РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"
Принят Государственной Думой 16 февраля 2022 года
Одобрен Советом Федерации 22 февраля 2022 года
(В редакции федеральных законов от 14.07.2022 № 239-ФЗ, от 21.11.2022 № 443-ФЗ, от 28.12.2022 № 565-ФЗ, от 31.07.2023 № 389-ФЗ, от 23.03.2024 № 49-ФЗ)
Статья 1. Территория и сроки проведения эксперимента
1. В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации провести эксперимент по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (далее - эксперимент).
2. Эксперимент проводится в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан). Период проведения эксперимента - с 1 июля 2022 года до 31 декабря 2027 года включительно.
3. В течение срока проведения эксперимента не могут вноситься изменения в настоящий Федеральный закон в части увеличения налоговых ставок и (или) уменьшения предельного размера доходов, установленного пунктом 23 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Статья 2. Общие положения
1. Специальный налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (далее также - специальный налоговый режим) применяется организациями, состоящими на учете по месту нахождения организации, и индивидуальными предпринимателями, состоящими на учете по месту жительства физического лица, при условии, что такое место нахождения (место жительства) расположено на территории субъекта Российской Федерации, указанного в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.
2. Переход на специальный налоговый режим или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
3. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.
4. Применение специального налогового режима организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, в отношении которых применяются налоговые ставки, предусмотренные пунктами 16, 3 и 4 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации).
5. Применение индивидуальными предпринимателями специального налогового режима предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности (за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации), налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности (за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации).
6. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), и налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 161 Налогового кодекса Российской Федерации.
7. Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о налогоплательщике с учетом следующих особенностей:
1) камеральная налоговая проверка проводится за налоговые периоды истекшего календарного года начиная с 1 февраля следующего календарного года;
2) при смене налогового режима камеральная налоговая проверка проводится за истекшие налоговые периоды текущего календарного года со дня, следующего за днем поступления в налоговый орган уведомления, предусмотренного частью 6 статьи 4 настоящего Федерального закона, либо со дня, следующего за днем направления в адрес налогоплательщика уведомления, предусмотренного частью 8 статьи 4 настоящего Федерального закона;
3) в случае принятия решения о реорганизации или ликвидации организации камеральная налоговая проверка проводится за истекшие налоговые периоды текущего календарного года со дня, следующего за днем внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что такая организация находится в процессе реорганизации или ликвидации. Ликвидация организации не может быть завершена ранее окончания камеральной налоговой проверки.
Статья 3. Налогоплательщики. Уполномоченная кредитная организация
1. Налогоплательщиками специального налогового режима (далее - налогоплательщики) признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим и применяющие указанный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
2. Не вправе применять специальный налоговый режим:
1) организации, имеющие филиалы и (или) обособленные подразделения;
2) организации, состоящие на учете в налоговом органе по месту нахождения организации, и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете по месту жительства физического лица, при условии, что такое место нахождения (место жительства) расположено в субъекте Российской Федерации, не участвующем в эксперименте;
3) банки и небанковские кредитные организации;
4) страховщики;
5) негосударственные пенсионные фонды;
6) инвестиционные фонды;
7) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
8) ломбарды;
9) организации и индивидуальные предприниматели, производящие подакцизные товары (за исключением подакцизного винограда, вина, игристого вина, включая российское шампанское, виноматериалов, виноградного сусла, произведенных из винограда собственного производства, сахаросодержащих напитков, указанных в подпункте 23 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации), а также осуществляющие добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; (В редакции Федерального закона от 21.11.2022 № 443-ФЗ)
10) организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;
11) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, медиаторы, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой;
12) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
13) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется:
а) на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;
б) на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" бюджетными и автономными научными учреждениями хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным научным учреждениям (в том числе совместно с другими лицами);
в) на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными и автономными учреждениями, хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами);
14) организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 150 миллионов рублей;
15) казенные и бюджетные учреждения;
16) иностранные организации;
17) микрофинансовые организации;
18) частные агентства занятости, осуществляющие деятельность по предоставлению труда работников (персонала);
19) организации и индивидуальные предприниматели, применяющие иные режимы налогообложения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
20) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества, договора доверительного управления имуществом или концессионного соглашения на территории Российской Федерации;
21) организации и индивидуальные предприниматели, ведущие предпринимательскую деятельность на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров;
22) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по совершению сделок с ценными бумагами и (или) производными финансовыми инструментами, а также по оказанию кредитных и иных финансовых услуг;
23) организации и индивидуальные предприниматели, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 60 миллионов рублей;
24) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;
25) некоммерческие организации;
26) организации и индивидуальные предприниматели, привлекающие работников для осуществления работ, указанных в списках соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), утвержденных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 30 и статьей 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях";
27) организации и индивидуальные предприниматели, привлекающие к трудовой деятельности физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
28) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает пять человек;
29) организации и индивидуальные предприниматели, имеющие счета, корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств в кредитной организации, не включенной в реестр уполномоченных кредитных организаций, предусмотренный частью 5 настоящей статьи;
30) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся источниками выплаты доходов физическим лицам, облагаемых налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 - 31, 5 и 6 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации, источниками доходов в натуральной форме, а также доходов физических лиц, полученных в виде материальной выгоды в результате взаимоотношений с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями;
31) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплату доходов физическим лицам в наличной форме;
32) крестьянские фермерские хозяйства;
33) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 28.12.2022 № 565-ФЗ)
34) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов. Положения настоящего пункта не применяются в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство ювелирных и других изделий из серебра и (или) оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из серебра. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 31.07.2023 № 389-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 23.03.2024 № 49-ФЗ)
3. В целях настоящего Федерального закона кредитные организации присоединяются к информационному обмену с налоговыми органами и осуществляют такой обмен при условии соответствия указанных кредитных организаций требованиям (критериям) и соблюдения ими порядка, которые указаны в протоколах информационного обмена, размещаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Кредитная организация, осуществляющая в соответствии с частью 3 настоящей статьи информационный обмен с налоговыми органами, признается уполномоченной налогоплательщиком на передачу в налоговый орган сведений об операциях по счету, открытому в этой кредитной организации, об операциях с использованием корпоративного электронного средства платежа для переводов электронных денежных средств, о переводах электронных денежных средств, а также информации, предусмотренной частью 8 статьи 17 и частью 4 статьи 18 настоящего Федерального закона, на период применения таким налогоплательщиком указанного режима налогообложения (далее - уполномоченная кредитная организация). Налоговые органы представляют в электронной форме в соответствии с указанным в части 3 настоящей статьи протоколом информационного обмена в уполномоченную кредитную организацию сведения о дате начала и (или) дате окончания применения налогоплательщиками специального налогового режима.
5. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, ведет реестр уполномоченных кредитных организаций и размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Статья 4. Порядок и условия начала и прекращения применения специального налогового режима
1. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на специальный налоговый режим, через личный кабинет налогоплательщика.
2. Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель уведомляют через личный кабинет налогоплательщика о переходе на специальный налоговый режим не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в документе, подтверждающем постановку на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, перешедшими на специальный налоговый режим, с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в документе, подтверждающем постановку на учет в налоговом органе.
3. В уведомлениях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, указывается выбранный объект налогообложения.
4. Организации и индивидуальные предприниматели вправе уполномочить кредитную организацию, включенную в реестр, указанный в части 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, на представление в налоговый орган уведомления о переходе на специальный налоговый режим.
5. Налогоплательщик не вправе до окончания календарного года перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При переходе на иной режим налогообложения налогоплательщик обязан уведомить в электронной форме налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика или уполномоченную кредитную организацию о переходе на иной режим налогообложения не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого он переходит на иной режим налогообложения.
6. Налогоплательщик утрачивает право на применение специального налогового режима при нарушении требований, предусмотренных частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, с начала календарного месяца, в котором допущено несоответствие указанным требованиям (далее - дата утраты права). В этом случае такой налогоплательщик обязан уведомить в электронной форме налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика или уполномоченную кредитную организацию об утрате права на применение специального налогового режима не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло несоблюдение требований, предусмотренных частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, а также считается перешедшим на общий режим налогообложения с даты утраты права, если иное не установлено настоящей статьей.
7. В случае направления уведомлений, указанных в части 1, 2 или 6 настоящей статьи, через уполномоченную кредитную организацию такое уведомление представляется в налоговый орган в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи уполномоченной кредитной организации.
8. При наличии информации о несоблюдении налогоплательщиком требований, предусмотренных частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, налоговый орган уведомляет указанного налогоплательщика об утрате права на применение специального налогового режима через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней с даты выявления несоответствия указанным требованиям при отсутствии уведомления налогоплательщика об утрате такого права.
9. Организации и индивидуальные предприниматели, утратившие право на применение специального налогового режима, вправе уведомить налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) с даты утраты права. В таком случае налогоплательщик должен уведомить через личный кабинет налогоплательщика налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) одновременно с направлением указанного в части 6 настоящей статьи уведомления либо не позднее 30 дней со дня получения уведомления, указанного в части 8 настоящей статьи.
Статья 5. Объекты налогообложения
1. Объектом налогообложения признаются:
1) доходы;
2) доходы, уменьшенные на величину расходов.