РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О пробации в Российской Федерации
Принят Государственной Думой 25 января 2023 года
Одобрен Советом Федерации 1 февраля 2023 года
(В редакции Федерального закона от 29.05.2024 № 108-ФЗ)
Глава 1. Основные положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует общественные отношения, возникающие в сфере организации и функционирования пробации в Российской Федерации, в том числе определяет цели, задачи и принципы пробации, правовое положение лиц, в отношении которых применяется пробация, направления деятельности и полномочия субъектов пробации в Российской Федерации.
Статья 2. Правовая основа регулирования общественных отношений в сфере пробации
Правовую основу регулирования общественных отношений в сфере пробации составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере реализации прав осужденных и лиц, отбывших уголовные наказания.
Статья 3. Принципы пробации
Пробация осуществляется на основе следующих принципов:
1) приоритет прав и законных интересов человека и гражданина;
2) гуманизм;
3) соблюдение законности;
4) рациональность применения мер принуждения, мер исправительного, социального и иного характера и мер стимулирования правопослушного поведения;
5) учет индивидуальных особенностей, обстоятельств и потребностей;
6) открытость (прозрачность);
7) преемственность, непрерывность, добровольность при применении пробации.
Статья 4. Цели и задачи пробации
1. Целями пробации являются коррекция социального поведения, ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация лиц, в отношении которых применяется пробация, предупреждение совершения ими новых преступлений.
2. Задачами пробации являются создание условий для оказания помощи лицам, в отношении которых применяется пробация, в вопросах восстановления социальных связей, востребованности профессиональных навыков и трудоустройства, обеспечения жильем, получения образования, реализации права на социальное обслуживание, получения медицинской, психологической и юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечение гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина.
Статья 5. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) пробация - совокупность мер, применяемых в отношении осужденных, лиц, которым назначены иные меры уголовно-правового характера, и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, которые оказались в трудной жизненной ситуации, в том числе ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация, защита прав и законных интересов указанных лиц;
2) исполнительная пробация - вид пробации, представляющий собой совокупность мер, применяемых уголовно-исполнительными инспекциями в отношении лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества (за исключением осужденных к штрафу, назначенному в качестве основного наказания, и принудительным работам), и иных мер уголовно-правового характера;
3) пенитенциарная пробация - вид пробации, применяемый в отношении осужденных в учреждениях, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, представляющий собой совокупность мер, направленных на исправление осужденных, а также на подготовку осужденных, отбывающих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, к освобождению из указанных учреждений;
4) постпенитенциарная пробация - вид пробации, применяемый в отношении лиц, освободившихся из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и оказавшихся в трудной жизненной ситуации, представляющий собой совокупность мер, направленных на ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию;
5) ресоциализация - комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинтеграции в общество лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и (или) лиц, которым назначены иные меры уголовно-правового характера;
6) социальная адаптация - комплекс мероприятий, направленных на оказание лицам, в отношении которых применяется пробация, содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также иной помощи в целях стимулирования правопослушного поведения;
7) социальная реабилитация - комплекс мероприятий по восстановлению утраченных социальных связей и функций лицами, в отношении которых применяется пробация;
8) лица, в отношении которых применяется пробация, - осужденные, лица, которым назначены иные меры уголовно-правового характера, и лица, освободившиеся из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, которые оказались в трудной жизненной ситуации;
9) трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности лиц, в отношении которых применяется пробация, и последствия которых они не могут преодолеть самостоятельно;
10) индивидуальная нуждаемость - потребность лиц, в отношении которых применяется пробация, в поддержке, необходимой для преодоления трудной жизненной ситуации;
11) индивидуальная программа ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации (далее - индивидуальная программа) - документ, включающий в себя меры правового и иного характера, направленные на ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию, применяемые в отношении конкретного лица в зависимости от обстоятельств, характеристики его личности и его индивидуальной нуждаемости, а также сроки применения таких мер;
12) центр пробации - специализированная организация, создаваемая в целях оказания помощи лицам, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, в том числе в предоставлении временного места пребывания;
13) единый реестр лиц, в отношении которых применяется пробация, - государственная информационная система, содержащая информацию о видах, сроках, результатах реализации мероприятий пробации, лицах, в отношении которых применяется пробация, об их индивидуальных программах, индивидуальной нуждаемости, оказанных мерах социальной помощи, отказах от применения пробации, иную информацию, относящуюся к сфере пробации.
2. Иные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в значениях, определенных законодательными актами Российской Федерации.
Глава 2. Субъекты пробации и их полномочия
Статья 6. Субъекты пробации
1. Субъектами пробации являются:
1) федеральные органы исполнительной власти;
2) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) учреждения уголовно-исполнительной системы;
4) органы службы занятости; (В редакции Федерального закона от 29.05.2024 № 108-ФЗ)
5) организации социального обслуживания.
2. Органы местного самоуправления вправе участвовать в процедурах пробации во взаимодействии с субъектами пробации.
3. В целях осуществления мероприятий ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, в отношении которых применяется пробация, могут привлекаться коммерческие и некоммерческие, в том числе религиозные, социально ориентированные некоммерческие организации, организации и общественные объединения, негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги, организации, осуществляющие образовательную деятельность, научные, медицинские организации, индивидуальные предприниматели, в том числе на основании соглашений, заключенных с субъектами пробации, общественные наблюдательные комиссии, а также граждане.
Статья 7. Полномочия в сфере пробации федеральных органов исполнительной власти
1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, является субъектом пробации, к полномочиям которого относятся:
1) нормативно-правовое регулирование в сфере пробации, в том числе определение порядка осуществления прав и исполнения обязанностей учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и уголовно-исполнительных инспекций в сфере пробации;
2) утверждение правил организации деятельности центров пробации;
3) мониторинг в пределах компетенции практики применения законодательства Российской Федерации в сфере пробации.
2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, является субъектом пробации, к полномочиям которого относятся:
1) организация взаимодействия территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с общественными объединениями и религиозными организациями, гражданами;
2) контроль деятельности учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и уголовно-исполнительных инспекций в сфере пробации;
3) обеспечение взаимодействия учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и уголовно-исполнительных инспекций в сфере пробации с органами, учреждениями и организациями, являющимися субъектами пробации;
4) ведение единого реестра лиц, в отношении которых применяется пробация;
5) утверждение порядка ведения и ведение статистического учета в сфере пробации.
3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, является субъектом пробации, к полномочиям которого относится обеспечение взаимодействия органов внутренних дел с уголовно-исполнительными инспекциями по вопросам применения исполнительной и постпенитенциарной пробации.
4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, занятости населения и социальной защиты населения, является субъектом пробации, к полномочиям которого относятся:
1) координация деятельности, осуществляемой в сфере постпенитенциарной пробации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении государственных услуг в сфере занятости и социальной защиты (обслуживания) населения, в том числе в части предоставления социальных услуг лицам, освобожденным из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
2) утверждение по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, типового соглашения о взаимодействии учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и уголовно-исполнительных инспекций с органами службы занятости при осуществлении деятельности в сфере постпенитенциарной пробации; (В редакции Федерального закона от 29.05.2024 № 108-ФЗ)
3) формирование в пределах компетенции официальной статистической информации в части трудоустройства и предоставления социальных услуг в отношении лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, является субъектом пробации, к полномочиям которого относятся:
1) осуществление в пределах компетенции нормативно-правового регулирования в сфере пробации по вопросам получения общего образования, среднего профессионального образования, прохождения профессионального обучения лицами, в отношении которых применяется пробация;
2) утверждение по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, формы и порядка заключения типового соглашения о порядке взаимодействия образовательных организаций с учреждениями уголовно-исполнительной системы в целях содействия в получении общего образования, среднего профессионального образования, прохождении профессионального обучения лицами, в отношении которых применяется пробация.
6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, является субъектом пробации, к полномочиям которого относятся:
1) осуществление в пределах компетенции нормативно-правового регулирования в сфере пробации по вопросам организации оказания медицинской помощи лицам, в отношении которых применяется пробация;
2) координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья при их информационном взаимодействии с администрациями учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, в отношении освобождаемых от отбывания наказания осужденных, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, осуществляемом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации;
3) утверждение по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, формы и порядка заключения типового соглашения о взаимодействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья с учреждениями уголовно-исполнительной системы по вопросам применения пробации.
Статья 8. Права в сфере пробации органов государственной власти субъектов Российской Федерации
В сфере пробации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе:
1) принимать нормативные правовые акты в области содействия занятости населения, ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации осужденных и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы;
2) разрабатывать и реализовывать меры по содействию занятости осужденных и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы;
3) осуществлять организацию предоставления социальных услуг лицам, отбывшим уголовные наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и (или) лицам, которым были назначены иные меры уголовно-правового характера, которые оказались в трудной жизненной ситуации, в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере социального обслуживания;
4) при разработке и принятии государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации предусматривать мероприятия, направленные на ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию осужденных и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы;
5) разрабатывать и реализовывать меры по экономическому стимулированию работодателей, трудоустраивающих осужденных и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы.
Статья 9. Полномочия в сфере пробации органов службы занятости
Органы службы занятости являются субъектами пробации, к полномочиям которых относятся:
1) содействие в трудоустройстве лицам, направленным в органы службы занятости уголовно-исполнительной инспекцией, в соответствии с законодательством о занятости населения;
2) взаимодействие с уголовно-исполнительными инспекциями на основе соглашения о взаимодействии, определяющего порядок информационного обмена, в том числе об имеющихся свободных рабочих местах и о вакантных должностях, об условиях труда, о заработной плате и квалификационных требованиях к соискателям вакансий, в целях содействия в трудоустройстве лицам, направленным в органы службы занятости уголовно-исполнительной инспекцией;
3) осуществление иных полномочий в сфере пробации, предусмотренных законодательством.
(Статья в редакции Федерального закона от 29.05.2024 № 108-ФЗ)
Статья 10. Обязанности в сфере пробации организаций социального обслуживания
Организации социального обслуживания являются субъектами пробации, обеспечивающими лицам, отбывшим уголовные наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, осужденным к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, и (или) которым были назначены иные меры уголовно-правового характера, признанным нуждающимися в социальном обслуживании:
1) предоставление социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых и срочных социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании, в том числе предоставление временного места проживания;
2) содействие в получении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение), в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании.
Глава 3. Исполнительная пробация
Статья 11. Основные направления деятельности в сфере исполнительной пробации
1. Исполнительная пробация применяется к следующим лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации:
1) осужденным к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества (за исключением осужденных к штрафу, назначенному в качестве основного наказания, и принудительным работам);
2) освобожденным условно-досрочно от отбывания наказаний в виде лишения свободы или принудительных работ;
3) условно осужденным;
4) осужденным, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;
5) осужденным, которым назначено основное наказание в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы и на которых судом возложена обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию;
6) осужденным, которы