кже от компенсационных платежей, зачисленные в федеральный бюджет, направляются на реализацию мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, включая мероприятия, реализуемые при его консервации или ликвидации.
8. Использование средств от платежей по искам о взыскании компенсационных платежей, а также от компенсационных платежей, зачисленных в федеральный бюджет, осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации.
9. После принятия юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, которым принадлежат отдельные производственные объекты, в отношении которых уплачен компенсационный платеж или платеж по иску о взыскании компенсационного платежа, решения об их выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) такие отдельные производственные объекты приравниваются к объектам накопленного вреда окружающей среде и включаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде в течение тридцати рабочих дней со дня поступления от таких юридического лица, индивидуального предпринимателя уведомления о принятии указанного решения и документов, подтверждающих уплату компенсационного платежа.
Организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на таких объектах накопленного вреда окружающей среде проводит уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в порядке, определенном статьей 802 настоящего Федерального закона.
10. Уплата платежа по иску о взыскании компенсационного платежа, а также компенсационного платежа не освобождает юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, которым принадлежат отдельные производственные объекты, от компенсации вреда окружающей среде, причиненного в результате аварии на таких отдельных производственных объектах.
Статья 565. Итоги реализации мероприятий по охране окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов
1. В течение двух месяцев со дня выполнения плана мероприятий юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, которым принадлежат отдельные производственные объекты, обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), акт о выполнении плана мероприятий.
Форма и содержание акта о выполнении плана мероприятий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.
Представление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, которым принадлежат отдельные производственные объекты, акта о выполнении плана мероприятий может являться индикатором риска нарушения обязательных требований.
2. По результатам проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в виде выездной проверки в соответствии с частью 3 статьи 90 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), в случае реализации юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, которым принадлежат отдельные производственные объекты, в полном объеме мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, заключение о соответствии плану мероприятий выдается в течение одного месяца со дня окончания внеплановой выездной проверки и в течение трех рабочих дней со дня его выдачи направляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности и Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Форма и содержание заключения о соответствии плану мероприятий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.
3. Основанием для отказа в выдаче заключения о соответствии плану мероприятий является:
1) отсутствие в отношении отдельного производственного объекта документов и сведений, предусмотренных пунктом 3 или 4 статьи 561 настоящего Федерального закона и пунктом 1 настоящей статьи, в случаях, установленных пунктом 3 или 4 статьи 561 настоящего Федерального закона, либо несоответствие таких документов и сведений требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
2) реализация не в полном объеме мероприятий, предусмотренных планом мероприятий;
3) недостижение нормативов качества окружающей среды, а также неприведение земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением.
4. Иные основания, в том числе несоответствие фактической стоимости реализованных мероприятий по охране окружающей среды при эксплуатации или выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельного производственного объекта сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, не являются основанием для отказа в выдаче заключения о соответствии плану мероприятий в случае, если по итогам реализации плана мероприятий обеспечено соблюдение нормативов качества окружающей среды, а также выполнено приведение земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением.
Статья 566. Порядок межведомственного информационного взаимодействия при передаче сведений об отдельных производственных объектах
1. Порядок межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, при передаче сведений об отдельных производственных объектах, а также при направлении заключений о соответствии плану мероприятий, заключений о финансовой обеспеченности и уведомлений о сделке устанавливается Правительством Российской Федерации.
2. Сведения об отнесении объекта недвижимости к отдельным производственным объектам для внесения в Единый государственный реестр недвижимости направляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Сведения об отнесении юридического лица, индивидуального предпринимателя к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которым принадлежат отдельные производственные объекты, для внесения соответственно в единый государственный реестр юридических лиц, единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей направляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Сведения об отнесении опасного производственного объекта к отдельным опасным производственным объектам для внесения в государственный реестр опасных производственных объектов направляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности и Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.";
8) наименование главы XI изложить в следующей редакции:
"ГЛАВА XI. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР). ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ";
9) в статье 66:
а) абзац третий пункта 1 изложить в следующей редакции:
"предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, а также иски о взыскании компенсационного платежа.";
б) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Органы государственного надзора могут быть привлечены судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу вследствие нарушений обязательных требований, а также по иску о взыскании компенсационного платежа.";
10) дополнить статьей 751 следующего содержания:
"Статья 751. Использование средств от административных штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования
1. Суммы штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, а также суммы административных штрафов, установленных законами субъектов Российской Федерации за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, зачисленные в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, направляются на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде, а в случае их отсутствия - на иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
2. Использование средств от административных штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, зачисленных в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, в соответствии с планом мероприятий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, субъекта Российской Федерации, утвержденным уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
3. Порядок разработки и согласования плана мероприятий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, субъекта Российской Федерации, а также состав такого плана и требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Суммы штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, зачисленные в федеральный бюджет, за исключением административных штрафов, налагаемых за указанные правонарушения на особо охраняемых природных территориях федерального значения, направляются на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде, и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, и (или) иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации.
5. Административные штрафы за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, за исключением административных штрафов, налагаемых за указанные правонарушения на особо охраняемых природных территориях федерального значения, носят целевой характер и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные настоящей статьей.";
11) в пункте 3 статьи 78 слова "о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды" заменить словами "о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований";
12) дополнить статьей 782 следующего содержания:
"Статья 782. Использование средств от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, а также от платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований
1. Средства от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным объектам, вследствие нарушений обязательных требований, а также от платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным объектам, вследствие нарушений обязательных требований, зачисленные в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, направляются на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде, а в случае их отсутствия - на иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
2. Использование средств от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, а также от платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, зачисленных в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, в соответствии с планом мероприятий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, субъекта Российской Федерации, утвержденным уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
3. Порядок разработки и согласования плана мероприятий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, субъекта Российской Федерации, а также состав такого плана и требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Средства от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, а также от платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, зачисленные в федеральный бюджет (за исключением средств от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также от платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований на особо охраняемых природных территориях федерального значения), направляются на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде, и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, и (или) иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации с учетом предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, территории которых подверглись негативному воздействию на окружающую среду вследствие причинения такого вреда.
5. Средства от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, а также от платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований (за исключением средств от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также от платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований на особо охраняемых природных территориях федерального значения), носят целевой характер и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные настоящей статьей.";
13) главу XIV1 дополнить статьей 803 следующего содержания:
"Статья 803. Финансирование работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде
Финансирование работ по выявлению и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде, а также по организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объектах накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом.".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4556; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; № 52, ст. 5498; 2008, № 20, ст. 2260; № 30, ст. 3618; 2009, № 1, ст. 17; № 19, ст. 2283; 2011, № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4591, 4594; 2012, № 26, № 3446; 2013, № 23, ст. 2866; № 52, ст. 6971; 2014, № 26, ст. 3387; № 30, ст. 4220, 4262; 2015, № 1, ст. 11, 72; № 27, ст. 3994; № 29, ст. 4347; 2016, № 1, ст. 28; 2017, № 50, ст. 7564; 2018, № 1, ст. 6; № 32, ст. 5114; № 53, ст. 8422; 2019, № 18, ст. 2224; № 31, ст. 4453; № 51, ст. 7492; № 52, ст. 7768, 7771; 2020, № 29, ст. 4504; № 31, ст. 5013; № 50, ст. 8061; 2021, № 1, ст. 44; № 27, ст. 5049, 5169) следующие изменения:
1) статью 11 дополнить подпунктом 711 следующего содержания:
"711) планы мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельных производственных объектов, указанных в пункте 1 статьи 561 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";";
2) статью 14 допо