РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации
Принят Государственной Думой 9 июня 2022 года
Одобрен Советом Федерации 22 июня 2022 года
(В редакции Федерального закона от 21.11.2022 № 443-ФЗ)
Статья 1
Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 1999, № 28, ст. 3487; 2001, № 53, ст. 5026; 2004, № 31, ст. 3231; 2006, № 31, ст. 3436; 2008, № 48, ст. 5519; 2013, № 30, ст. 4081; 2014, № 45, ст. 6158; 2016, № 18, ст. 2506; № 22, ст. 3092; № 27, ст. 4173, 4176; 2018, № 32, ст. 5093; 2019, № 31, ст. 4428; № 39, ст. 5375; 2020, № 14, ст. 2000; 2021, № 1, ст. 9; № 24, ст. 4217; 2022, № 9, ст. 1250; № 13, ст. 1955) следующие изменения:
1) в пункте 43 статьи 5:
а) дополнить новым абзацем шестым следующего содержания:
"В отношении налогоплательщика, являющегося стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений, одной из сторон которого также является Российская Федерация, и реализующего новый инвестиционный проект в сфере добычи руд цветных металлов (золота) с объемом капитальных вложений не менее 300 миллиардов рублей, включенного в реестр участников региональных инвестиционных проектов, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменения или отмены порядка определения и применения коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого, при исчислении налога на добычу полезных ископаемых.";
б) абзацы шестой - десятый считать соответственно абзацами седьмым - одиннадцатым;
в) абзац одиннадцатый считать абзацем двенадцатым и в нем слова "абзацем десятым" заменить словами "абзацем одиннадцатым";
г) абзацы двенадцатый и тринадцатый считать соответственно абзацами тринадцатым и четырнадцатым;
2) раздел II дополнить главой 36 следующего содержания:
"Глава 36. Особенности налогообложения при реализации соглашений о защите и поощрении капиталовложений
Статья 2517. Налогоплательщик - участник соглашения о защите и поощрении капиталовложений
1. Налогоплательщиком - участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений для целей настоящего Кодекса признается организация, заключившая в соответствии с Федеральным законом "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" соглашение о защите и поощрении капиталовложений, сведения о заключении которого включены в предусмотренный статьей 5 указанного Федерального закона реестр соглашений о защите и поощрении капиталовложений.
2. Организация приобретает статус налогоплательщика - участника соглашения о защите и поощрении капиталовложений со дня включения сведений о заключении указанного соглашения в реестр соглашений о защите и поощрении капиталовложений.
3. Организация утрачивает статус налогоплательщика - участника соглашения о защите и поощрении капиталовложений:
1) с даты, с которой действие соглашения о защите и поощрении капиталовложений прекращается или считается прекратившимся, - в случае прекращения действия указанного соглашения согласно положениям Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации", если иное не установлено подпунктом 2 настоящего пункта;
2) с даты получения статуса налогоплательщика - участника соглашения о защите и поощрении капиталовложений - в случае, если указанное соглашение расторгается по основаниям, предусмотренным частями 13 и 14 статьи 11 Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации", или признается недействительным в соответствии с гражданским законодательством.
4. В случае утраты организацией статуса налогоплательщика - участника соглашения о защите и поощрении капиталовложений по основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 3 настоящей статьи, суммы налогов (авансовых платежей по налогам), не уплаченные организацией в связи с применением положений пункта 43 статьи 5 настоящего Кодекса, а также в связи с применением такой организацией налоговых вычетов в порядке, установленном статьей 2518 настоящего Кодекса, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих пеней.
Статья 2518. Общие вопросы применения налогоплательщиком - участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений налоговых вычетов для соглашений о защите и поощрении капиталовложений
1. Налогоплательщик - участник соглашения о защите и поощрении капиталовложений, одной из сторон которого является Российская Федерация, в случаях и порядке, которые предусмотрены положениями настоящей статьи и соответствующих глав части второй настоящего Кодекса, вправе уменьшать подлежащие уплате в бюджет суммы налогов (авансовых платежей по налогам) на налоговые вычеты в размере фактически осуществленных затрат, по которым Федеральным законом "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" предусмотрено предоставление мер государственной поддержки (далее в целях настоящего Кодекса - налоговый вычет для СЗПК).
2. В целях применения налогового вычета для СЗПК уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который от имени Российской Федерации подписывает соглашение о защите и поощрении капиталовложений, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, уведомление о налоговом вычете для СЗПК. Уведомление о налоговом вычете для СЗПК должно содержать следующие сведения:
1) реквизиты налогоплательщика - участника соглашения о защите и поощрении капиталовложений: полное наименование организации, адрес ее места нахождения, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет;
2) перечень объектов учета, затраты по которым будут возмещаться за счет налогового вычета для СЗПК, формируемый раздельно по:
объектам обеспечивающей инфраструктуры, определяемым в соответствии с Федеральным законом "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации";
объектам сопутствующей инфраструктуры, определяемым в соответствии с Федеральным законом "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации";
кредитам, займам;
облигационным займам;
демонтажу объектов, расположенных на территориях военных городков (в части жилищного строительства);
3) общая сумма затрат, которые подлежат возмещению, с распределением их по объектам учета;
4) распределение сумм налоговых вычетов для СЗПК по налогам с указанием срока применения налоговых вычетов для СЗПК. При этом в части налога на прибыль организаций суммы налоговых вычетов для СЗПК должны быть распределены в части налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, и в части налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации. В части налога на имущество организаций и земельного налога суммы налоговых вычетов для СЗПК должны быть распределены по объектам налогообложения;
5) кадастровые номера (при их отсутствии иные идентификационные номера, присвоенные в соответствии с законодательством Российской Федерации) объектов недвижимого имущества, в отношении которых будет применен налоговый вычет для СЗПК (если налоговый вычет для СЗПК применяется по налогу на имущество организаций);
6) кадастровые номера земельных участков, в отношении которых будет применен налоговый вычет для СЗПК (если налоговый вычет для СЗПК применяется по земельному налогу).
3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в течение десяти дней со дня получения уведомления о налоговом вычете для СЗПК направляет его в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика - участника соглашения о защите и поощрении капиталовложений (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика).
4. Форма уведомления о налоговом вычете для СЗПК и порядок ее заполнения утверждаются Правительством Российской Федерации.
Формат уведомления о налоговом вычете для СЗПК и порядок его передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.";
3) в статье 10526:
а) пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:
"Предметом налогового мониторинга в отношении организации, признаваемой налогоплательщиком - участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений, также является проверка фактических затрат, по которым Федеральным законом "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" предусмотрено предоставление мер государственной поддержки.";
б) пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:
"Для организации, признаваемой налогоплательщиком - участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений, выполнение условий, установленных настоящим пунктом, не является обязательным.";
в) в подпункте 3 пункта 6:
слово "организации);" заменить словом "организации).";
дополнить абзацем следующего содержания:
"Организация, признаваемая налогоплательщиком - участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений, в течение срока проведения в отношении указанной организации налогового мониторинга представляет налоговому органу документы (информацию) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через свои информационные системы предоставляет доступ к документам (информации), относящимся к фактическому осуществлению затрат, по которым Федеральным законом "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" предусмотрено предоставление мер государственной поддержки. При этом документы (информация) или доступ к документам (информации), относящиеся к осуществлению таких затрат за период со дня заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений до 1 января года, на который приходится первый период, за который проводится налоговый мониторинг, представляются в течение срока проведения налогового мониторинга за первый период, за который проводится налоговый мониторинг;";
4) статью 10527 дополнить пунктом 8 следующего содержания:
"8. Налоговый орган в течение десяти дней со дня получения от организации, признаваемой налогоплательщиком - участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений, заявления об отказе в проведении налогового мониторинга уведомляет о получении указанного заявления уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который от имени Российской Федерации подписывает соглашения о защите и поощрении капиталовложений.";
5) статью 10528 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Налоговый орган в течение десяти дней со дня принятия решения о досрочном прекращении налогового мониторинга в отношении организации, признаваемой налогоплательщиком - участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений, уведомляет о принятии указанного решения уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который от имени Российской Федерации подписывает соглашения о защите и поощрении капиталовложений.";
6) в статье 10529:
а) пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:
"В случае, если после рассмотрения представленных организацией, признаваемой налогоплательщиком - участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений, пояснений либо в случае их отсутствия налоговый орган установит факт, свидетельствующий об искажении размеров фактических затрат, по которым Федеральным законом "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" предусмотрено предоставление мер государственной поддержки, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение в порядке, предусмотренном статьей 10530 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.";
б) пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:
"При проведении налогового мониторинга в отношении организации, признаваемой налогоплательщиком - участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений, налоговый орган также вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с фактическим осуществлением затрат, по которым Федеральным законом "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" предусмотрено предоставление мер государственной поддержки, в том числе в течение срока проведения налогового мониторинга за первый период, за который проводится налоговый мониторинг, в части затрат, осуществленных со дня заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений до 1 января года, на который приходится первый период, за который проводится налоговый мониторинг.";
7) пункт 1 статьи 10530 дополнить абзацем следующего содержания:
"При проведении налогового мониторинга в отношении организации, признаваемой налогоплательщиком - участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений, мотивированное мнение отражает позицию налогового органа также по вопросам правильности определения размеров фактических затрат, по которым Федеральным законом "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" предусмотрено предоставление мер государственной поддержки.".
Статья 2
Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 33, ст. 3413; 2002, № 22, ст. 2026; № 30, ст. 3027; 2003, № 1, ст. 6; № 28, ст. 2886; № 46, ст. 4435; 2004, № 27, ст. 2711; № 34, ст. 3520, 3525; № 49, ст. 4840; 2005, № 1, ст. 30; № 24, ст. 2312; № 52, ст. 5581; 2006, № 31, ст. 3436; 2007, № 1, ст. 31; № 22, ст. 2563; № 31, ст. 4013; № 49, ст. 6071; 2008, № 27, ст. 3126; № 30, ст. 3591, 3614, 3616; № 48, ст. 5519; № 49, ст. 5723; № 52, ст. 6237; 2009, № 29, ст. 3598; № 48, ст. 5731, 5733, 5734; № 51, ст. 6155; 2010, № 15, ст. 1737; № 19, ст. 2291; № 31, ст. 4198; № 32, ст. 4298; № 40, ст. 4969; № 49, ст. 6409; 2011, № 1, ст. 7, 9, 37; № 11, ст. 1492; № 24, ст. 3357; № 30, ст. 4575, 4583, 4593; № 45, ст. 6335; № 47, ст. 6611; № 48, ст. 6729, 6731; № 49, ст. 7014, 7017, 7037; 2012, № 14, ст. 1545; № 19, ст. 2281; № 49, ст. 6751; 2013, № 23, ст. 2866; № 30, ст. 4048, 4081; № 40, ст. 5038; № 44, ст. 5640, 5646; № 51, ст. 6699; № 52, ст. 6985; 2014, № 8, ст. 737; № 14, ст. 1544; № 16, ст. 1835, 1838; № 30, ст. 4220; № 40, ст. 5315; № 45, ст. 6157; № 48, ст. 6647, 6657, 6660, 6663; 2015, № 1, ст. 13, 16, 18; № 10, ст. 1402; № 24, ст. 3377; № 27, ст. 3968; № 48, ст. 6688, 6689, 6692, 6694; 2016, № 1, ст. 16, 18; № 7, ст. 920; № 18, ст. 2504; № 27, ст. 4175, 4182; № 49, ст. 6844; 2017, № 1, ст. 5; № 40, ст. 5753; № 49, ст. 7307, 7316; 2018, № 1, ст. 20; № 18, ст. 2575, 2583; № 24, ст. 3404; № 30, ст. 4534; № 32, ст. 5094, 5127; № 45, ст. 6828; № 49, ст. 7496, 7498; № 53, ст. 8419; 2019, № 16, ст. 1826; № 18, ст. 2225; № 23, ст. 2908; № 27, ст. 3527; № 30, ст. 4112; № 31, ст. 4414; № 39, ст. 5375; 2020, № 17, ст. 2699; № 24, ст. 3746; № 29, ст. 4505, 4514; № 42, ст. 6508, 6522; № 46, ст. 7212; № 48, ст. 7627; 2021, № 18, ст. 3048; № 24, ст. 4217; № 27, ст. 5133; № 49, ст. 8146; 2022, № 10, ст. 1394; № 13, ст. 1955, 1956; № 16, ст. 2598) следующие изменения:
1) часть вторую статьи 250 дополнить пунктом 29 следующего содержания: (В редакции Федерального закона от 21.11.2022 № 443-ФЗ)
"29) равные сумме затрат, отраженных в уведомлении, указанном в статье 2518 настоящего Кодекса, и ранее учтенных в составе расходов при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой."; (В редакции Федерального закона от 21.11.2022 № 443-ФЗ)
2) пункт 2 статьи 256 дополнить подпунктом 14 следующего содержания:
"14) объекты основных средств, в отношении которых применен или будет применен налоговый вычет для СЗПК, указанный в статье 2518 настоящего Кодекса.";
3) пункт 1 статьи 265 дополнить подпунктом 1911 следующего содержания: (В редакции Федерального закона от 21.11.2022 № 443-ФЗ)
"1911) расходы в виде сумм, признанных внереализационными доходами в соответствии с пунктом 29 части второй статьи 250 настоящего Кодекса, - в случае утраты организацией статуса налогоплательщика - участника соглашения о защите и поощрении капиталовложений по основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 3 статьи 2517 настоящего Кодекса;"; (В редакции Федерального закона от 21.11.2022 № 443-ФЗ)
4) пункт 51 статьи 270 после слов "основных средств" дополнить словами "и нематериальных активов", дополнить словами ", либо воспользовался или воспользуется правом на применение налогового вычета для СЗПК, указанного в статье 2518 настоящего Кодекса";
5) пункт 4 статьи 271 дополнить подпунктом 19 следующего содержания: (В редакции Федерального закона от 21.11.2022 № 443-ФЗ)
"19) 1 января года, следующего за годом, в котором в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, было представлено уведомление, указанное в статье 2518 настоящего Кодекса, - для доходов, указанных в пункте 29 части второй статьи 250 настоящего Кодекса."; (В редакции Федерального закона от 21.11.2022 № 443-ФЗ)
6) пункт 7 статьи 272 дополнить подпунктом 16 следующего содержания: (В редакции Федерального закона от 21.11.2022 № 443-ФЗ)
"16) дата расторжения соглашения о защите и поощрении капиталовложений по соглашению сторон, или дата расторжения соглашения о защите и поощрении капиталовложений, указанная в уведомлении о расторжении такого соглашения в одностороннем внесудебном порядке, направленном публично-правовым образованием, или дата вступления в законную силу решения суда о расторжении такого соглашения - для расходов, указанных в подпункте 1911 пункта 1 статьи 265 настоящего Кодекса."; (В редакции Федерального закона от 21.11.2022 № 443-ФЗ)
7) статью 274 дополнить пунктом 23 следующего содержания: (В редакции Федерального закона от 21.11.2022 № 443-ФЗ)
"23. Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками - участниками соглашения о защите и поощрении капиталовложений устанавливаются статьей 2884 настоящего Кодекса.";
8) пункт 11 статьи 2861 дополнить подпунктом 9 следующего содержания:
"9) организации, признаваемые налогоплательщиками - участниками соглашения о защите и поощрении капиталовложений, применяющие налоговый вычет для СЗПК в порядке, предусмотренном статьей 2884 настоящего Кодекса.";
9) абзац первый пункта 2 статьи 288 после слов "налоговые ставки," дополнить словами "или налоговой базы от осуществления деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта, являющегося предметом каждого соглашения о защите и поощрении капиталовложений,";
10) дополнить статьей 2884 следующего содержания:
"Статья 2884. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций налогоплательщиками - участниками соглашений о защите и поощрении капиталовложений
1. Налогоплательщик - участник соглашения о защите и поощрении капиталовложений определяет налоговую базу от осуществления деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта, являющегося предметом соглашения о защите и поощрении капиталовложений, отдельно от налоговой базы, определяемой при осуществлении иных видов деятельности.
Налогоплательщик - участник соглашения о защите и поощрении капиталовложений, являющийся стороной нескольких соглашений о защите и поощрении капиталовложений, определяет налоговую базу от осуществления деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта, являющегося предметом каждого соглашения о защите и поощрении капиталовложений, отдельно от налоговой базы, определяемой при реализации других соглашений о защите и поощрении капиталовложений, и от