Президент России
  • События
  • Структура
  • Видео и фото
  • Документы
  • Контакты
  • Поиск
  • Искать на сайте
  • или по банку документов
Поиск по документам
Официальный портал правовой информации pravo.gov.ru
Президент России
Версия официального сайта для мобильных устройств

Разделы сайта Президента
России

  • События
  • Структура
  • Видео и фото
  • Документы
  • Контакты
  • Поиск
  • Поиск
  • Для СМИ
  • Подписаться
  • Справочник
  • Версия для людей с ограниченными возможностями
  • YouTube
  • English

Информационные ресурсы
Президента России

  • Президент РоссииТекущий ресурс
  • Конституция России
  • Государственная символика
  • Отправить письмо
  • Президент России —
    гражданам школьного возраста
  • Виртуальный тур по
    Кремлю
  • Владимир Путин —
    личный сайт

Специальные проекты по защите животных

  • Амурский тигр
  • Белуха — белый кит
  • Белый медведь
  • Ирбис — снежный барс
  • Дальневосточный
    леопард

Правовая и техническая информация

  • О портале
  • Об использовании информации сайта
  • О персональных данных пользователей
  • Написать в редакцию

Все материалы сайта доступны по лицензии:

Creative Commons Attribution 4.0 International

Администрация Президента России2023 год

Указ Президента Российской Федерации от 08.11.2021 г. № 633

Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации
pravo.gov.ru

 

 

УКАЗ

 

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации

 

В соответствии с федеральными законами от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ "О безопасности" и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" постановляю:

1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации.

2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

 

 

Президент Российской Федерации                              В.Путин

 

Москва, Кремль

8 ноября 2021 года

№ 633

 

 

УТВЕРЖДЕНЫУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 8 ноября 2021 г. № 633

 

ОСНОВЫгосударственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации

 

I. Общие положения

 

1. Стратегическое планирование в Российской Федерации (далее - стратегическое планирование) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации". За время его действия утверждено (одобрено) значительное количество документов стратегического планирования, разработаны различные методики и регламенты формирования документов стратегического планирования. Но вместе с тем система стратегического планирования нуждается в совершенствовании. Требуется принятие мер правового и организационного характера, направленных на повышение эффективности взаимодействия органов публичной власти в сфере стратегического планирования, его научно-методологического, информационно-аналитического и кадрового обеспечения, что позволит создать условия для достижения целей и реализации задач социально-экономического развития Российской Федерации (далее - социально-экономическое развитие) и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (далее - национальная безопасность).

2. Настоящими Основами определяются цели, задачи и основные направления государственной политики в сфере стратегического планирования, а также механизмы реализации этой политики и обеспечения стратегического планирования исходя из неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости социально-экономического развития и национальной безопасности.

3. Государственная политика в сфере стратегического планирования представляет собой совокупность скоординированных мер, направленных на определение с учетом национальных интересов Российской Федерации долгосрочных целей социально- экономического развития и обеспечения национальной безопасности, стратегических национальных приоритетов, путей и основных инструментов их достижения, на прогнозирование рисков социально-экономического развития и угроз национальной безопасности, на совершенствование системы стратегического планирования.

4. Общее руководство государственной политикой в сфере стратегического планирования осуществляет Президент Российской Федерации. Настоящие Основы обеспечивают реализацию полномочий Президента Российской Федерации по руководству государственной политикой в сфере стратегического планирования и определению целей и задач стратегического управления в Российской Федерации.

5. Правовую основу стратегического планирования составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ "О безопасности", от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", другие федеральные законы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере стратегического планирования.

6. Настоящие Основы направлены на совершенствование:

а) взаимодействия участников стратегического планирования под руководством Президента Российской Федерации, координации стратегического управления и мер бюджетной политики;

б) организации разработки документов стратегического планирования в соответствии с их архитектурой;

в) координации и контроля в сфере стратегического планирования;

г) организации научно-методологического, информационно-аналитического и кадрового обеспечения стратегического планирования.

 

II. Цели, задачи и основные направления государственной политики в сфере стратегического планирования

 

7. Целями государственной политики в сфере стратегического планирования являются:

а) создание условий для долгосрочного устойчивого социально-экономического и научно-технологического развития Российской Федерации, обеспечения национальной безопасности и эффективного стратегического управления на основе стратегического планирования;

б) организация взаимодействия органов публичной власти в сфере стратегического планирования в целях обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов, осуществляемого под руководством Президента Российской Федерации;

в) формирование эффективной системы стратегического планирования на основе принципов стратегического планирования;

г) обеспечение эффективного использования ресурсов для достижения целей и реализации задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности;

д) повышение эффективности государственной макроэкономической политики, формирование ориентиров для инвесторов при принятии долгосрочных инвестиционных решений.

8. Задачами государственной политики в сфере стратегического планирования являются:

а) определение направлений государственной политики в сфере стратегического планирования;

б) формирование механизмов реализации государственной политики в сфере стратегического планирования;

в) установление порядка организации и функционирования системы стратегического планирования;

г) формирование механизмов координации стратегического управления и мер бюджетной политики;

д) обеспечение обязательной и своевременной корректировки документов стратегического планирования, в том числе в связи с выявлением новых внутренних и внешних угроз;

е) организация научно-методологического, информационно-аналитического и кадрового обеспечения стратегического планирования.

9. Основными направлениями государственной политики в сфере стратегического планирования являются:

а) обеспечение непрерывности цикла разработки, реализации и корректировки документов стратегического планирования;

б) внедрение современных методов прогнозирования, моделирования, индикативного планирования, балансовых расчетов и информационных технологий;

в) формирование архитектуры документов стратегического планирования (иерархическая система последовательно связанных документов стратегического планирования, обеспечивающая преемственность целей, сбалансированная по задачам и их ресурсному обеспечению);

г) развитие системы мониторинга и контроля процессов стратегического планирования и реализации документов стратегического планирования;

д) совершенствование нормативно-правовой базы стратегического планирования, научно-методологическое обеспечение стратегического планирования социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности;

е) осуществление на системной основе научных исследований в сфере стратегического планирования;

ж) установление требований к участникам стратегического планирования и их ответственности при реализации полномочий в сфере стратегического планирования.

 

III. Механизмы реализации государственной политики в сфере стратегического планирования

 

10. Реализация государственной политики в сфере стратегического планирования осуществляется путем взаимодействия органов публичной власти под руководством Президента Российской Федерации на основе принципов стратегического планирования, определенных законодательством Российской Федерации.

11. Порядок взаимодействия органов публичной власти в сфере стратегического планирования, общие требования к содержанию и структуре документов стратегического планирования и их корректировке, другие вопросы организационного характера определяются Президентом Российской Федерации.

12. Механизмами реализации государственной политики в сфере стратегического планирования являются организация и функционирование системы стратегического планирования на основе принципов стратегического планирования, выполняемые путем:

а) обеспечения последовательности разработки документов стратегического планирования в соответствии с их архитектурой;

б) обеспечения согласованности и сбалансированности документов стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, показателям, финансовым и иным ресурсам;

в) определения ресурсов для достижения целей и реализации задач социально-экономической политики, социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности (в том числе с применением балансовых расчетов), координации стратегического управления и мер бюджетной политики;

г) установления циклов стратегического планирования;

д) организации мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования, их корректировки.

 

Обеспечение последовательности разработки документов стратегического планирования в соответствии с их архитектурой

 

13. В целях реализации принципов единства и целостности, преемственности и непрерывности, сбалансированности системы стратегического планирования формируется архитектура документов стратегического планирования, в соответствии с которой определяются характер подчиненности, очередность разработки и утверждения документов стратегического планирования исходя из их места в системе стратегического планирования, периода (продолжительности) действия, а также этапа цикла стратегического планирования, в рамках которого разрабатывается документ.

14. Согласованность документов стратегического планирования в рамках их архитектуры обеспечивается за счет соблюдения единого порядка и автоматизации процессов разработки и корректировки документов стратегического планирования.

15. В рамках цикла стратегического планирования обеспечивается строгое соблюдение последовательности разработки и утверждения документов стратегического планирования.

16. В документах стратегического планирования на долгосрочный период определяются цели, задачи, показатели, их целевые и при необходимости предельно допустимые (критические) значения, в соответствии с которыми разрабатываются документы стратегического планирования на среднесрочный период.

17. В документах стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном уровне, определяются направления и приоритеты государственной политики в установленной сфере деятельности, цели, задачи, показатели, в соответствии с которыми разрабатываются документы стратегического планирования на уровне субъекта Российской Федерации, а также плановые и программно-целевые документы государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием.

18. В документах стратегического планирования, разрабатываемых на уровне субъекта Российской Федерации, уточняются с учетом территориальных, социально-экономических и иных особенностей этого субъекта цели, задачи, показатели, содержащиеся в документах стратегического планирования на федеральном уровне.

19. К документам стратегического планирования, разрабатываемым в рамках прогнозирования на федеральном уровне на долгосрочный период, относятся:

а) стратегический прогноз Российской Федерации;

б) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период;

в) прогноз научно-технологического развития Российской Федерации;

г) бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период.

20. Документы, указанные в пункте 19 настоящих Основ, содержат исходные данные и учитываются при формировании документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания.

21. К документам стратегического планирования, разрабатываемым в рамках целеполагания на федеральном уровне, относятся:

а) ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;

б) стратегия национальной безопасности Российской Федерации и основы государственной политики, доктрины, стратегии, концепции в сфере обеспечения национальной безопасности;

в) документы стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации, определяющие национальные цели развития Российской Федерации, систему долгосрочных приоритетов и задач государственного управления, направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития, утверждаемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации;

г) стратегия научно-технологического развития Российской Федерации.

22. К документам стратегического планирования, разрабатываемым в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу на федеральном уровне, относятся:

а) отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации;

б) стратегия пространственного развития Российской Федерации;

в) стратегии социально-экономического развития макрорегионов.

23. В документах, указанных в пункте 21 настоящих Основ, определяются цели, задачи и показатели для документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципам на федеральном уровне.

24. К документам стратегического планирования, разрабатываемым в рамках планирования и программирования на федеральном уровне, относятся:

а) основные направления деятельности Правительства Российской Федерации, единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации;

б) государственные программы Российской Федерации, государственная программа вооружения и национальные проекты.

25. Документы, указанные в пункте 24 настоящих Основ, направлены на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности. Предусмотренные в них цели, задачи и показатели должны быть согласованы с целями, задачами и показателями, определяемыми в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания, в том числе по отраслевому и территориальному принципам, а также учитывать содержание документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках прогнозирования на среднесрочный период.

26. Перечень документов стратегического планирования, подлежащих разработке (корректировке) в рамках прогнозирования и целеполагания на федеральном уровне, утверждается Президентом Российской Федерации.

27. Документ стратегического планирования утверждается при наличии документа (документов) стратегического планирования, на основе которого (которых) он должен разрабатываться.

 

Обеспечение согласованности и сбалансированности документов стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, показателям, финансовым и иным ресурсам. Обеспечение координации стратегического управления и мер бюджетной политики

 

28. Обеспечение согласованности и сбалансированности документов стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, показателям (количественным и (или) качественным характеристикам целей и (или) задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, применяемым для мониторинга, контроля и индикативного планирования в сфере стратегического планирования), финансовым и иным ресурсам осуществляется за счет взаимоувязки целей и задач, предусмотренных в документах стратегического планирования, их показателей и ресурсного обеспечения.

29. Основными инструментами системы стратегического планирования являются индикативное планирование, предусматривающее формирование комплекса согласованных показателей, характеризующих состояние и цели социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, а также проведение балансовых расчетов и разработка на их основе мер для достижения поставленных целей и их ресурсной обеспеченности.

30. Показатели, используемые в процессе стратегического планирования, определяются на основе принципов измеримости целей и соответствия показателей целям, характеризуют степень и динамику достижения целей и реализации задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности.

31. Система показателей, используемых в процессе стратегического планирования, формируется в соответствии с архитектурой документов стратегического планирования и обеспечивает согласованность документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках прогнозирования, целеполагания, планирования и программирования, а также на федеральном уровне и на уровне субъекта Российской Федерации. Актуализация показателей проводится с учетом определения новых целей, достижения (недостижения) целевых значений показателей, а также оценки необходимости и достаточности ресурсов, осуществляемой в том числе с использованием балансовых расчетов.

32. В целях формирования единых исходных данных, обеспечения преемственности, сопоставимости и непротиворечивости показателей, содержащихся в документах стратегического планирования, их расчет, расчет целевых и предельно допустимых (критических) значений показателей осуществляются по унифицированной методологии, используются общие подходы и методики проведения оценки, прогнозирования, моделирования состояния социально-экономического развития и национальной безопасности.

33. При разработке документов стратегического планирования для обеспечения наибольшей эффективности использования ресурсов при достижении поставленных целей, как правило, применяются балансовые расчеты. В случае выявления недостаточной ресурсной обеспеченности документа стратегического планирования принимается решение о корректировке этого документа или других документов стратегического планирования.

 

Установление циклов стратегического планирования

 

34. В целях обеспечения принципа преемственности и непрерывности стратегического планирования социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности устанавливаются циклы стратегического планирования.

35. Цикл стратегического планирования определяется сроком полномочий Президента Российской Федерации, является единым для всех участников стратегического планирования и предусматривает следующие этапы:

а) прогнозирование, в ходе которого осуществляется разработка научно обоснованных представлений о рисках социально-экономического развития, об угрозах национальной безопасности, уточняются прогнозные оценки социально-экономического развития и состояния национальной безопасности на долгосрочный период;

б) целеполагание, в ходе которого с учетом результатов прогнозирования разрабатываются и (или) корректируются документы стратегического планирования социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, разрабатываемые в рамках этого этапа;

в) планирование и программирование, в ходе которого органы государственной власти в соответствии со своими полномочиями разрабатывают в установленном порядке программно-плановые документы в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности на шесть лет;

г) реализация документов стратегического планирования, мониторинг и контроль степени достижения предусмотренных в них целей, выработка мер по достижению целевых значений показателей, ресурсное обеспечение и корректировка документов стратегического планирования, разработанных на шесть лет.

 

Организация мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования, их корректировки

 

36. Мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования осуществляются в целях повышения эффективности стратеги

Показать следующую страницу документа
Текст

Поделиться
Прямая ссылка на материал
http://kremlin.ru/acts/bank/47244
Поделиться
  • Вконтакте
  • Живой журнал
  • Переслать на почту
  • Распечатать
Переслать материал на почту

Официальный сайт президента России:

Указ Президента Российской Федерации от 08.11.2021 г. № 633

http://kremlin.ru/acts/bank/47244

Официальные сетевые ресурсы

Президента России

Official Internet Resources

of the President of Russia

Russian English
  • Для СМИ
  • Специальная версия для людей с ограниченными возможностями
  • Telegram-канал
  • ВКонтакте
  • YouTube
  • Конституция России
  • Государственная символика
  • Отправить письмо
  • Президент России — гражданам
    школьного возраста
  • Виртуальный тур по Кремлю
  • Владимир Путин — личный сайт
  • Путин. 20 лет

Администрация Президента России
2023 год