и потенциально опасных объектов, обеспечение устойчивости их функционирования при чрезвычайных ситуациях в арктических условиях;
д) совершенствование нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области защиты населения, территорий, критически важных и потенциально опасных объектов от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в области пожарной безопасности с учетом специфики объектов, строительство которых планируется осуществить в Арктической зоне;
е) развитие систем мониторинга обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне, в том числе на основе обработки данных дистанционного зондирования Земли из космоса;
ж) развитие системы антикризисного управления в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) развитие (с учетом решаемых задач и природно-климатических условий) арктических комплексных аварийно-спасательных центров, в том числе расширение их технических и тактических возможностей, связанных с предупреждением чрезвычайных ситуаций и реагированием на такие ситуации, совершенствование их структуры, состава и материально-технического обеспечения, расширение инфраструктуры базирования;
и) организация учений и тренировок по проверке готовности сил и средств арктических государств к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе возникающих при реализации крупных экономических и инфраструктурных проектов, а также участие в таких учениях и тренировках;
к) установление требований к аварийно-спасательному оборудованию и средствам оказания помощи, сохранения жизни и здоровья в случае возникновения радиационных аварий и инцидентов в Арктической зоне;
л) обеспечение эвакуации (переселения) граждан из населенных пунктов из-за последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
18. Выполнение основных задач в сфере обеспечения общественной безопасности в Арктической зоне осуществляется путем реализации следующих мер:
а) совершенствование структуры и штатного обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации;
б) оснащение подразделений органов внутренних дел Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, дислоцированных в Арктической зоне, современными видами оружия и боеприпасами к нему, специальными и другими материально-техническими средствами и техникой, адаптированными к арктическим условиям;
в) предупреждение экстремистской и террористической деятельности;
г) повышение эффективности мер по профилактике безнадзорности, оказанию социальной помощи несовершеннолетним с различными формами и степенью дезадаптации, а также по их реабилитации;
д) создание условий для организации народных дружин и иных объединений правоохранительной направленности, антинаркотического движения, общественных антинаркотических объединений и организаций, формирование региональных сегментов системы комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ;
е) предупреждение преступлений на предприятиях топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, а также преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий;
ж) внедрение, развитие и поддержание работоспособности систем правоохранительного сегмента аппаратно-программного комплекса "Безопасный город";
з) расширение (создание) сети центров реабилитации и адаптации в целях оказания комплексной социальной помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы.
19. Выполнение основных задач в сфере обеспечения военной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации в Арктической зоне осуществляется путем реализации следующих мер:
а) совершенствование состава и структуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в Арктической зоне;
б) обеспечение благоприятного оперативного режима в Арктической зоне, включая поддержание уровня боевой готовности группировок войск (сил) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в соответствии с актуальным и прогнозируемым характером военных опасностей и военных угроз Российской Федерации в Арктике;
в) оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, дислоцированных в Арктической зоне, современными образцами вооружения, военной и специальной техники, адаптированными к арктическим условиям;
г) развитие инфраструктуры базирования, проведение мероприятий по оперативному оборудованию территорий, совершенствование системы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в целях обеспечения выполнения задач в Арктической зоне;
д) использование технологий и объектов инфраструктуры двойного назначения в интересах комплексного решения в Арктической зоне задач в области обороны.
IV. Основные направления реализации настоящей Стратегии в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях
20. Основными направлениями реализации настоящей Стратегии в Мурманской области являются:
а) комплексное развитие морского порта Мурманск - единственного незамерзающего российского порта в Арктике, развитие Мурманского транспортного узла как мультимодального транспортного хаба, строительство на территории этого порта новых терминалов и перевалочных комплексов;
б) комплексное развитие закрытых административно-территориальных образований и населенных пунктов, в которых дислоцированы воинские формирования, в том числе развитие инфраструктуры и модернизация объектов двойного назначения;
в) создание и развитие предприятий морехозяйственного сервисного комплекса, осуществляющих ремонт, снабжение и бункеровку судов, развитие береговых баз в целях оказания на конкурентной основе услуг компаниям, осуществляющим судоходство в акватории Северного морского пути и реализующим проекты в Арктической зоне;
г) создание и развитие центра строительства крупнотоннажных морских сооружений, предназначенных для производства, хранения и отгрузки сжиженного природного газа, создание и развитие предприятий, осуществляющих ремонт и обслуживание морской техники и оборудования, используемых для освоения морских месторождений углеводородного сырья;
д) геологическое изучение минерально-сырьевой базы Кольского полуострова, формирование новых и развитие действующих минерально-сырьевых центров, специализирующихся на добыче и обогащении полезных ископаемых;
е) развитие энергетической инфраструктуры, в том числе замена оборудования, предназначенного для мазутной теплогенерации, оборудованием, использующим иные виды энергетических ресурсов;
ж) модернизация аэропортовых комплексов, в том числе международного аэропорта г. Мурманска;
з) развитие конгрессно-выставочной и деловой инфраструктуры г. Мурманска в целях реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации в сфере международного сотрудничества и делового туризма в Арктике;
и) развитие рыбохозяйственного комплекса (с учетом необходимости сохранения и развития ресурсного потенциала рыбного хозяйства), техническое перевооружение предприятий, включая строительство судов, ввод новых мощностей по глубокой переработке водных биологических ресурсов на современной технологической и организационной основе, а также развитие аквакультуры;
к) развитие туристско-рекреационных кластеров, в том числе на территориях г. Кировска, с. Териберка, Ковдорского, Печенгского и Терского муниципальных районов.
21. Основными направлениями реализации настоящей Стратегии в Ненецком автономном округе являются:
а) развитие проекта строительства глубоководного морского порта Индига и железнодорожной магистрали Сосногорск - Индига;
б) развитие транспортной инфраструктуры, включая реконструкцию морского порта Нарьян-Мар, аэропорта г. Нарьян-Мара и аэропорта пос. Амдерма, проведение дноуглубительных работ на реке Печоре, строительство автомобильной дороги Нарьян-Мар - Усинск;
в) развитие Варандейского, Колгуевского, Харьяго-Усинского и Хасырейского нефтяных минерально-сырьевых центров;
г) формирование газоконденсатных минерально-сырьевых центров на базе месторождений Ненецкого автономного округа, включая разработку Коровинского и Кумжинского газоконденсатных месторождений, Ванейвисского и Лаявожского нефтегазоконденсатных месторождений;
д) геологическое изучение и развитие минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых в целях диверсификации экономики Ненецкого автономного округа;
е) строительство агропромышленного парка и реализация экспортно ориентированных проектов, предусматривающих глубокую переработку оленины;
ж) развитие туристического кластера, в том числе инфраструктуры культурно-религиозного и этнического туризма.
22. Основными направлениями реализации настоящей Стратегии в Чукотском автономном округе являются:
а) развитие морского порта Певек и его терминалов;
б) создание транспортно-логистического узла в глубоководном круглогодичном морском порту Провидения;
в) модернизация Чаун-Билибинского энергоузла;
г) развитие транспортной инфраструктуры, включая строительство межрегиональной автомобильной дороги Колыма - Омсукчан - Омолон - Анадырь;
д) присоединение к единой сети электросвязи Российской Федерации путем создания подводной волоконно-оптической линии связи Петропавловск-Камчатский - Анадырь; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 12.11.2021 № 651)
е) развитие Баимского и Пыркакайско-Майского минерально-сырьевых центров драгоценных и цветных металлов;
ж) развитие Беринговского каменноугольного минерально-сырьевого центра, строительство круглогодичного терминала в глубоководной лагуне Аринай;
з) создание аварийно-спасательного подразделения и арктического центра управления в кризисных ситуациях в г. Певеке;
и) развитие круизного арктического туризма и формирование этноэкологических туристических кластеров на территориях г. Анадыря, г. Певека и пос. Провидения.
23. Основными направлениями реализации настоящей Стратегии в Ямало-Ненецком автономном округе являются:
а) развитие морского порта Сабетта с отгрузочными терминалами и морского судоходного канала в Обской губе;
б) строительство и развитие железнодорожных магистралей Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево и Обская - Бованенково - Сабетта;
в) расширение производства сжиженного природного газа на полуостровах Ямал и Гыдан;
г) освоение газовых месторождений Обской губы с развитием трубопроводной системы транспортировки газа;
д) развитие Новопортовского нефтегазоконденсатного и Бованенковского газоконденсатного минерально-сырьевых центров, освоение Тамбейской группы месторождений и подготовка к освоению шельфовых месторождений;
е) развитие нефте- и газохимических производств в районе пос. Сабетта, пос. Ямбург, г. Новый Уренгой и формирование многопрофильного промышленно-технологического комплекса газопереработки и нефтехимии;
ж) поддержание в исправном состоянии и развитие газопроводных и нефтепроводных сетей, развитие подключенных к трубопроводам газовых и нефтяных минерально-сырьевых центров Надым-Пурской и Пур-Тазовской нефтегазоносных областей, в том числе с применением новых технологий добычи и разработки нижележащих пластов, а также трудноизвлекаемых запасов нефти;
з) развитие технологий вовлечения в промышленный оборот низконапорного природного газа, в том числе технологий компримирования газа;
и) расширение зоны централизованного электроснабжения путем подключения населенных пунктов к единой энергосистеме;
к) развитие нефтегазового сервиса путем создания промышленных зон в опорных населенных пунктах;
л) организация производства строительных материалов в целях удовлетворения потребностей топливно-энергетического комплекса и жилищного строительства;
м) создание аварийно-спасательного подразделения и арктического центра управления в кризисных ситуациях в пос. Сабетта;
н) формирование туристического кластера на основе агломерации, включающей в себя г. Салехард, г. Лабытнанги и пос. Харп.
24. Основными направлениями реализации настоящей Стратегии в отдельных муниципальных образованиях Республики Карелия являются:
а) модернизация Беломорско-Балтийского канала;
б) развитие промышленности строительных материалов на базе месторождений строительного камня, в том числе в целях обеспечения проведения строительных работ в соседних субъектах Российской Федерации;
в) создание и развитие минерально-сырьевых центров Восточно-Карельской медно-золото-молибденоворудной зоны;
г) формирование и развитие кластера предприятий глубокой переработки древесины;
д) развитие рыбохозяйственного кластера, включая предприятия аквакультуры;
е) развитие культурно-исторического и экологического туризма;
ж) создание каскадов малых гидроэлектростанций при условии подтверждения перспективного спроса на электроэнергию и их экономической эффективности;
з) создание сети центров обработки и хранения данных на основе отечественных высокоскоростных сверхплотных решений.
25. Основными направлениями реализации настоящей Стратегии в отдельных муниципальных образованиях Республики Коми являются:
а) диверсификация экономики и комплексное социально-экономическое развитие монопрофильных муниципальных образований - городских округов Воркута и Инта;
б) развитие угольных минерально-сырьевых центров на базе Печорского угольного бассейна, создание на их основе комплексов глубокой переработки угольного сырья, углехимии;
в) формирование и развитие нефтегазовых минерально-сырьевых центров на базе Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, в том числе создание мощностей по переработке нефти и газа;
г) геологическое изучение отдельных территорий и развитие минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых;
д) создание и развитие вертикально интегрированного горно-металлургического комплекса, предназначенного для переработки титановых руд и кварцевых (стекольных) песков Пижемского месторождения;
е) формирование и развитие Парнокского железомарганцевого минерально-сырьевого центра;
ж) развитие железнодорожной инфраструктуры для обеспечения связи со строящимися и планируемыми к строительству железнодорожными магистралями, включая строительство железнодорожной магистрали Сосногорск - Индига, реконструкцию участка Коноша - Котлас - Чум - Лабытнанги, обоснование целесообразности реконструкции участка Микунь - Вендинга и строительства участка Вендинга - Карпогоры;
з) развитие транспортной инфраструктуры, включая строительство и реконструкцию участков автомобильной дороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар, а также проведение дноуглубительных работ на реке Печоре, обеспечивающей на безальтернативной основе транспортную доступность отдельных территорий;
и) реконструкция и модернизация аэропортовой сети, включая аэропорт совместного базирования г. Воркуты;
к) развитие культурно-этнографического и культурно-исторического туристического кластера, а также формирование кластера активного природного туризма.
26. Основными направлениями реализации настоящей Стратегии в отдельных муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) являются:
а) дноуглубление рек Анабар, Лена, Яна, Индигирка и Колыма;
б) комплексное развитие районов Анабарского и Ленского бассейнов с учетом развития минерально-сырьевых центров, в том числе крупнейшего в мире Томторского месторождения редкоземельных металлов, россыпных месторождений алмазов на территориях Анабарского, Булунского, Оленекского районов, Верхне-Мунского месторождения алмазов, Таймылырского месторождения каменного угля, Западно-Анабарского нефтяного минерально-сырьевого центра;
в) комплексное развитие пос. Тикси, включая развитие инфраструктуры двойного назначения, в том числе реконструкцию морского порта Тикси и его терминалов;
г) комплексное развитие территорий, расположенных в бассейне реки Яны, предусматривающее строительство объектов энергетической и транспортной инфраструктуры, освоение минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых Янского бассейна, в том числе золоторудного месторождения Кючус, месторождения серебра Прогноз, Депутатского оловорудного месторождения и месторождения олова Тирехтях;
д) комплексное развитие территорий, расположенных в бассейне реки Индигирки, обеспечение их энергетической безопасности и диверсификация экономики путем разработки Краснореченского месторождения углей, организации производства строительных материалов на базе месторождений базальта и строительного камня;
е) комплексное развитие территорий, расположенных в бассейне реки Колымы, предусматривающее модернизацию речного порта Зеленый Мыс и развитие Зырянского угольного минерально-сырьевого центра;
ж) создание современных объектов инфраструктуры хранения и изучения палеонтологических находок для реализации проекта "Всемирный центр мамонта", а также развитие научного, культурно-этнографического и экспедиционного туристического кластера;
з) создание сети торгово-логистических центров для обеспечения завоза в населенные пункты, расположенные в отдаленных местностях, топлива, продовольствия и других жизненно необходимых товаров;
и) создание аварийно-спасательного подразделения и арктического центра управления в кризисных ситуациях в пос. Тикси.
27. Основными направлениями реализации настоящей Стратегии в отдельных муниципальных образованиях Красноярского края являются:
а) комплексное социально-экономическое развитие монопрофильного муниципального образования - городского округа Норильск;
б) развитие Норильского промышленного района, специализирующегося на добыче и обогащении (переработке) цветных металлов и металлов платиновой группы, в том числе внедрение технологий, обеспечивающих снижение выбросов вредных веществ предприятиями, расположенными в этом районе;
в) строительство новых добывающих мощностей шахты "Заполярная" и ее модернизация;
г) создание и развитие на базе месторождений Западного Таймыра нефтяного минерально-сырьевого центра, ориентированного на вывоз производимой продукции через акваторию Северного морского пути;
д) создание Западно-Таймырского углепромышленного кластера, ориентированного на вывоз производимой продукции через акваторию Северного морского пути;
е) создание минерально-сырьевого центра на базе Попигайского месторождения технических алмазов;
ж) освоение ресурсов Таймыро-Североземельской золотоносной провинции;
з) развитие морских портов Диксон (включая строительство новых угольных терминалов и нефтяного терминала) и Дудинка;
и) реконструкция и модернизация аэропортовой сети, включая аэропорт с. Хатанга;
к) создание в г. Норильске научно-исследовательского центра технологий строительства и мониторинга состояния зданий и сооружений на северных и арктических территориях;
л) создание аварийно-спасательного подразделения и арктического центра управления в кризисных ситуациях в пос. Диксон;
м) развитие туристско-рекреационного кластера на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, г. Норильска и г. Дудинки.
28. Основными направлениями реализации настоящей Стратегии в отдельных муниципальных образованиях Архангельской области являются:
а) повышение конкурентоспособности морского порта Архангельск, включая модернизацию действующих морских терминалов, дноуглубление, создание нового глубоководного района, производственно-логистических комплексов и подъездной инфраструктуры, внедрение систем координации и цифрового управления транспортным узлом;