исле создание регуляторных и экономических механизмов для реализации мер по сокращению и предотвращению выбросов парниковых газов в рамках международных обязательств Российской Федерации, а также по увеличению поглощения таких газов;
г) разработка комплекса мероприятий, которые обеспечивают сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения (климатических проектов) и могут быть реализованы в Российской Федерации, других государствах и регионах мира;
д) развитие взаимовыгодного сотрудничества по вопросам, связанным с изменением климата и со смежными проблемами, на двусторонней и многосторонней основе.
33. Пополнение знаний о климате является необходимой предпосылкой выработки и реализации независимой научно обоснованной климатической политики. Систематическое наблюдение за климатом, фундаментальные и прикладные исследования, связанные с его изменением, обеспечивают повышение осведомленности органов государственной власти, субъектов экономики, научной общественности, средств массовой информации и населения о происходящем и будущем изменении климата и последствиях такого изменения, возможностях адаптации к этому изменению и мерах по смягчению антропогенного воздействия на климат, а также принятие соответствующих решений.
34. Своевременные выявление и оценка связанных с изменением климата угроз устойчивому развитию и безопасности Российской Федерации, включая угрозы обороноспособности, экономике, окружающей среде, жизни и здоровью граждан, относятся к приоритетам климатической политики.
35. Адаптация к изменению климата необходима для снижения потерь и использования выгод, связанных с происходящим и будущим изменением климата.
36. Меры по адаптации принимаются органами государственной власти с учетом международных договоренностей Российской Федерации. Планирование, организация и осуществление мер по адаптации, в том числе превентивных, проводятся в рамках климатической политики с учетом отраслевых, региональных и местных особенностей, а также долгосрочного характера этих мер, их масштабности и глубины воздействия на различные стороны жизни общества, экономику и государство.
37. Важнейшей составляющей при разработке и планировании мер по адаптации является оценка:
а) уязвимости экономики, населения и окружающей среды к неблагоприятным последствиям изменения климата и связанным с ними ожидаемым потерям;
б) возможных последствий изменения климата в регионах России в среднесрочной и долгосрочной перспективе на основе современных научных методов;
в) возможностей получения выгод, связанных с благоприятными последствиями изменения климата;
г) затрат на осуществление соответствующих мер по адаптации, а также эффективности (в том числе экономической) и практической осуществимости таких мер;
д) потенциала адаптации к изменению климата с учетом экономических, социальных и других значимых факторов для государства, экономики, населения, в том числе отдельных социальных групп, окружающей среды.
38. Упреждающая адаптация к изменению климата относится к приоритетам климатической политики.
39. Российская Федерация в масштабе всей экономики предпринимает максимальные усилия, направленные на снижение выбросов парниковых газов, а также на увеличение абсорбции парниковых газов (поглотителями и накопителями) и иных климатически активных веществ. С этой целью принимаются меры, обеспечивающие:
а) повышение энергетической эффективности во всех отраслях экономики;
б) развитие использования возобновляемых и альтернативных источников энергии с низким уровнем выбросов парниковых газов;
в) осуществление климатических проектов, в том числе в области лесного хозяйства, направленных на сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения, повышение качества поглотителей и накопителей парниковых газов.
40. Предложения о вкладе Российской Федерации в глобальное снижение выбросов парниковых газов вырабатываются с учетом национальных интересов и при участии всех заинтересованных российских организаций и гражданского общества.
41. Эффективная климатическая политика призвана способствовать динамичной технологической модернизации экономики страны, укреплению ее позиций в международных экономических отношениях, повышению конкурентоспособности в первую очередь за счет рационального природопользования и повышения энергоэффективности.
42. Российская Федерация будет способствовать исследованиям и разработкам в области энергоэффективности, использования возобновляемых источников энергии, технологий поглощения парниковых газов, а также развитию других инновационных экологически приемлемых и экономически эффективных технологий.
43. Создание правовых основ и механизмов государственного регулирования, направленного на смягчение антропогенного воздействия на климат, и обеспечение их реализации относятся к приоритетам климатической политики.
44. Российская Федерация участвует в выработке коллективных мер международного сообщества по смягчению антропогенного воздействия на климат и оказывает совместно с другими членами международного сообщества содействие развивающимся государствам, в том числе наиболее уязвимым к неблагоприятным воздействиям изменения климата, в реализации мер по адаптации и устранению последствий неблагоприятного воздействия изменения климата. При этом Российская Федерация исходит из того, что долгосрочное и всеобъемлющее решение проблемы изменения климата возможно только при участии всех государств, включая крупнейшие страны - эмитенты парниковых газов, на основе принципов Рамочной конвенции (в том числе принципа общей, но дифференцированной ответственности и имеющихся возможностей с учетом различных национальных условий), предусматривающих справедливую нагрузку на государства сообразно с их уровнем социально-экономического развития и природно-климатическими особенностями, а также принципа недопустимости необоснованной дискриминации при принятии мер по борьбе с изменением климата, затрагивающих международную торговлю.
III. Географические и иные особенности Российской Федерации при решении проблем изменения климата
45. Значительная часть территории Российской Федерации находится в области наиболее интенсивного изменения климата, как происходящего, так и ожидаемого.
46. Изменение климата оказывает существенное, преимущественно неблагоприятное воздействие на социально-экономическое развитие государства в целом, на жизнь и здоровье его граждан.
47. К неблагоприятным для Российской Федерации последствиям ожидаемого изменения климата относятся:
а) повышение риска для здоровья граждан (увеличение уровня заболеваемости и смертности), принадлежащих к отдельным социальным группам;
б) рост повторяемости, интенсивности и продолжительности периодов тепла и засух в одних регионах, экстремальных осадков, наводнений и опасного для сельского хозяйства переувлажнения почвы в других;
в) повышение пожароопасности в лесах;
г) деградация многолетней мерзлоты и горного оледенения;
д) нарушение экологического равновесия, в том числе вытеснение одних биологических видов другими;
е) распространение инфекционных и паразитарных заболеваний;
ж) увеличение расхода электроэнергии на кондиционирование воздуха в летний сезон для значительной части населения.
48. К возможным положительным для Российской Федерации последствиям ожидаемого изменения климата, с которыми связан значительный потенциал эффективного отраслевого и регионального экономического развития, относятся:
а) сокращение расходов энергии в отопительный период;
б) улучшение ледовой обстановки и соответственно условий транспортировки грузов в арктических морях, облегчение доступа к арктическим шельфам и их освоения;
в) расширение зоны растениеводства;
г) повышение продуктивности бореальных лесов.
49. По сравнению со многими государствами и регионами мира у Российской Федерации в целом более высокий адаптационный потенциал, который обусловлен:
а) большими размерами территории;
б) наличием значительных водных ресурсов;
в) относительно небольшой долей населения, проживающего в районах, особо уязвимых к изменению климата.
50. Исключительное (по сравнению с другими государствами) разнообразие и масштабы изменения климата регионов Российской Федерации и последствий такого изменения для населения, экономики и окружающей среды являются естественным следствием значительных размеров территории и многообразия природных условий.
51. При выработке климатической политики необходимо учитывать сочетание низкой средней плотности населения и значительных размеров территории, что приводит к повышению транспортных потребностей России, а также холодный климат, обусловливающий дополнительные потребности в отоплении зданий, производство и транспортировку значительных объемов топливно-энергетических ресурсов.
IV. Реализация климатической политики
52. Основными направлениями реализации климатической политики являются:
а) развитие нормативно-правовой базы и организация государственного регулирования в области климата;
б) совершенствование экономических механизмов, способствующих принятию мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;
в) научное, информационное и кадровое обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;
г) международное сотрудничество в области разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат.
53. Развитие нормативно-правовой базы в области климата является основной предпосылкой создания и эффективного функционирования механизма реализации климатической политики. Организация работы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации мер, направленных на предотвращение и преодоление угроз национальным интересам Российской Федерации в области климата, требует дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в указанной области и обеспечения его строгого соблюдения всеми хозяйствующими субъектами. При этом необходима гармонизация нормативно-правовой базы Российской Федерации в области климата с обязательными для Российской Федерации нормами международного права. Основные принципы климатической политики должны быть отражены также в законодательстве субъектов Российской Федерации.
54. Эффективность реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат во многом зависит от различных экономических факторов и их финансового регулирования.
55. Выбор экономических инструментов, способствующих снижению выбросов парниковых газов (включая возможное использование рыночных механизмов, в том числе торговлю квотами на выбросы), будет определяться с учетом эффективности этих инструментов с использованием механизмов государственного и частного финансирования.
56. При создании и совершенствовании национальных, экономических и финансовых механизмов, способствующих снижению выбросов парниковых газов, и их интеграции в соответствующие международные механизмы приоритетом является обеспечение защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от неблагоприятных воздействий изменения климата.
57. Основной задачей научного обеспечения выработки и реализации климатической политики является обеспечение государства, бизнес-сообщества и граждан достоверной научной информацией для принятия соответствующих решений.
58. К приоритетным направлениям научного обеспечения выработки и реализации климатической политики относятся:
а) развитие на территории Российской Федерации и обеспечение функционирования систем наблюдения за климатом, включая факторы, формирующие климат, и индикаторы изменения климата;
б) разработка системы критериев, параметров (пороговых значений), условий обеспечения безопасности Российской Федерации и ее отдельных регионов в связи с изменением климата;
в) развитие комплекса фундаментальных и прикладных научных исследований в области климата, в том числе оценка ожидаемого изменения глобального и регионального климата, оценка социально-экономического ущерба и иных последствий изменения климата, а также развитие методов инвентаризации источников выбросов и поглотителей парниковых газов;
г) разработка и реализация мер по смягчению антропогенного воздействия на климат, прежде всего в области производства и потребления энергии и сохранения и (или) увеличения уровня поглощения парниковых газов, включая организацию научных исследований и разработку механизмов реализации соответствующих инновационных проектов, а также оценка экономического, социального и экологического эффекта от реализации этих мер;
д) независимая экспертиза результатов научных исследований в области климата и смежных областях;
е) разработка мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, связанных с изменением климата.
59. Научное обеспечение реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат включает в себя:
а) позиционирование новых наукоемких технологических решений в области экологического развития Российской Федерации и изменения климата, их включение в международные программы климатических исследований и связанных с ними исследований с учетом интересов Российской Федерации и использованием всех возможных преимуществ международного сотрудничества;
б) активное участие российских ученых в подготовке международных докладов по вопросам изменения климата и смежным проблемам;
в) организацию подготовки регулярных оценочных докладов о происходящем и ожидаемом изменении климата, последствиях такого изменения, возможностях адаптации к изменению климата и смягчения антропогенного воздействия на климат, включая оценку объемов выбросов парниковых газов и сокращения этих выбросов;
г) обеспечение государства достоверными и признанными на международном уровне наблюдаемыми и расчетными данными (полученными в том числе путем дистанционного зондирования Земли) для объективной оценки антропогенных и природных выбросов парниковых газов и иных климатически активных веществ на территории Российской Федерации, их концентрации в атмосфере и влияния на глобальный и региональный климат, а также формирование методологической основы для последующего использования таких данных при выполнении мероприятий по экологической (низкоуглеродной) трансформации отраслей российской экономики, адаптации экономики и населения к изменению климата и защите российских подходов в этой области на международных площадках;
д) признание результатов российских научных исследований в области климата и смежных областях международным научным сообществом, использование этих результатов в качестве аргументов в межгосударственном политическом диалоге по проблемам климата, разработку и реализацию государственной программы высокотехнологичного оснащения национальных центров исследований в области климата и смежных областях.
60. Основной задачей кадрового обеспечения разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат является обеспечение проведения исследований и разработок в области климата и смежных областях, соответствующих мировому уровню. В этих целях осуществляются подготовка и повышение квалификации специалистов в области климата, изучение влияния климата на экономику, население и окружающую среду, а также разрабатываются и принимаются инженерно-технические и организационные меры по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат, включая:
а) подготовку научных кадров высшей квалификации;
б) обучение студентов старших курсов образовательных организаций высшего образования на базе ведущих научных организаций государства;
в) стажировку наиболее одаренных молодых ученых, специалистов, аспирантов и студентов старших курсов в ведущих мировых научных центрах;
г) подготовку дипломатических кадров, а также профессиональных консультантов для ведения международных переговоров и подготовки международных соглашений в области климата.
61. Осведомленность всех заинтересованных сторон, в частности высших должностных лиц, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представителей деловых кругов, институтов гражданского общества и населения, в вопросах изменения климата и его влияния на человека, экономику и окружающую среду является одним из важнейших факторов выработки и эффективной реализации климатической политики в интересах нынешнего и будущих поколений. Приоритетными направлениями такой политики являются объективное информационное освещение проблем, связанных с изменением климата и его последствиями, включая популяризацию научных знаний в этой области, в том числе с помощью средств массовой информации, и воспитание у населения экологической культуры.
62. Международное сотрудничество в решении глобальных и региональных проблем, связанных с изменением климата и антропогенным воздействием на него, осуществляется на двусторонней и (или) многосторонней основе в целях выработки эффективных решений по проблемам изменения климата, оптимально учитывающих глобальные факторы и национальные интересы государств. Формой международного сотрудничества Российской Федерации является ее участие в разработке и выполнении международных соглашений по проблемам изменения климата, а также в деятельности международных организаций, занимающихся проблемами изменения климата и смежными проблемами.
63. Международные программы и проекты, связанные с изменением климата и реализуемые на территории Российской Федерации, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом интересов ее безопасности.
V. Субъекты реализации климатической политики
64. Субъектами реализации климатической политики являются:
а) федеральные органы государственной власти;
б) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) органы местного самоуправления;
г) общественные организации (объединения) и другие негосударственные некоммерческие организации;
д) средства массовой информации;
е) домашние хозяйства;
ж) граждане Российской Федерации.
65. Ожидаемое изменение климата затронет сферы ответственности практически всех федеральных органов государственной власти. Задачами федеральных органов государственной власти при выработке и реализации климатической политики являются:
а) определение максимально широкого круга проблем, связанных с воздействием изменения климата на экономику, население и окружающую среду, а также определение приоритетов в решении этих проблем;
б) координация деятельности федеральных органов государственной власти в области климата в соответствии с их полномочиями;
в) включение мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат в среднесрочные и долгосрочные планы социально-экономического развития Российской Федерации;
г) создание механизмов, обеспечивающих постоянный конструктивный диалог между научным сообществом и органами государственной власти, ответственными за принятие решений, населением и бизнес-сообществом.
66. Федеральные органы государственной власти обеспечивают:
а) совершенствование и применение законодательства Российской Федерации с учетом влияния климатического фактора на соответствующие отрасли экономики и население;
б) разработку и реализацию комплекса мер по адаптации, в том числе в рамках национального и отраслевых планов адаптации к изменению климата;
в) развитие экономических институтов и финансовых механизмов, включая системы налогообложения и финансового стимулирования, содействующих технологическому переоснащению предприятий, замене устаревше