ных в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки и (или) хранения, осуществляется на основании заявления участника, во владении, в пользовании и (или) распоряжении которого находятся такие товары, которое подается в произвольной форме на бумажном носителе и к которому должны быть приложены документы (копии документов, заверенные в установленном порядке), в том числе документы бухгалтерского и складского учета, подтверждающие факт уничтожения или безвозвратной утраты товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, уничтожения и (или) безвозвратной утраты вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо безвозвратной утраты в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки и (или) хранения. В данном заявлении указываются наименования товаров, их характеристики, номера деклараций на товары, в соответствии с которыми такие товары были помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и причины уничтожения или безвозвратной утраты товаров. Срок рассмотрения данного заявления таможенным органом не должен превышать три рабочих дня со дня подачи заявления в таможенный орган. Решение о признании таможенным органом факта уничтожения или безвозвратной утраты товаров оформляется путем совершения соответствующей надписи уполномоченным должностным лицом таможенного органа на заявлении участника, которое возвращается участнику лично либо по почте (заказным письмом).
60. При ликвидации (прекращении деятельности) лица-участника действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны завершается помещением под таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (за исключением таможенной процедуры таможенного транзита), находящихся на участке территории свободной экономической зоны, на котором применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с учетом положений статьи 207 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
61. Таможенная процедура свободной таможенной зоны в случае, предусмотренном частью 60 настоящей статьи, должна быть завершена до завершения процедуры ликвидации (прекращения деятельности) лица-участника в соответствии с законодательством Российской Федерации.
62. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при ликвидации (прекращении деятельности) лица-участника подлежит исполнению в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
63. В случае, указанном в части 60 настоящей статьи, ввозные таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины должны быть уплачены не позднее десяти рабочих дней со дня начала процедуры ликвидации (прекращения деятельности) лица-участника в соответствии с законодательством Российской Федерации.
64. При незавершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны в соответствии с частью 61 настоящей статьи действие этой таможенной процедуры прекращается, а товары задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 51 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
65. По решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела, предусмотренное настоящим Федеральным законом взаимодействие лиц, осуществляющих деятельность на территории свободной экономической зоны, с таможенными органами может осуществляться в электронной форме.
66. В целях завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, которые были израсходованы (потреблены) в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 205 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, участником должны быть представлены в таможенный орган заявление и документы, содержащие сведения, установленные Евразийской экономической комиссией, с учетом положений частей 67 - 70 настоящей статьи.
67. Документами, подтверждающими расходование (потребление) товаров в случаях, установленных решением Евразийской экономической комиссии, являются документы бухгалтерского учета, содержащие сведения о таких товарах и об их расходовании (потреблении), а также документы, установленные частями 68 и 69 настоящей статьи.
68. Документом, подтверждающим право собственности участника на введенный в эксплуатацию объект недвижимости, при создании которого были израсходованы (потреблены) товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, является выписка из Единого государственного реестра недвижимости.
69. В случае, если товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товары, изготовленные (полученные) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, были израсходованы (потреблены) при эксплуатации (содержании), ремонте, реконструкции объектов недвижимости, находящихся на территории свободной экономической зоны, вместе с документами бухгалтерского учета должны быть представлены документы, свидетельствующие о приеме-сдаче работ, услуг по эксплуатации (содержанию), ремонту, реконструкции отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов недвижимости.
70. Заявление, указанное в части 66 настоящей статьи, подается на бумажном носителе или в форме электронного документа посредством использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", подписанного электронной подписью лица, подающего заявление. Форма заявления, порядок ее заполнения, а также формат и структура заявления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
71. Заявление и документы, указанные в частях 66 - 69 настоящей статьи, представляются в таможенный орган вместе с отчетностью, представление которой предусмотрено частью 9 статьи 21 настоящего Федерального закона, за исключением случая, установленного частью 72 настоящей статьи.
72. В случае, если товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товары, изготовленные (полученные) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, были израсходованы (потреблены) при создании объекта недвижимости на территории свободной экономической зоны, заявление, указанное в части 66 настоящей статьи, подается после ввода в эксплуатацию такого объекта недвижимости и государственной регистрации права собственности на него.
73. Заявление и документы, указанные в частях 66 - 69 настоящей статьи, рассматриваются таможенным органом в течение тридцати рабочих дней со дня их представления с возможностью продления срока рассмотрения до сорока пяти рабочих дней, если участником не представлены указанные в частях 67 - 69 настоящей статьи документы, содержащие сведения, установленные Евразийской экономической комиссией. Таможенный орган уведомляет участника о необходимости представления таких документов и о продлении срока рассмотрения указанного заявления. По итогам рассмотрения представленных заявления и документов таможенный орган информирует участника о принятии решения о завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны и признании товаров товарами Евразийского экономического союза либо об отказе в принятии такого решения в случае, если:
1) в заявлении отсутствуют сведения, установленные Евразийской экономической комиссией, или в заявлении указаны недостоверные сведения;
2) участником не представлены запрашиваемые таможенным органом в соответствии с абзацем первым настоящей части документы, подтверждающие сведения, указанные в заявлении, за исключением документов, которые могут быть получены в федеральных органах исполнительной власти в рамках межведомственного взаимодействия;
3) сведения, указанные в заявлении, и (или) представленные документы не позволяют идентифицировать иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и израсходованные (потребленные) в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 205 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
74. Решения таможенного органа, указанные в части 73 настоящей статьи, направляются заявителю в форме электронного документа посредством использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в формате, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела. Форма решения таможенного органа, порядок ее заполнения, а также формат, структура решения, направляемого в форме электронного документа, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
Статья 21. Порядок ведения учета товаров и порядок представления отчетности в таможенный орган
1. Участник обязан вести учет товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (далее - учет товаров), в соответствии с положениями настоящей статьи со дня первого помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
2. Участник или юридическое лицо, не являющееся участником, которым в соответствии с частью 39 или 44 статьи 20 настоящего Федерального закона соответственно переданы товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товары, изготовленные (полученные) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, обязаны вести учет товаров в соответствии с положениями настоящей статьи со дня передачи такому участнику или такому юридическому лицу в соответствии с частью 39 или 44 статьи 20 настоящего Федерального закона соответственно прав владения, пользования и (или) распоряжения товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товарами, изготовленными (полученными) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
3. Учет товаров ведется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.
4. При ведении учета товаров в документах бухгалтерского учета указываются регистрационные номера деклараций на товары, в соответствии с которыми товары помещались под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и деклараций на товары, в соответствии с которыми товары, изготовленные (полученные) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, были помещены под таможенные процедуры, предусмотренные для завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, а также номера товаров из соответствующей декларации на товары, за исключением случаев, определенных частью 5 настоящей статьи.
5. При ведении учета товаров в документах бухгалтерского учета не указываются регистрационные номера деклараций на товары в случае, если:
1) товары помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны без их таможенного декларирования в соответствии с правом Евразийского экономического союза и настоящим Федеральным законом;
2) передача прав владения, пользования и (или) распоряжения товарами в соответствии с частью 39 или 44 статьи 20 настоящего Федерального закона осуществлялась без проведения идентификации товаров, предусмотренной статьей 206 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
6. В случае, если товары одного наименования, изготовленные (полученные) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, хранятся, расходуются (потребляются) в смешанном виде, учет таких товаров ведется исходя из допущения, что товары, принятые к учету в более ранние сроки, первыми были использованы при производстве или при ином выбытии.
7. Положения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, не применяются в случае, если в целях идентификации иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в товарах, изготовленных (полученных) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, осуществляемую в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, применяется способ идентификации, предполагающий необходимость сопоставления конкретного иностранного товара с товаром, который был изготовлен (получен) на участке территории свободной экономической зоны, на котором применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, из этого иностранного товара. При производстве или при ином выбытии товаров их учет ведется по себестоимости каждой единицы товаров.
8. Участник вправе вести учет товаров в электронном виде с использованием автоматизированных информационных систем, в том числе автоматизированной информационной системы бухгалтерского учета (далее - автоматизированные системы учета).
9. Участник и юридическое лицо, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, представляют в таможенный орган отчетность о товарах, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товарах, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а также об операциях, совершаемых с такими товарами.
10. Форма отчетности о товарах, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товарах, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, порядок заполнения указанной формы отчетности, а также порядок и сроки представления указанной отчетности в таможенный орган определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
11. Отчетность, указанная в части 9 настоящей статьи, представляется в таможенный орган в форме электронного документа с использованием личного кабинета, определенного частью 15 настоящей статьи, и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.
12. Отчетность, указанная в части 9 настоящей статьи, представляется в таможенный орган по требованию таможенного органа, если участник обеспечивает таможенному органу доступ, в том числе удаленный, к сведениям, формируемым в автоматизированной системе учета. При обеспечении доступа к сведениям, формируемым в автоматизированной системе учета, участником должны быть предусмотрены меры защиты таких сведений, обеспечивающие предотвращение несанкционированного доступа к ним, возможность незамедлительного восстановления сведений, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним, и постоянный контроль за обеспечением уровня их защищенности. При обеспечении доступа к сведениям, формируемым в автоматизированной системе учета, хранение таких сведений осуществляется участником до утраты им статуса участника, а также в течение шести месяцев после утраты указанного статуса с учетом иных требований к хранению документов бухгалтерского учета, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
13. Порядок ведения учета товаров с использованием автоматизированной системы учета, состав сведений, доступ к которым должен быть обеспечен в соответствии с частью 12 настоящей статьи, и порядок доступа к таким сведениям устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
14. Участник и юридическое лицо, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, несут ответственность за несоблюдение порядка ведения учета товаров и порядка представления в таможенный орган отчетности, установленных настоящей статьей, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
15. В настоящем Федеральном законе под личным кабинетом понимается информационный ресурс, принадлежащий федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в области таможенного дела, размещенный в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Статья 22. Предоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов участником
1. Оборудование и обустройство зоны таможенного контроля участником в целях применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны могут осуществляться в соответствии со статьей 217 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с предоставлением обеспечения исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, предусмотренной пунктом 1 части 10 статьи 20 настоящего Федерального закона, при одновременном выполнении следующих условий:
1) участником осуществляется исключительно деятельность, связанная с созданием объектов недвижимости в соответствии с договором об условиях деятельности в свободной экономической зоне;
2) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны помещаются исключительно товары, которые предназначены для создания объекта недвижимости и на которые распространяются положения подпункта 5 пункта 1 статьи 205 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
2. Исполнение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, предусмотренное пунктом 1 части 10 статьи 20 настоящего Федерального закона, обеспечивается денежным залогом.
3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, вправе установить фиксированный размер обеспечения исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Глава 4. Заключительные положения
Статья 23. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 9 настоящего Федерального закона.
2. Статья 9 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2026 года.
Президент Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль
24 июня 2023 года
№ 266-ФЗ