РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации
Принят Государственной Думой 22 декабря 2022 года
Одобрен Советом Федерации 23 декабря 2022 года
Статья 1. Общие положения
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси, а также отношения, возникающие при организации государственного контроля (надзора) в указанной области на территории Российской Федерации.
2. Перевозки пассажиров и багажа легковым такси в международном сообщении регулируются международными договорами Российской Федерации.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) легковое такси - легковой автомобиль, используемый для осуществления перевозок пассажиров и багажа на основании публичного договора фрахтования;
2) служба заказа легкового такси - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым предоставлено право на осуществление деятельности по получению от лица, имеющего намерение стать фрахтователем, и (или) передаче лицу, имеющему намерение стать фрахтовщиком, заказа легкового такси в целях последующего заключения ими публичного договора фрахтования легкового такси (далее - деятельность службы заказа легкового такси);
3) уполномоченные органы - органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации на осуществление функций по организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси и региональному государственному контролю (надзору) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, возлагаемых настоящим Федеральным законом на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
4) физическое лицо - лицо, применяющее специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" и не являющееся индивидуальным предпринимателем;
5) заказ легкового такси - обращение, содержащее информацию о намерении заключить публичный договор фрахтования легкового такси;
6) региональный реестр перевозчиков легковым такси - информационный ресурс, содержащий сведения о перевозчиках легковым такси, в том числе о предоставлении им разрешения, предусмотренного пунктом 10 настоящей статьи, а также о приостановлении, возобновлении и об аннулировании действия указанного разрешения;
7) региональный реестр легковых такси - информационный ресурс, содержащий сведения о транспортных средствах, соответствующих требованиям, предъявляемым к легковым такси;
8) региональный реестр служб заказа легкового такси - информационный ресурс, содержащий сведения о службах заказа легкового такси, в том числе о предоставлении им права на осуществление деятельности службы заказа легкового такси, а также о приостановлении, возобновлении и об аннулировании действия указанного права;
9) таксометр - техническое средство, используемое для расчета стоимости перевозки пассажиров и багажа легковым такси исходя из установленных тарифов на единицу пробега легкового такси и (или) единицу времени пользования легковым такси, в том числе посредством использования программного обеспечения;
10) разрешение - электронный документ, предоставляющий в соответствии с частью 1 статьи 3 настоящего Федерального закона право на осуществление юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или физическим лицом деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;
11) федеральная государственная информационная система легковых такси - информационно-аналитическая система, обеспечивающая сбор, обработку, систематизацию, хранение сведений из региональных реестров перевозчиков легковым такси, региональных реестров легковых такси и региональных реестров служб заказа легковых такси и предоставление уполномоченным органам возможности ведения данных реестров и доступа к сведениям, содержащимся в указанной информационно-аналитической системе, а также выполнение иных функций в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Основания для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси
1. Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании разрешения, предоставляемого юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или физическому лицу и подтверждаемого записью в региональном реестре перевозчиков легковым такси, с использованием транспортных средств, сведения о которых внесены в региональный реестр легковых такси, при условии, что действие разрешения не приостановлено или не аннулировано.
2. Физическое лицо вправе осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси после заключения предусмотренного статьей 20 настоящего Федерального закона договора со службой заказа легкового такси, которая осуществляет свою деятельность с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Разрешение не может быть передано (отчуждено) третьим лицам. Допуск к управлению легковым такси водителя, который является работником перевозчика легковым такси и сведения о котором внесены в путевой лист, оформленный перевозчиком легковым такси, не является передачей (отчуждением) разрешения.
4. Перевозчик легковым такси (далее также - перевозчик) вправе осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси только на территории субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган которого предоставил разрешение данному перевозчику, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи.
5. Осуществление перевозки пассажиров и багажа легковым такси за пределами территории субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган которого предоставил разрешение, допускается в случае, если пункт отправления расположен на территории указанного субъекта Российской Федерации, при этом пункт назначения может быть расположен за пределами этой территории или на этой территории.
6. Разрешение, предоставленное перевозчику уполномоченным органом одного субъекта Российской Федерации, действует на территории другого субъекта Российской Федерации без ограничений, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, в случае, если это предусмотрено соглашением, заключенным между высшими исполнительными органами соответствующих субъектов Российской Федерации. Такое соглашение размещается на официальных сайтах указанных высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня его заключения.
7. Не допускаются перевозка пассажиров и багажа за плату легковым автомобилем (предпринимательская деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым автомобилем) лицом, которому право на перевозку пассажиров и багажа не предоставлено в соответствии с требованиями настоящей статьи, распространение информации, содержащей предложение о такой перевозке, за исключением перевозок пассажиров и багажа по заказу, предусмотренных Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", и других случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статья 4. Представление, прием и рассмотрение заявления, уведомления и прилагаемых к ним документов
1. Заявитель представляет в уполномоченный орган или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в случае, если такая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, заявление или уведомление и прилагаемые к ним документы:
1) заявитель - юридическое лицо, или индивидуальный предприниматель, или физическое лицо:
а) заявление о предоставлении разрешения или об аннулировании действия разрешения, о внесении изменений в региональный реестр перевозчиков легковым такси, о получении выписки из регионального реестра перевозчиков легковым такси;
б) уведомление о внесении сведений в региональный реестр легковых такси, о внесении изменений в региональный реестр легковых такси, об исключении сведений из регионального реестра легковых такси, о получении выписки из регионального реестра легковых такси, о внесении изменений в региональный реестр перевозчиков легковым такси;
2) заявитель - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель - заявление о получении или об аннулировании действия права на осуществление деятельности службы заказа легкового такси, о внесении изменений в региональный реестр служб заказа легкового такси, о получении выписки из регионального реестра служб заказа легкового такси.
2. Заявление или уведомление, указанные в части 1 настоящей статьи, подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным лицом, имеющим право действовать от имени этого юридического лица, либо индивидуальным предпринимателем, либо физическим лицом, либо представителем индивидуального предпринимателя или физического лица, действующим на основании доверенности, выданной в соответствии с гражданским законодательством.
3. Заявление или уведомление, указанные в части 1 настоящей статьи, и прилагаемые к ним документы направляются в уполномоченный орган в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации:
1) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями - в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью;
2) физическими лицами - в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью либо усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии организации взаимодействия физического лица с такой инфраструктурой с применением средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия.
4. Заявление или уведомление и прилагаемые к ним документы заявитель вправе лично представить в уполномоченный орган или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в случае, если такая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, на бумажном носителе, направить в уполномоченный орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
5. В случае, если заявление или уведомление, указанные в части 1 настоящей статьи, оформлено с нарушением предъявляемых требований и (или) документы, которые прилагаются к таким заявлению или уведомлению, представлены не в полном объеме, в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня приема таких заявления или уведомления и прилагаемых к ним документов, уполномоченный орган направляет в форме электронного документа уведомление о необходимости устранения в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения уведомления уполномоченного органа, выявленных нарушений и (или) представления отсутствующих документов (далее - уведомление о нарушениях). Уведомление о нарушениях, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица уполномоченного органа, направляется способом, обеспечивающим подтверждение доставки уведомления о нарушениях и его получения. В случае, если заявление или уведомление и прилагаемые к ним документы в уполномоченный орган были представлены заявителем лично на бумажном носителе или направлены заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, уполномоченный орган направляет заявителю уведомление о нарушениях на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, если такой способ указан заявителем в заявлении или уведомлении.
6. В срок, не превышающий трех рабочих дней со дня приема заявления или уведомления, указанных в части 1 настоящей статьи, и прилагаемых к ним документов, представленных заявителем в целях устранения нарушений, выявленных в соответствии с частью 5 настоящей статьи, уполномоченный орган принимает решение о рассмотрении таких заявления или уведомления и прилагаемых к ним документов или в случае, если они не соответствуют предъявляемым к ним требованиям, о возврате таких заявления или уведомления и прилагаемых к ним документов с мотивированным обоснованием причин возврата.
7. В случаях, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, срок принятия уполномоченным органом решения в отношении заявления или уведомления, указанных в части 1 настоящей статьи, исчисляется со дня приема уполномоченным органом надлежащим образом оформленного заявления и прилагаемых к нему документов, представленных в полном объеме и соответствующих предъявляемым к ним требованиям.
8. В срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении разрешения, либо заявления о внесении изменений в региональный реестр перевозчиков легковым такси, либо заявления о предоставлении права на осуществление деятельности службы заказа легкового такси, либо заявления о внесении изменений в региональный реестр служб заказа легкового такси и прилагаемых к заявлению документов, или в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня приема заявления об аннулировании действия разрешения, либо заявления об аннулировании действия права на осуществление деятельности службы заказа легкового такси, либо заявления о получении выписки из регионального реестра перевозчиков легковым такси или регионального реестра служб заказа легкового такси и прилагаемых к заявлению документов, уполномоченный орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений и принимает решение о предоставлении разрешения, либо о внесении изменений в региональный реестр перевозчиков легковым такси, либо о предоставлении права на осуществление деятельности службы заказа легкового такси, либо о внесении изменений в региональный реестр служб заказа легкового такси, либо об аннулировании действия разрешения, либо об аннулировании действия права на осуществление деятельности службы заказа легкового такси, либо о предоставлении выписки из регионального реестра перевозчиков легковым такси или регионального реестра служб заказа легкового такси (далее - решение об удовлетворении заявления) или об отказе в таких предоставлении, аннулировании или внесении изменений (далее - решение об отказе в удовлетворении заявления).
9. В срок, не превышающий одного рабочего дня со дня принятия решения об удовлетворении заявления, указанного в части 8 настоящей статьи, уполномоченный орган направляет заявителю уведомление о принятии решения об удовлетворении заявления в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица уполномоченного органа. В случае, если заявление, указанное в части 8 настоящей статьи, и прилагаемые к нему документы в уполномоченный орган были представлены заявителем лично на бумажном носителе или направлены заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, уполномоченный орган направляет заявителю уведомление о принятии решения об удовлетворении заявления на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, если такой способ указан заявителем в заявлении.
10. Уполномоченный орган одновременно с направлением уведомления о принятии решения об удовлетворении заявления направляет заявителю в случае указания им в заявлении на необходимость направления выписки из регионального реестра перевозчиков легковым такси или из регионального реестра служб заказа легкового такси данную выписку тем же способом, который используется при направлении указанного уведомления, или иным способом, если такой способ указан заявителем в заявлении.
11. В случае принятия решения об отказе в удовлетворении заявления уполномоченный орган в срок, не превышающий одного рабочего дня со дня принятия этого решения, направляет заявителю уведомление о принятии этого решения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица уполномоченного органа, с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на положения нормативных правовых актов, которые являются основанием для отказа. В случае, если заявление и прилагаемые к нему документы в уполномоченный орган были представлены заявителем лично на бумажном носителе или направлены заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, уполномоченный орган направляет заявителю уведомление о принятии решения об отказе в удовлетворении заявления на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, если такой способ указан заявителем в заявлении.
12. Формы заявлений и уведомлений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, уведомлений о принятии решений в отношении указанных заявлений и выписок из региональных реестров, предусмотренных частью 10 настоящей статьи, утверждаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом требований, предъявляемых к данным документам настоящим Федеральным законом.
13. На выписки из региональных реестров, предусмотренные частью 10 настоящей статьи, должны быть нанесены двухмерные штриховые коды (QR-коды), посредством которых обеспечивается переход на страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащую сведения о предоставленных разрешениях.
14. Направление заявителем уведомлений или заявлений, указанных в части 1 настоящей статьи, может осуществляться посредством единого портала государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о предоставлении государственных и муниципальных услуг. Порядок проверки электронной подписи, а также случаи признания документа в электронной форме равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью заявителя или его законного представителя, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 5. Предоставление разрешения
1. Разрешение предоставляется уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено место нахождения (место жительства) заявителя.
2. Законом субъекта Российской Федерации государственные учреждения, подведомственные уполномоченным органам, могут быть наделены отдельными полномочиями, возложенными настоящим Федеральным законом на уполномоченные органы.
3. Разрешение предоставляется без взимания платы.
4. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям разрешение предоставляется на срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. Физическим лицам разрешение предоставляется на пять лет либо меньший срок в случае, если физическое лицо указало его в заявлении о предоставлении разрешения.
5. Представление заявителем заявления о предоставлении разрешения, а также прием и рассмотрение такого заявления уполномоченным органом осуществляются в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
6. Заявление о предоставлении разрешения до