ициальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо на официальном сайте высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.
4. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо граничащего с ним субъекта Российской Федерации, с высшим исполнительным органом которого заключено соглашение, предусмотренное частью 6 статьи 3 настоящего Федерального закона, может быть установлен минимальный размер тарифа на перевозку пассажиров и багажа легковым такси. Порядок расчета размера такого тарифа определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными нормативным правовым актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Статья 25. Плата за перевозку легковым такси
1. При заключении договора фрахтования плата за перевозку легковым такси определяется на основании тарифов на перевозку легковым такси и в соответствии с порядком определения платы за всю вместимость при перевозке легковым такси.
2. Расчет размера платы за перевозку легковым такси может производиться:
1) службой заказа легкового такси, если информация о заказе передается службой заказа легкового такси непосредственно водителю легкового такси в порядке, предусмотренном договором перевозчика со службой заказа легкового такси;
2) перевозчиком, если заказ легкового такси передается службой заказа легкового такси перевозчику;
3) в соответствии с показаниями таксометра, если при заключении договора фрахтования легкового такси предусматривается такой способ определения платы за перевозку легковым такси, в случае заключения договора фрахтования легкового такси непосредственно с водителем, действующим от имени и по поручению перевозчика, без участия службы заказа легкового такси и (или) других должностных лиц перевозчика.
Статья 26. Особенности организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе
В целях совершенствования организации транспортного обслуживания населения, оптимизации нагрузки на улично-дорожную сеть законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо граничащего с ним субъекта Российской Федерации, с высшим исполнительным органом которого заключено соглашение, предусмотренное частью 6 статьи 3 настоящего Федерального закона, исходя из численности населения субъекта Российской Федерации, уровня обеспеченности населения услугами транспорта общего пользования и развития улично-дорожной сети, может устанавливаться максимальное количество легковых такси, используемых перевозчиками на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в соответствии с методикой, утвержденной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Статья 27. Особенности организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территориях аэропортов, железнодорожных вокзалов и автовокзалов
Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации могут быть установлены запрет на предложение услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территориях аэропортов, железнодорожных вокзалов и автовокзалов, за исключением мест, оборудованных для предложения и (или) оформления таких услуг, особенности организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территориях аэропортов, железнодорожных вокзалов и автовокзалов.
Статья 28. Государственная поддержка перевозчиков
1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе применять меры государственной поддержки перевозчиков, в том числе в целях стимулирования использования в качестве легкового такси электромобилей, легковых автомобилей с двигателями, работающими на газомоторном топливе, на территории Российской Федерации, а также осуществления перевозок пассажиров из числа инвалидов, многодетных семей и иных категорий граждан.
2. При организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями предусматривают организацию парковок (парковочных мест) для легковых такси в местах повышенного спроса на перевозки пассажиров и багажа, предоставление мест для стоянки легковых такси на парковках общего пользования, организацию при перевозках легковым такси посадки и (или) высадки пассажиров, в том числе пассажиров из числа инвалидов, на участках улично-дорожной сети, расположенных в зонах жилой застройки, у аэропортов, железнодорожных вокзалов, автовокзалов (автостанций), объектов культуры, медицинских организаций и других объектов. Порядок реализации указанных мероприятий устанавливается соответственно нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Статья 29. Ответственность перевозчиков, служб заказа легкового такси, сторон договора об обеспечении осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси
1. Перевозчик несет ответственность за вред, причиненный при перевозке легковым такси жизни, здоровью, имуществу пассажира, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Служба заказа легкового такси при передаче заказа легкового такси (обеспечении доступа к информации о заказе легкового такси):
1) несет солидарную ответственность с лицом, которому не было предоставлено разрешение или действие разрешения которого аннулировано или приостановлено, за вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу пассажира при перевозке легковым такси, за исключением случая, если служба заказа легкового такси направила в уполномоченный орган в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, уведомление об отсутствии технической возможности получения сведений об изменениях, внесенных уполномоченным органом в региональный реестр перевозчиков легковым такси и (или) региональный реестр легковых такси, и уполномоченный орган не передал эти сведения в службу заказа легкового такси в машиночитаемом виде ранее чем за сутки до дня, в который был причинен вред, в отношении легкового такси, при перевозке которым был причинен указанный вред;
2) несет полную ответственность перед пассажиром за вред, причиненный его жизни, здоровью, имуществу при перевозке легковым такси, в случае, если фрахтователь не был уведомлен надлежащим образом о наименовании перевозчика либо был уведомлен надлежащим образом о наименовании перевозчика и в реестре легковых такси отсутствуют сведения о транспортном средстве, использованном для перевозки, или в реестре перевозчиков легковым такси отсутствуют сведения о праве перевозчика использовать в качестве легкового такси такое транспортное средство;
3) несет субсидиарную ответственность с перевозчиком, являющимся физическим лицом, перед пассажиром за вред, причиненный его жизни, здоровью, имуществу при перевозке легковым такси, в части возмещения реального ущерба, не покрытого суммой страхового возмещения, выплаченной в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика или владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров;
4) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за передачу водителю легкового такси заказа в случае нарушения обязанности, установленной пунктом 8 части 3 статьи 19 настоящего Федерального закона.
3. В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 2 настоящей статьи, служба заказа легкового такси вправе взыскать в дальнейшем в полном объеме сумму, выплаченную за причинение указанного вреда, с лица, причинившего вред. В случае наличия вины службы заказа легкового такси доля, которая может быть взыскана с лица, причинившего вред, определяется в судебном порядке.
4. В соответствии с договором об обеспечении осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси исполнитель несет солидарную с заказчиком и службой заказа легкового такси ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозке легковым такси, в случаях, если такой вред был причинен по причине неисполнения исполнителем своих обязанностей, установленных пунктом 5 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.
Статья 30. Региональный государственный контроль (надзор) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси
1. Региональный государственный контроль (надзор) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации.
2. Предметом регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси являются:
1) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, осуществляющими деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также обязательных требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
2) соблюдение службами заказа легкового такси обязательных требований, установленных статьями 14 и 19 настоящего Федерального закона.
3. Организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Статья 31. Действие требований настоящего Федерального закона в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций
1. Действие требований, установленных статьями 2 - 12 настоящего Федерального закона, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утвержденной в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".
2. В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" в отношении высокоавтоматизированных транспортных средств может быть установлено специальное регулирование, отличающееся от регулирования, предусмотренного положениями статей 2 - 12 настоящего Федерального закона и законодательными актами Российской Федерации, измененными настоящим Федеральным законом. Такое специальное регулирование устанавливается программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утвержденной в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации". Положения данной программы, устанавливающие условия экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, могут изменять или исключать действие положений статей 2 - 12 настоящего Федерального закона и законодательных актов Российской Федерации, измененных настоящим Федеральным законом, в случае, если это прямо предусмотрено федеральным законом.
Статья 32. О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения"
Внести в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873; 2013, № 52, ст. 7002; 2016, № 18, ст. 2502; № 27, ст. 4229; 2017, № 52, ст. 7921; 2018, № 1, ст. 27; № 45, ст. 6841; № 53, ст. 8434; 2021, № 22, ст. 3690; № 27, ст. 5159) следующие изменения:
1) в абзаце десятом части первой статьи 2 слова "средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя" заменить словом "средством)";
2) статью 20 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Физические лица, которые не являются индивидуальными предпринимателями и которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны:
соблюдать требования по обеспечению безопасности дорожного движения при управлении транспортным средством;
соблюдать нормы времени управления транспортным средством и отдыха, установленные Правительством Российской Федерации;
анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
проходить предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона обязательные медицинские осмотры и совершенствовать навыки оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния легкового такси в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
обеспечивать соответствие технического состояния легкового такси требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;
осуществлять техническое обслуживание легкового такси в сроки, предусмотренные документацией заводов - изготовителей данных транспортных средств;
обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств с указанием в полисе обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства сведений об использовании транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа легковым такси;
соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.";
3) в статье 23:
а) пункт 4 после слов "индивидуальных предпринимателей" дополнить словами "и физических лиц, указанных в пункте 4 статьи 20 настоящего Федерального закона,";
б) пункт 5 дополнить словами "или физических лиц, указанных в пункте 4 статьи 20 настоящего Федерального закона".
Статья 33. О внесении изменений в Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"
Внести в Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 46, ст. 5555; 2012, № 25, ст. 3268; № 31, ст. 4320; 2020, № 12, ст. 1651; 2021, № 24, ст. 4188; № 27, ст. 5159, 5164; 2022, № 10, ст. 1396; № 48, ст. 8326) следующие изменения:
1) часть 1 статьи 2 дополнить пунктом 37 следующего содержания:
"37) перевозчик легковым такси - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.";
2) статью 31 дополнить частью 10 следующего содержания:
"10. В рамках регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси осуществляется постоянный рейд в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Порядок осуществления постоянного рейда устанавливается положением, утверждаемым высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.";
3) в статье 31:
а) часть 1 дополнить словами ", а также посредством акцепта фрахтователем оферты перевозчика легковым такси с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", позволяющей достоверно установить акцепт указанной оферты";
б) в части 2 первое и второе предложения изложить в следующей редакции: "Договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа заключается фрахтователем с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению перевозчика легковым такси или, если водитель легкового такси является индивидуальным предпринимателем либо физическим лицом, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, от собственного имени. Права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у перевозчика легковым такси.";
4) статью 34 дополнить частью 20 следующего содержания:
"20. Действие положений настоящей статьи, за исключением части 18 настоящей статьи, не распространяется на перевозки пассажиров и багажа легковым такси.".
Статья 34. О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации
Признать утратившими силу:
1) статьи 9 и 91 Федерального закона от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 17, ст. 2310; 2021, № 24, ст. 4188);
2) статью 3 Федерального закона от 23 апреля 2012 года № 34-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 18, ст. 2126);
3) статью 96 Федерального закона от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 24, ст. 4188);
4) статью 7 Федерального закона от 2 июля 2021 года № 331-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 27, ст. 5159).
Статья 35. Заключительные положения
Разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выданные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют до окончания срока их действия, но не более пяти лет со дння вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статья 36. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2023 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
2. Пункт 1 части 3 и часть 4 статьи 14 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 сентября 2025 года.
Президент Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль
29 декабря 2022 года
№ 580-ФЗ