такого объекта входит энергопринимающее устройство (объект электроэнергетики), с использованием которого субъектом оптового рынка исполняются обязательства по изменению режима потребления электрической энергии, принятые по результатам отбора мощности на конкурентной основе, проведенного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

 

 

Президент Российской Федерации                              В.Путин

 

Москва, Кремль

2 ноября 2023 года

№ 516-ФЗ