пекциями лицам, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, оказывается содействие в трудоустройстве в соответствии с имеющимися специальностью, профессией, квалификацией, навыками и умениями, обеспечивается бесплатный доступ к Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России", в том числе посредством единого портала государственных и муниципальных услуг с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
2. В целях оказания содействия в трудоустройстве уголовно-исполнительными инспекциями осуществляется взаимодействие с органами службы занятости населения на основе соглашения о взаимодействии, определяющего порядок информационного обмена, в том числе об имеющихся вакансиях на рынке труда, условиях труда, о заработной плате и квалификационных требованиях к соискателям вакансий, для последующего предоставления указанной информации лицам, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация.
Статья 25. Содействие в получении образования
1. В целях ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, уголовно-исполнительными инспекциями оказывается содействие в получении такими лицами общего образования, среднего профессионального образования, прохождении профессионального обучения, повышении квалификации, прохождении обучения по программам профессиональной переподготовки.
2. В уголовно-исполнительных инспекциях лицам, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, предоставляется информация об образовательных организациях, организациях, осуществляющих образовательную деятельность, о перечне документов, необходимых для поступления на обучение в указанные организации, оказывается содействие в оформлении и восстановлении таких документов.
Статья 26. Медицинская помощь и оказание содействия в выборе медицинской организации и получении полиса обязательного медицинского страхования лицам, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация
1. На лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, в полном объеме распространяется законодательство в сфере охраны здоровья. Лица, освободившиеся из указанных учреждений, являющиеся застрахованными лицами, в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая.
2. В уголовно-исполнительных инспекциях лицам, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, предоставляется информация по вопросам, возникающим в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе о порядке получения полиса обязательного медицинского страхования, о перечне страховых медицинских организаций, включенных в реестр страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, перечне необходимых документов, а также оказывается содействие в оформлении и восстановлении таких документов.
Статья 27. Центры пробации
1. В целях оказания помощи лицам, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, в том числе в предоставлении временного места пребывания, некоммерческими, в том числе религиозными, организациями и общественными объединениями, социально ориентированными некоммерческими организациями могут создаваться центры пробации.
2. Правила организации деятельности центров пробации утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Глава 6. Права и обязанности уголовно-исполнительных инспекций в сфере исполнительной и постпенитенциарной пробации, права и обязанности лиц, в отношении которых применяется исполнительная или постпенитенциарная пробация
Статья 28. Права и обязанности уголовно-исполнительных инспекций в сфере исполнительной и постпенитенциарной пробации
1. Уголовно-исполнительные инспекции в сфере исполнительной и постпенитенциарной пробации обеспечивают:
1) проведение социальной и воспитательной работы с лицами, в отношении которых применяется исполнительная или постпенитенциарная пробация;
2) проведение оценки индивидуальной нуждаемости в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации;
3) подготовку индивидуальных программ для лиц, в отношении которых приняты решения о применении исполнительной или постпенитенциарной пробации;
4) направление лиц, нуждающихся в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации, в организации социального обслуживания граждан, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, и иные государственные и негосударственные организации, участвующие в социальном обслуживании граждан, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
5) осуществление контроля за выполнением мероприятий, предусмотренных индивидуальными программами;
6) вынесение предупреждения лицам, в отношении которых применяется исполнительная или постпенитенциарная пробация, о возможности прекращения оказания им помощи и содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации в случае невыполнения без уважительных причин (уклонения от выполнения) мероприятий, предусмотренных индивидуальными программами;
7) прекращение оказания помощи и содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации лицу в случае повторного невыполнения (уклонения от выполнения) им мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой, после вынесения предупреждения в соответствии с пунктом 6 настоящей части;
8) содействие в восстановлении социальных связей;
9) консультирование по социальным и правовым вопросам;
10) содействие в трудоустройстве лицам, в отношении которых применяется исполнительная или постпенитенциарная пробация;
11) содействие в получении общего образования, среднего профессионального образования, прохождении профессионального обучения, повышении квалификации, прохождении обучения по программам профессиональной переподготовки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
12) содействие в получении полиса обязательного медицинского страхования, медицинской книжки (в случае, если необходимость оформления медицинской книжки предусмотрена соответствующими нормативными правовыми актами), выборе страховой медицинской организации;
13) взаимодействие с органами, учреждениями, организациями, являющимися субъектами пробации, медицинскими, образовательными и иными организациями;
14) организацию привлечения добровольцев (волонтеров) к полному или частичному социальному сопровождению лица, в отношении которого применяется исполнительная или постпенитенциарная пробация.
2. Уголовно-исполнительным инспекциям для исполнения возложенных на них обязанностей предоставляются следующие права:
1) запрашивать и получать в тридцатидневный срок от органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов службы занятости населения, организаций социального обслуживания, медицинских организаций и иных организаций с согласия лица, в отношении которого применяется исполнительная или постпенитенциарная пробация, информацию, необходимую для реализации полномочий в сфере исполнительной или постпенитенциарной пробации;
2) обжаловать действия органов, учреждений и организаций, в том числе в суд в порядке административного судопроизводства, в случае непредоставления информации, необходимой для реализации полномочий в сфере исполнительной или постпенитенциарной пробации;
3) вызывать лиц, в отношении которых применяется исполнительная или постпенитенциарная пробация, для разъяснения оснований, порядка и условий применения мер ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации, предусмотренных индивидуальными программами, получения информации о ходе их выполнения, а также для предупреждения о возможности прекращения оказания помощи и содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации в случае, предусмотренном пунктом 6 части 1 настоящей статьи;
4) получать посредством телефонной связи информацию от лиц, в отношении которых применяется исполнительная или постпенитенциарная пробация, о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных индивидуальными программами;
5) посещать по месту нахождения, в том числе по месту жительства и работы (учебы), лиц, в отношении которых применяется исполнительная или постпенитенциарная пробация, в рамках реализации полномочий в сфере исполнительной или постпенитенциарной пробации;
6) обращаться в органы местного самоуправления, суды и иные органы и организации по вопросам, связанным с оказанием содействия лицам, в отношении которых применяется исполнительная или постпенитенциарная пробация;
7) обжаловать отказ органов, учреждений и организаций, в том числе в порядке административного судопроизводства, в осуществлении мероприятий, предусмотренных индивидуальными программами лиц, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация;
8) заключать соглашения о сотрудничестве, направленные на трудоустройство осужденных и лиц, в отношении которых применяется исполнительная или постпенитенциарная пробация, с государственными учреждениями службы занятости населения и иными организациями;
9) заключать соглашения о сотрудничестве с институтами гражданского общества, в том числе социально ориентированными некоммерческими организациями, в целях реализации права на получение помощи, предусмотренной настоящим Федеральным законом;
10) иные права, предоставленные уголовно-исполнительным инспекциям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Порядок исполнения обязанностей и осуществления прав, установленных соответственно частями 1 и 2 настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Статья 29. Права и обязанности лиц, в отношении которых применяется исполнительная или постпенитенциарная пробация
1. Лицо, в отношении которого применяется исполнительная или постпенитенциарная пробация, имеет право:
1) запрашивать и получать информацию о порядке и об основаниях применения исполнительной или постпенитенциарной пробации;
2) обращаться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, с заявлением об оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации;
3) получать помощь и содействие, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) обращаться в уголовно-исполнительную инспекцию с заявлением об изменении индивидуальной программы;
5) на вежливое обращение со стороны работников органов, учреждений и организаций, указанных в статье 6 настоящего Федерального закона;
6) уведомлять (в том числе посредством телефонной связи, а также через медицинскую организацию) уголовно-исполнительную инспекцию в целях осуществления ею контроля за выполнением мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой, об оказании медицинской помощи в стационарных условиях;
7) обжаловать действия или бездействие должностных лиц субъектов пробации, в том числе в суд в порядке административного судопроизводства, если полагает, что нарушены его права, предусмотренные пунктами 1 - 6 настоящей части, в том числе в случае отказа в оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации.
2. Лицо, в отношении которого применяется исполнительная или постпенитенциарная пробация, обязано:
1) соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
2) выполнять мероприятия, предусмотренные индивидуальной программой;
3) являться в уголовно-исполнительную инспекцию для разъяснения порядка и условий применения исполнительной или постпенитенциарной пробации, а также для предоставления информации о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой;
4) выполнять законные требования работников учреждений и организаций, осуществляющих исполнительную или постпенитенциарную пробацию;
5) предоставлять уголовно-исполнительной инспекции достоверную информацию о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой, а также об отказе в выполнении таких мероприятий организациями;
6) уведомлять уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства (места пребывания).
Глава 7. Индивидуальная программа и порядок ее подготовки
Статья 30. Индивидуальная программа
1. Подготовка индивидуальной программы для лица, в отношении которого применяется пенитенциарная пробация, осуществляется учреждением, исполняющим наказание в виде принудительных работ или лишения свободы. Подготовка индивидуальной программы для лица, в отношении которого применяется исполнительная пробация, а также для лица, в отношении которого применяется постпенитенциарная пробация (при условии отсутствия индивидуальной программы на момент освобождения из указанного учреждения), осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией.
2. В случае изменения обстоятельств и потребностей лица, в отношении которого применяется постпенитенциарная пробация, послуживших основанием для включения в индивидуальную программу отдельных мероприятий, осуществляется корректировка индивидуальной программы.
3. Индивидуальная программа используется при составлении индивидуальной программы предоставления социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании.
Статья 31. Порядок подготовки индивидуальной программы
1. Лица, указанные в части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, имеют право на обращение к администрации учреждения, исполняющего наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, с заявлением об оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
2. Лица, указанные в части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, имеют право на обращение в уголовно-исполнительную инспекцию с заявлением об оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации с момента явки в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет.
3. Лица, указанные в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, ранее не обращавшиеся к администрации учреждения, исполняющего наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, с заявлением об оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации, в течение шести месяцев после освобождения имеют право на обращение в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства (месту пребывания) с таким заявлением. В случае пропуска данного срока по уважительной причине указанное заявление в срок не позднее шести месяцев со дня устранения такой причины может быть направлено в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства (месту пребывания) с приложением документов, подтверждающих наличие уважительной причины пропуска срока подачи заявления.
4. Учреждение, исполняющее наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, или уголовно-исполнительная инспекция в тридцатидневный срок со дня получения заявления об оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации на основании критериев и методики оценки индивидуальной нуждаемости, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, проводит оценку индивидуальной нуждаемости лица, обратившегося с таким заявлением, и принимает решение о целесообразности оказания содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации либо об отказе в оказании такого содействия.
5. В случае принятия решения о целесообразности оказания содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации лицо, обратившееся с соответствующим заявлением, уведомляется о таком решении в срок не позднее трех дней со дня его принятия. По результатам проведенной оценки учреждением, исполняющим наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, либо уголовно-исполнительной инспекцией в срок не позднее десяти дней со дня принятия указанного решения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, осуществляется подготовка индивидуальной программы.
6. В случае принятия решения об отказе в оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации, в том числе в случае признания причины пропуска срока подачи заявления, указанного в части 3 настоящей статьи, неуважительной, соответствующее решение, содержащее мотивированное обоснование отказа, на бумажном носителе выдается осужденному или лицу, освободившемуся из учреждения, исполняющего наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, в срок не позднее трех дней после принятия такого решения.
7. Решение об отказе в оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации осужденному или лицу, освободившемуся из учреждения, исполняющего наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, может быть обжаловано, в том числе в суд в порядке административного судопроизводства.
8. Подготовка индивидуальной программы осуществляется на основании оценки индивидуальной нуждаемости, факторов и условий, характеризующих трудную жизненную ситуацию. При подготовке индивидуальной программы учитываются предложения лица, обратившегося с заявлением об оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации.
9. Индивидуальная программа, подготовленная учреждением, исполняющим наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, направляется в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства (месту пребывания) лица, обратившегося с заявлением об оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации, копия индивидуальной программы вручается указанному лицу на бумажном носителе.
10. Со дня создания единого реестра лиц, в отношении которых применяется пробация, индивидуальная программа формируется в электронной форме и подлежит размещению в указанном реестре. Направление индивидуальной программы лицу, в отношении которого применяется пробация, может осуществляться посредством единого портала государственных и муниципальных услуг.
11. Форма индивидуальной программы утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
12. В индивидуальной программе отражается информация о согласии лица, в отношении которого применяется пробация, на обработку персональных данных и разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, а также информация о получателе социальных услуг.
13. В случае изменения места жительства (места пребывания) лица, в отношении которого