РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации
Принят Государственной Думой 25 июля 2023 года
Одобрен Советом Федерации 28 июля 2023 года
Статья 1
Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1383; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 30, ст. 3290; 2007, № 50, ст. 6245; 2011, № 15, ст. 2019, 2024; 2013, № 23, ст. 2882; 2014, № 30, ст. 4254; 2015, № 29, ст. 4380; 2016, № 1, ст. 82; № 27, ст. 4224; 2018, № 32, ст. 5105; 2021, № 24, ст. 4188; № 27, ст. 5159; 2022, № 1, ст. 57; № 12, ст. 1783; № 48, ст. 8325; № 52, ст. 9377; 2023, № 1, ст. 24; № 14, ст. 2384) следующие изменения:
1) пункт 1 статьи 71 дополнить подпунктом 6 следующего содержания:
"6) наземное оборудование, необходимое для предоставления поставщиками услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем (далее - наземное оборудование по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем).";
2) в статье 8:
а) подпункт 3 пункта 1 дополнить словами ", наземное оборудование по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем";
б) абзац первый пункта 3 после слов "специалистов авиационного персонала," дополнить словами "юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся поставщиками услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем,";
3) дополнить статьей 83 следующего содержания:
"Статья 83. Обязательная сертификация светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем
1. Обязательная сертификация светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем проводится в соответствии с федеральными авиационными правилами, устанавливающими порядок проведения обязательной сертификации указанного оборудования и утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
2. Юридическими лицами, осуществляющими разработку светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, разрабатываются сертификационные базисы в целях проведения обязательной сертификации указанного оборудования (далее - сертификационный базис оборудования).
3. Сертификационные базисы оборудования содержат требования, необходимые для обеспечения безопасности полетов воздушных судов и безопасной эксплуатации светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, и разрабатываются с учетом стандартов Международной организации гражданской авиации, федеральных авиационных правил, национальных стандартов Российской Федерации, определяющих технические и эксплуатационные требования к указанному оборудованию.
4. Сертификационные базисы оборудования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации.
5. Обязательная сертификация оборудования, указанного в пункте 1 настоящей статьи, проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, и завершается выдачей:
1) сертификата типа на типовую конструкцию нового оборудования и модернизированного оборудования, планируемых к серийному изготовлению, если в ходе проведения сертификации установлено, что такое оборудование соответствует требованиям применимого к нему сертификационного базиса оборудования и конструкция такого оборудования признана в качестве типовой;
2) сертификата единичного экземпляра оборудования, серийное изготовление которого не планируется или прекращено, если в ходе проведения сертификации установлено, что такое оборудование соответствует требованиям применимого к нему сертификационного базиса оборудования.
6. Порядок проведения обязательной сертификации светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, указанный в пункте 1 настоящей статьи, должен содержать в том числе:
1) порядок разработки и утверждения сертификационных базисов оборудования;
2) последовательность процедур проведения обязательной сертификации в целях выдачи сертификата типа на типовую конструкцию нового оборудования и модернизированного оборудования, а также в целях выдачи сертификата единичного экземпляра оборудования;
3) требования к документам, представляемым разработчиком нового оборудования и модернизированного оборудования, разработчиком или владельцем единичного экземпляра оборудования в целях проведения обязательной сертификации, включая требования к содержанию таких документов;
4) перечень документов, указанных в подпункте 3 настоящего пункта, и порядок их проверки;
5) порядок проведения сертификационных испытаний типовой конструкции нового оборудования и модернизированного оборудования, единичного экземпляра оборудования, а также виды таких испытаний;
6) требования к документам, оформляемым по результатам проведения сертификационных испытаний, указанных в подпункте 5 настоящего пункта, включая требования к содержанию таких документов;
7) порядок оформления документов по результатам проведения сертификационных испытаний, указанных в подпункте 5 настоящего пункта;
8) перечень документов, подтверждающих соответствие типовой конструкции нового и модернизированного оборудования, а также единичного экземпляра оборудования сертификационному базису оборудования;
9) основания и порядок выдачи сертификатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, основания и порядок внесения в них изменений, основания и порядок замены таких сертификатов;
10) основания для отказа в выдаче, отказа во внесении изменений, отказа в замене сертификатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи;
11) формы сертификатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи;
12) порядок проведения сертификации оборудования на этапе его серийного изготовления, включая порядок подтверждения его соответствия ранее выданному сертификату типа.
7. Обеспечение соответствия требованиям сертификационного базиса оборудования типовой конструкции или единичного экземпляра светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем возлагается на разработчика такого оборудования либо разработчика изменений типовой конструкции такого оборудования.
8. Обеспечение соответствия требованиям сертификационного базиса оборудования каждого серийно производимого экземпляра светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем возлагается на изготовителя такого экземпляра оборудования.";
4) в статье 32:
а) пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Беспилотная авиационная система - комплекс взаимосвязанных элементов, включающий в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов, средства управления полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов и контроля за полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов (станцию внешнего пилота и линию управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотной авиационной системы), а также средства осуществления взлета и посадки беспилотных воздушных судов.";
б) дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7. Линия управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотной авиационной системы - канал связи между станцией внешнего пилота и беспилотным воздушным судном, который включает в себя оборудование передачи данных, необходимых для управления полетом беспилотного воздушного судна и контроля за его полетом, и может дополнительно обеспечивать радиосвязь, а также обмен сообщениями между внешним пилотом беспилотной авиационной системы и органом обслуживания воздушного движения (управления полетами).";
5) в статье 37:
а) в абзаце первом пункта 1 слова "требованиям сертификационного базиса" заменить словами "требованиям сертификационных базисов, необходимых для сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, беспилотных авиационных систем и (или) их элементов (далее - сертификационный базис гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента),";
б) в пункте 11:
в абзаце первом слова "Сертификационный базис" заменить словами "Сертификационный базис гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента";
в абзаце втором слова "Сертификационный базис" заменить словами "Сертификационный базис гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента";
в абзаце третьем слова "сертификационного базиса" заменить словами "сертификационного базиса гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента";
в) в пункте 4 слова "сертификационного базиса" заменить словами "сертификационного базиса гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента";
6) в абзаце втором пункта 4 статьи 64 после слов "пользователей воздушного пространства" дополнить словами ", порядок государственного регулирования тарифов за предоставление государственным поставщиком услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем", слово "устанавливается" заменить словом "устанавливаются";
7) пункт 1 статьи 69 изложить в следующей редакции:
"1. Аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (организация воздушного движения, радиотехническое обеспечение полетов, включая обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), а также светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов, в том числе предоставление поставщиком услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, осуществляется на единообразных условиях с взиманием платы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.";
8) в главе X:
а) дополнить статьей 781 следующего содержания:
"Статья 781. Организация и обеспечение функционирования линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем
1. Организация и обеспечение функционирования линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем осуществляются владельцами беспилотных воздушных судов.
2. Для организации и обеспечения функционирования линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем государственной комиссией по радиочастотам в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи выделяются полосы радиочастот, которые должны быть защищены от помех.
3. В целях организации и обеспечения функционирования линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем владельцам беспилотных воздушных судов оказываются следующие услуги:
1) предоставление каналов передачи данных в целях расширения зоны действия линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем - поставщиками услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, в том числе государственным поставщиком услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем;
2) предоставление в пользование радиочастот (номеров каналов передачи данных) линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем - государственным поставщиком услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем.
Предоставление в пользование радиочастот (номеров каналов передачи данных) линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем осуществляется государственным поставщиком услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем по заявлениям владельцев беспилотных воздушных судов и (или) поставщиков услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем. Государственный поставщик услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем определяется Правительством Российской Федерации.
4. Порядок организации и обеспечения функционирования линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем устанавливается федеральными авиационными правилами, утверждаемыми для беспилотных авиационных систем в составе с беспилотными гражданскими воздушными судами уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, для беспилотных авиационных систем авиационных предприятий и организаций государственной авиации уполномоченным органом в области обороны, для беспилотных авиационных систем авиационных предприятий и организаций экспериментальной авиации уполномоченным органом в области оборонной промышленности.
5. Порядок организации и обеспечения функционирования линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем должен содержать в том числе:
1) порядок и условия эксплуатации наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем;
2) порядок и условия предоставления в пользование государственным поставщиком услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем радиочастот (номеров каналов передачи данных);
3) порядок и условия предоставления каналов передачи данных в целях расширения зоны действия линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем;
4) требования к качеству услуг по предоставлению каналов передачи данных в целях расширения зоны действия линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем;
5) порядок определения географических координат и времени обеспечения зоны обслуживания линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем;
6) порядок оценки состояния линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем и документирования информации о состоянии линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, о качестве их обслуживания;
7) порядок принятия решения о потере линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотной авиационной системы;
8) требования по обеспечению информационной безопасности с учетом применения средств криптографической защиты информации, сертифицированных в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, от несанкционированного доступа посторонних лиц.
6. Федеральные авиационные правила, указанные в пункте 3 статьи 8 настоящего Кодекса и устанавливающие требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, являющимся поставщиками услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, форму и порядок выдачи документов, подтверждающих их соответствие требованиям федеральных авиационных правил, должны содержать в том числе:
1) последовательность процедур подтверждения соответствия поставщиков услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем требованиям федеральных авиационных правил;
2) требования к документам, представляемым поставщиками услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, в целях подтверждения их соответствия требованиям федеральных авиационных правил, включая требования к содержанию таких документов;
3) перечень документов, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, и порядок их проверки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации;
4) основания и порядок выдачи документов, подтверждающих соответствие поставщиков услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем требованиям федеральных авиационных правил, основания и порядок вн