го оборудования, внедрению технологий, способствующих снижению выбросов парниковых газов, в том числе энергоэффективных и энергосберегающих технологий, технологий снижения выбросов парниковых газов предприятиями топливно-энергетического комплекса, транспорта, металлургической, химической и других отраслей промышленности, а также расширению использования возобновляемых и альтернативных источников энергии с низким уровнем выбросов парниковых газов;
г) функционирование систем учета антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов (включая леса и иные экосистемы);
д) разработку и реализацию мер по созданию и функционированию системы экологического просвещения и образования;
е) подготовку и публикацию на регулярной основе оценочного доклада об изменении климата и его последствиях на территории Российской Федерации.
67. При разработке региональных программ устойчивого развития необходимо обеспечить решение следующих задач, связанных с изменением климата:
а) совершенствование и применение законодательства субъектов Российской Федерации с учетом влияния климатического фактора на состояние территорий, отраслей экономики и социальной сферы;
б) разработка и реализация мер по адаптации, включая учет фактора изменения климата в среднесрочных и долгосрочных планах социально-экономического развития регионов Российской Федерации и соответствующих отраслей экономики;
в) разработка и внедрение региональных систем эффективного реагирования на опасные погодно-климатические явления;
г) реализация мер по смягчению антропогенного воздействия на климат, включая внедрение технологий, способствующих сокращению выбросов парниковых газов и увеличению их поглощения;
д) разработка и реализация мер, направленных на предотвращение распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в результате расширения ареалов обитания их переносчиков, обусловленного изменением климата.
68. На микроэкономическом уровне решение задач по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат осуществляется организациями (на производстве и в сфере услуг), а также домашними хозяйствами путем:
а) повышения эффективности производства и потребления тепловой и электрической энергии;
б) повышения топливной экономичности транспортных средств;
в) ресурсосбережения и энергосбережения, повышения энергоэффективности объектов производственного и иного назначения, включая снижение потерь энергии и энергоносителей при транспортировке;
г) повышения энергоэффективности зданий и сооружений, а также развития энергосбережения в быту;
д) использования погодно-климатических прогнозов для повышения энергоэффективности при реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;
е) расширения использования возобновляемых и альтернативных источников энергии с низким уровнем выбросов парниковых газов;
ж) сбережения и рационального использования лесов, сельскохозяйственных земель.
69. Поскольку существует возможность возникновения конфликта интересов субъектов климатической политики, профессиональным организациям, общественным организациям (объединениям) и другим негосударственным некоммерческим организациям, средствам массовой информации принадлежит важная роль в предотвращении обострения таких конфликтов и возникновения социальной напряженности, а также в недопущении лоббирования интересов отдельных заинтересованных групп. С этой целью обсуждение решения проблем изменения климата и последствий такого изменения для экономики, населения и окружающей среды необходимо вести с участием всех заинтересованных сторон.
70. Реализация климатической политики предполагает разработку на ее основе федеральных, региональных и отраслевых программ и планов действий.
______________________________