б) развитие транспортной инфраструктуры (железнодорожных магистралей, водных путей и автомобильных дорог), обеспечивающей связь морского порта Архангельск с территориями Северо-Запада России, Урала и Сибири, включая обоснование целесообразности строительства железнодорожных участков Карпогоры - Вендинга и Микунь - Соликамск;
в) развитие международного аэропорта г. Архангельска;
г) развитие деревообрабатывающей отрасли и целлюлозно-бумажной промышленности, в том числе формирование современного лесоперерабатывающего комплекса полного цикла, а также внедрение технологий производства биотоплива из отходов лесопереработки;
д) развитие судостроительной и судоремонтной промышленности, в том числе формирование на ее базе дополнительных мощностей в целях обеспечения строительства конструкций и производства оборудования для добычи нефти и газа на континентальном шельфе;
е) развитие свинцово-цинкового минерально-сырьевого центра на архипелаге Новая Земля;
ж) развитие алмазных минерально-сырьевых центров;
з) создание и развитие федерального центра арктической медицины;
и) развитие рыбопромышленного кластера, в том числе строительство, модернизация и ремонт рыбопромыслового флота, создание предприятий по производству рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, развитие биотехнологий и аквакультуры;
к) развитие культурно-познавательного, этнографического и экологического туристического кластера на арктических территориях и морского круизного туризма на Соловецких островах.
V. Этапы и ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии
29. Реализация настоящей Стратегии осуществляется в три этапа.
30. На первом этапе реализации настоящей Стратегии (в 2020 - 2024 годах) предусматривается:
а) формирование механизмов ускоренного экономического и социального развития арктических территорий, в том числе создание нормативно-правовой основы функционирования специального экономического режима Арктической зоны;
б) модернизация первичного звена здравоохранения, оснащение медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, автомобильным и авиационным транспортом, в том числе для обеспечения медицинской эвакуации членов экипажей судов в акватории Северного морского пути;
в) совершенствование системы предоставления социальных гарантий гражданам Российской Федерации, проживающим и работающим в Арктической зоне;
г) утверждение программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
д) приведение системы профессионального образования и дополнительного образования в соответствие с прогнозируемой кадровой потребностью работодателей в экономике и социальной сфере Арктической зоны, в том числе оснащение образовательных организаций современной техникой и материалами;
е) реализация пилотных проектов комплексного развития населенных пунктов, в которых расположены органы и организации, выполняющие функции в области обеспечения национальной безопасности и (или) функции базы для развития минерально-сырьевых центров, реализации экономических и (или) инфраструктурных проектов в Арктике, и проектов по совершенствованию организации завоза в населенные пункты, расположенные в отдаленных местностях, топлива, продовольствия и других жизненно необходимых товаров;
ж) введение в действие механизма субсидирования местных перевозок в Арктической зоне;
з) обеспечение применения новой модели реализации экономических проектов на континентальном шельфе;
и) ускорение развития западной части Северного морского пути, постройка четырех универсальных атомных ледоколов проекта 22220, 16 аварийно-спасательных судов различной мощности, трех гидрографических и двух лоцмейстерских судов; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 27.02.2023 № 126)
к) начало реализации мер по замещению на изолированных и труднодоступных территориях неэффективной дизельной генерации электроэнергии генерацией на базе сжиженного природного газа, возобновляемых источников энергии и местного топлива, а также с использованием отечественных атомных станций малой мощности; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 27.02.2023 № 126)
л) обеспечение возможности оказания услуг доступа к сети "Интернет" для домохозяйств в населенных пунктах с численностью населения от 100 до 500 человек;
м) создание спутниковой группировки на высокоэллиптических орбитах, обеспечивающей устойчивую бесперебойную спутниковую связь в Арктической зоне;
н) создание научно-образовательного центра мирового уровня, осуществляющего исследования и разработки в интересах развития Арктики;
о) разработка технологий сбережения здоровья и увеличения продолжительности жизни населения Арктической зоны;
п) проектирование и строительство научно-исследовательских судов и ввод в эксплуатацию дрейфующей ледостойкой самодвижущейся платформы для осуществления комплексных научных исследований в высоких широтах Северного Ледовитого океана;
р) создание государственной системы мониторинга и предупреждения негативных последствий деградации многолетней мерзлоты;
с) интенсификация международного экономического, научного и гуманитарного сотрудничества по вопросам развития Арктической зоны;
т) обновление системы исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации в Арктике;
у) воспроизводство и развитие минерально-сырьевой базы, а также разведка и добыча твердых полезных ископаемых в Арктической зоне, в том числе в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе. (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 27.02.2023 № 126)
31. На втором этапе реализации настоящей Стратегии (в 2025 - 2030 годах) предусматривается:
а) обеспечение повышения конкурентоспособности отраслей экономики Арктической зоны с учетом действия специального экономического режима, потребностей инвесторов, условий осуществления экономической деятельности в Арктике;
б) обеспечение доступности услуг сети образовательных организаций, организаций культуры, физической культуры и спорта для населения Арктической зоны, в том числе для лиц, относящихся к малочисленным народам;
в) завершение формирования конкурентоспособной системы профессиональных образовательных организаций, центров опережающей профессиональной подготовки и образовательных организаций высшего образования;
г) осуществление в полном объеме программы комплексного развития населенных пунктов, в которых расположены органы и организации, выполняющие функции по обеспечению национальной безопасности и (или) функции базы для развития минерально-сырьевых центров, реализации экономических и (или) инфраструктурных проектов в Арктике;
д) обеспечение круглогодичного судоходства на протяжении всей акватории Северного морского пути, строительство на российских судостроительных верфях дополнительно трех универсальных атомных ледоколов проекта 22220, головного атомного ледокола проекта "Лидер", четырех неатомных ледоколов, 30 аварийно-спасательных судов различной мощности, начало строительства портов-хабов для перевалки международных контейнерных грузов; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 27.02.2023 № 126)
е) начало реализации программы развития судоходства в бассейнах рек Арктической зоны;
ж) реализация программы развития туристской инфраструктуры Арктической зоны;
з) создание трансарктической магистральной подводной волоконно-оптической линии связи;
и) создание высокоэллиптической космической системы, обеспечивающей получение гидрометеорологических данных высокого временного разрешения по полярному региону Земли;
к) ввод в промышленную эксплуатацию новых образцов техники, созданных с использованием инновационных материалов, в том числе образцов робототехники, судостроительной техники, беспилотных транспортных систем и портативных источников энергии;
л) начало формирования состава научно-исследовательского флота Российской Федерации, необходимого для осуществления комплексных научных исследований в высоких широтах Северного Ледовитого океана;
м) продолжение реабилитации территорий, на которых находятся затопленные и затонувшие объекты с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 27.02.2023 № 126)
н) повышение эффективности функционирования в Арктической зоне единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
32. На третьем этапе реализации настоящей Стратегии (в 2031 - 2035 годах) предусматривается:
а) поступательное наращивание мощностей предприятий, осуществляющих производство сжиженного природного газа, газохимической продукции, добычу нефти на континентальном шельфе и на сухопутных территориях Арктической зоны, глубокую переработку других полезных ископаемых и природных ресурсов;
б) модернизация городской среды и социальной инфраструктуры населенных пунктов, в которых расположены органы и организации, выполняющие функции по обеспечению национальной безопасности и (или) функции базы для развития минерально-сырьевых центров, реализации экономических и (или) инфраструктурных проектов в Арктике;
в) обеспечение доступности качественных социальных услуг для лиц, относящихся к малочисленным народам, и интенсивное развитие их традиционной хозяйственной деятельности;
г) формирование на базе Северного морского пути конкурентоспособной на мировом рынке национальной транспортной коммуникации Российской Федерации, строительство портов-хабов для перевалки международных контейнерных грузов; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 27.02.2023 № 126)
д) завершение замещения на изолированных и труднодоступных территориях неэффективной дизельной генерации электроэнергии генерацией на базе сжиженного природного газа, возобновляемых источников энергии и местного топлива, а также с использованием отечественных атомных станций малой мощности; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 27.02.2023 № 126)
е) завершение реализации программы развития судоходства в бассейнах рек Арктической зоны;
ж) завершение формирования состава научно-исследовательского флота Российской Федерации, необходимого для осуществления комплексных научных исследований в высоких широтах Северного Ледовитого океана;
з) снижение и предотвращение негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду;
и) завершение реабилитации территорий, на которых находятся затопленные и затонувшие объекты с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами. (Дополнение подпунктом - Указ Президента Российской Федерации от 27.02.2023 № 126)
33. Целевые показатели реализации настоящей Стратегии соответствуют показателям, характеризующим эффективность реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике, предусмотренным Основами государственной политики в Арктике. Значения целевых показателей по результатам каждого этапа реализации настоящей Стратегии приведены в приложении.
VI. Основные механизмы реализации настоящей Стратегии
34. Правительство Российской Федерации разрабатывает и утверждает единый план мероприятий по реализации Основ государственной политики в Арктике и настоящей Стратегии, в котором должны быть отражены все этапы реализации настоящей Стратегии.
35. Реализация настоящей Стратегии обеспечивается согласованными действиями федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных академий наук, иных научных и образовательных организаций, фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, общественных организаций, государственных корпораций, государственных компаний, акционерных обществ с государственным участием и предпринимательского сообщества.
36. Для реализации настоящей Стратегии потребуется внести изменения в государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации", иные государственные программы Российской Федерации, Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, государственные программы субъектов Российской Федерации, а также осуществить мероприятия, включенные в план развития Северного морского пути на период до 2035 года. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 27.02.2023 № 126)
37. Решение задач в сфере военной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации обеспечивается путем реализации мероприятий, предусматриваемых государственной программой вооружения, в рамках государственного оборонного заказа и государственных программ Российской Федерации.
38. Общее руководство реализацией настоящей Стратегии осуществляет Президент Российской Федерации.
39. Задачи, функции, порядок координации деятельности и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций при реализации настоящей Стратегии определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
40. Реализация настоящей Стратегии осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе за счет средств, предусмотренных на реализацию государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации", и внебюджетных источников.
________________________
ПРИЛОЖЕНИЕк Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИреализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года
№п/п | Показатель | Базовое значение | Целевое значение | ||
2024 год | 2030 год | 2035 год | |||
1. | Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Арктической зоне (лет) | 72,39 (2018 год) | 78 | 80 | 82 |
2. | Коэффициент миграционного прироста населения Арктической зоны | -5,1 (2018 год) | -2,5 | 0 | 2 |
3. | Уровень безработицы в Арктической зоне, рассчитываемый в соответствии с методологией Международной организации труда (в процентах) | 4,6 (2019 год) | 4,6 | 4,5 | 4,4 |
4. | Количество рабочих мест на новых предприятиях, расположенных на территории Арктической зоны (тыс.) | - | 30 | 110 | 200 |
5. | Средняя заработная плата работников организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Арктической зоны (тыс. рублей) | 83,5 (2019 год) | 111,7 | 158,5 | 212,1 |
6. | Доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в общем числе домохозяйств на территории Арктической зоны (в процентах) | 81,3 (2019 год) | 90 | 100 | 100 |
7. | Доля валового регионального продукта, произведенного в Арктической зоне, в суммарном валовом региональном продукте субъектов Российской Федерации (в процентах) | 6,2 (2018 год) | 7,2 | 8,4 | 9,6 |
8. | Доля добавленной стоимости высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом региональном продукте, произведенном в Арктической зоне (в процентах) | 6,1 (2018 год) | 7,9 | 9,7 | 11,2 |
9. | Доля инвестиций в основной капитал, осуществляемых на территории Арктической зоны, в суммарных инвестициях в основной капитал в Российской Федерации (в процентах) | 9,3 (2019 год) | 11 | 12 | 14 |
10. | Доля внутренних затрат на научные исследования и разработки, а также затрат организаций на технологические инновации, осуществляемых на территории Арктической зоны, в суммарных внутренних затратах на научные исследования и разработки, а также затратах организаций на технологические инновации в Российской Федерации (в процентах) | 1 (2018 год) | 2,5 | 3,5 | 4,5 |
11. | Доля инвестиций в основной капитал, осуществляемых в целях охраны и рационального использования природных ресурсов, в суммарных инвестициях в основной капитал, осуществляемых на территории Арктической зоны (в процентах) | 2,6 (2019 год) | 4,5 | 6 | 10 |
12. | Доля сырой нефти (включая газовый конденсат) и горючего природного газа, добытых в Арктической зоне, в суммарном объеме сырой нефти (включая газовый конденсат) и горючего природного газа, добытых в Российской Федерации (в процентах): | ||||
сырая нефть (включая газовый конденсат) | 17,3 (2018 год) | 20 | 23 | 26 | |
горючий природный газ | 82,7 (2018 год) | 82 | 81 | 79 | |
13. | Объем производства сжиженного природного газа в Арктической зоне (млн. тонн) | 8,6 (2018 год) | 43 | 64 | 91 |
14. | Объем перевозок грузов в акватории Северного морского пути (млн. тонн)* | 31,5 (2019 год) | 90 | 130 | |
в том числе транзитных перевозок | 0,7 (2019 год) | 1 | 2 | 10 |
______________________________
* Целевое значение на 2024 год устанавливается Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".