ний, компетенций и навыков в области искусственного интеллекта;
з) организации ежегодного получения дополнительного образования педагогическими работниками в области искусственного интеллекта, а также их стажировки в России и за рубежом в организациях, осуществляющих деятельность в данной области;
и) ежегодного формирования рейтинга образовательных организаций в области искусственного интеллекта с привлечением организаций - лидеров в данной области.
Стимулирование внедрения технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики и социальной сферы
(Дополнение подразделом - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)
517. Основными направлениями стимулирования внедрения технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики и социальной сферы являются:
а) стимулирование спроса отраслевых организаций на внедрение и доработку технологий искусственного интеллекта, в том числе посредством предоставления грантов;
б) установление обязательных требований о повышении эффективности деятельности хозяйствующих субъектов и обязательном использовании ими технологий искусственного интеллекта при предоставлении им субсидий из федерального бюджета;
в) установление Правительством Российской Федерации требования о включении показателей и мероприятий в области развития и внедрения технологий искусственного интеллекта в национальные проекты, государственные программы Российской Федерации, стратегические направления в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления и иные документы стратегического планирования, разрабатываемые на федеральном уровне, при утверждении и актуализации этих документов;
г) внедрение технологий искусственного интеллекта в государственных корпорациях, государственных компаниях и акционерных обществах с государственным участием, в том числе путем приоритетного включения проектов разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в стратегии цифровой трансформации, программы инвестиционного развития, программы долгосрочного развития и иные стратегические документы таких организаций;
д) консультирование организаций по вопросам повышения эффективности их экономической деятельности посредством использования технологий искусственного интеллекта;
е) создание пилотных зон для апробации и демонстрации разработок в области искусственного интеллекта, применяемых в различных отраслях экономики и социальной сферы (сельское хозяйство, транспорт, промышленность, здравоохранение, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, топливно-энергетический комплекс и другие отрасли);
ж) повышение информированности государственных гражданских служащих и работников федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов федеральной территории "Сириус", муниципальных служащих, руководителей, инженеров и иных специалистов отраслевых организаций об эффективности технологий искусственного интеллекта и о наличии в Российской Федерации конкурентоспособных организаций - разработчиков таких технологий;
з) создание системы сертификации решений в области искусственного интеллекта, являющейся добровольной для организаций и индивидуальных предпринимателей и обязательной для субъектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;
и) популяризация технологий искусственного интеллекта и повышение доверия граждан к ним;
к) формирование Правительством Российской Федерации перечня приоритетных задач по внедрению технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики и социальной сферы.
Внедрение доверенных технологий искусственного интеллекта
(Дополнение подразделом - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)
518. Основными направлениями внедрения доверенных технологий искусственного интеллекта в органах публичной власти и организациях являются:
а) включение федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами федеральной территории "Сириус" в приоритетном порядке проектов по внедрению доверенных технологий искусственного интеллекта (в которых должны быть предусмотрены экономический эффект от их реализации и повышение эффективности деятельности органов публичной власти) в программы цифровой трансформации органов публичной власти и стратегии цифровой трансформации субъектов Российской Федерации при актуализации этих программ и стратегий;
б) обучение государственных гражданских служащих и работников федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов федеральной территории "Сириус", а также работников организаций, осуществляющих информационно-технологическое обеспечение деятельности этих органов, в целях формирования у них компетенций, позволяющих использовать доверенные технологии искусственного интеллекта и большие фундаментальные модели для выполнения текущих задач;
в) методическое и нормативно-правовое обеспечение внедрения доверенных технологий искусственного интеллекта в государственном управлении, включая создание площадки для обмена опытом по внедрению таких технологий между органами публичной власти и организациями, для отбора и внедрения лучших практик использования технологий искусственного интеллекта в государственном управлении;
г) расчет индекса использования технологий искусственного интеллекта в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах федеральной территории "Сириус", органах местного самоуправления и организациях по итогам мониторинга результатов использования таких технологий, применение данного индекса как единого критерия для координации деятельности по внедрению доверенных технологий искусственного интеллекта в таких органах и организациях;
д) формирование реестра апробированных доверенных технологий искусственного интеллекта, проверенных на угрозы информационной безопасности, для органов публичной власти и организаций (включая большие фундаментальные модели, предназначенные для повышения эффективности работы государственных гражданских служащих, муниципальных служащих) и размещение его на единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех" (далее - платформа "ГосТех");
е) подготовка и размещение на платформе "ГосТех" проектов по разработке и внедрению доверенных технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики и социальной сферы (например, в геоаналитике, медицине и других);
ж) создание на базе платформы "ГосТех" доступной для органов публичной власти и организаций инфраструктуры, необходимой для использования доверенных технологий искусственного интеллекта;
з) внедрение в федеральных органах государственной власти только тех решений в области искусственного интеллекта, которые прошли сертификацию;
и) обеспечение внедрения и использования доверенных технологий искусственного интеллекта для выполнения органами публичной власти текущих задач;
к) обеспечение привлечения нескольких конкурирующих между собой поставщиков услуг по внедрению технологий искусственного интеллекта в федеральных органах государственной власти, иных государственных органах, органах федеральной территории "Сириус" и организациях;
л) формирование минимального рекомендуемого стандарта использования технологий искусственного интеллекта в федеральных органах государственной власти, иных государственных органах, органах федеральной территории "Сириус" и организациях;
м) передача на недискриминационной основе отдельных категорий государственных данных разработчикам технологий искусственного интеллекта в соответствии с законодательством Российской Федерации;
н) обеспечение централизованной разработки и распространения в органах государственной власти, иных государственных органах, органах федеральной территории "Сириус" и организациях типовых решений, созданных на основе доверенных технологий искусственного интеллекта;
о) формирование правил получения наборов данных от коммерческих и некоммерческих организаций в целях повышения эффективности государственного и муниципального управления.
Создание комплексной системы нормативно-правового регулирования общественных отношений, связанных с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта, обеспечение безопасности применения таких технологий
(Дополнение подразделом - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)
519. Основной целью совершенствования нормативно-правового регулирования общественных отношений, связанных с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта, на период до 2030 года должно стать создание в Российской Федерации благоприятных нормативно-правовых условий для разработки, внедрения и использования технологий искусственного интеллекта и решений, разработанных на их основе, с учетом обеспечения защиты прав и свобод человека и безопасности Российской Федерации. Для достижения поставленной цели и стимулирования развития и использования технологий искусственного интеллекта необходимо совершенствование нормативно-правового регулирования в части, касающейся взаимодействия человека с искусственным интеллектом, устранение излишних нормативных барьеров и распространение соответствующих этических норм, а также использование лучших мировых практик нормативно-правового регулирования. При этом такое регулирование не должно замедлить темпы разработки и внедрения решений в области искусственного интеллекта.
5110. Основными принципами нормативно-правового регулирования общественных отношений, связанных с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта, являются:
а) безопасность: разработка, создание и использование технологий искусственного интеллекта для тех областей их применения, в которых может быть нанесен ущерб безопасности Российской Федерации, осуществляются в соответствии с требованиями информационной безопасности доверенных технологий искусственного интеллекта;
б) гуманистический подход: при развитии и регулировании технологий искусственного интеллекта человек, его права и свободы должны рассматриваться как высшая ценность;
в) уважение автономии и свободы воли человека: сохранение автономии и свободы воли человека в принятии им решений, нормативно-правовое регулирование в области искусственного интеллекта не должно умалять право выбора и интеллектуальные способности человека, являющиеся самостоятельной ценностью и системообразующим фактором современной цивилизации;
г) недискриминация: алгоритмы и наборы данных, методы обработки используемых для машинного обучения данных, применяемые для группирования и (или) классификации данных, касающихся отдельных лиц или групп лиц, не должны способствовать их умышленной дискриминации;
д) риск-ориентированный подход: уровень проработки, характер и детализация изменений при регулировании вопросов в области искусственного интеллекта должны соответствовать уровню рисков, создаваемых конкретными технологиями и системами искусственного интеллекта для интересов человека и общества;
е) ответственность: не допускается делегирование системам искусственного интеллекта ответственного нравственного выбора (в том числе принятие любых решений, способных оказать влияние на жизнь или здоровье человека), а также делегирование ответственности за последствия принятия решений. Ответственность за все последствия работы систем искусственного интеллекта всегда несет физическое или юридическое лицо, признаваемое субъектом ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
ж) квалифицированная экспертная оценка: при разработке нормативно-правового регулирования, касающегося развития технологий искусственного интеллекта, должно быть обеспечено проведение его соответствующей оценки специалистами в области искусственного интеллекта.
5111. Основными направлениями создания комплексной системы нормативно-правового регулирования общественных отношений, связанных с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта, и обеспечения безопасности применения таких технологий являются:
а) закрепление благоприятных нормативно-правовых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта (отсутствие излишних нормативно-правовых барьеров, ограничивающих развитие технологий искусственного интеллекта) в документах стратегического планирования во всех сферах использования таких технологий;
б) законодательное обеспечение возможности доступа разработчиков технологий искусственного интеллекта к различным видам данных, в том числе:
установление правил создания и предоставления наборов данных, основой которых являются обезличенные медицинские данные;
определение механизмов обезличивания персональных данных;
формирование органами публичной власти, коммерческими и некоммерческими организациями стимулов для создания наборов данных и поддержания их в актуальном состоянии в соответствии с приоритетными направлениями развития отечественной промышленности, культуры, науки и образования, государственного и муниципального управления, включая предоставление разработчикам технологий искусственного интеллекта недискриминационного доступа к таким данным;
определение порядка предоставления наборов данных разработчикам технологий искусственного интеллекта;
создание механизмов распространения, объединения наборов данных, обмена ими для выполнения научных исследований в области искусственного интеллекта;
определение условий доступа разработчиков технологий искусственного интеллекта к промышленным данным;
создание доверенного программного обеспечения для разработки безопасных и функционально эффективных решений в области искусственного интеллекта по единым открытым стандартам;
обеспечение доступа разработчиков технологий искусственного интеллекта к данным, в том числе на основе модели "данные как сервис", а также путем создания механизмов гарантированного обезличивания и разметки данных при условии соблюдения прав обладателей соответствующей информации;
формирование базовых компонентов информационной системы обработки данных для разработчиков технологий искусственного интеллекта, органов публичной власти и организаций;
создание типового конструктора, единых каталогов и справочников для формирования информационных систем обработки данных органов публичной власти и организаций;
в) устранение необоснованных нормативно-правовых ограничений для разработки, внедрения и использования отечественных больших генеративных моделей (в том числе определение границ ответственности разработчиков таких моделей и создание возможностей для обучения больших генеративных моделей на больших массивах информации с учетом требований законодательства Российской Федерации);
г) разработка правил использования технологий искусственного интеллекта на основе результатов обсуждений с участием широкого круга заинтересованных сторон для решения наиболее сложных вопросов развития технологий искусственного интеллекта, в частности касающихся условий делегирования информационным системам, функционирующим на основе искусственного интеллекта, возможности принятия отдельных решений (за исключением решений, которые могут привести к нарушению прав и законных интересов граждан), в том числе при исполнении государственными органами государственных функций (за исключением решений, связанных с осуществлением функций по обеспечению безопасности населения и государства);
д) совершенствование механизмов регулирования экспериментальных правовых режимов посредством упрощения процедур создания и изменения таких режимов;
е) совершенствование этических правил в области искусственного интеллекта, распространение их действия на российские и иностранные организации, а также на органы публичной власти, проведение широкого общественного обсуждения для выявления и решения основных спорных этических вопросов, связанных с внедрением технологий искусственного интеллекта и взаимодействием человека с искусственным интеллектом;
ж) формирование механизма оценки рисков нарушения этических норм при внедрении технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики и социальной сферы;
з) формирование перечня областей использования технологий искусственного интеллекта, в которых может быть нанесен ущерб безопасности Российской Федерации;
и) разработка требований информационной безопасности в отношении технологий искусственного интеллекта;
к) совершенствование комплекса национальных стандартов в области искусственного интеллекта, в том числе направленных на унификацию терминологии и способов оценки соответствия технологий искусственного интеллекта требованиям законодательства Российской Федерации, а также на описание разработанных российскими специалистами лучших практик использования технологий искусственного интеллекта и обеспечения их совместимости с иной информационной инфраструктурой;
л) создание системы оценки соответствия технологий искусственного интеллекта требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе в области информационной безопасности;
м) определение правил работы с большими генеративными моделями и их использования;
н) создание эффективной системы оценки результатов внедрения технологий искусственного интеллекта, включая экономические, социальные, этические, экологические и институциональные результаты;
о) разработка нормативно-правового регулирования в области обеспечения качества и доступности государственных данных;
п) создание и ежегодное обновление мирового индекса комфортности регулирования использования технологий искусственного интеллекта с оценкой законодательства не менее чем 30 государств - лидеров в сфере искусственного интеллекта;
р) обеспечение информационной безопасности при разработке, внедрении и использовании технологий искусственного интеллекта;
с) создание условий для разработки и развития нормативно-правового регулирования обеспечения достоверности исходных данных;
т) ежегодное проведение национальных и международных форумов и общественных дискуссий об этических аспектах разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта, о социально-гуманитарных последствиях массового внедрения таких технологий;
у) стимулирование принятия мер по внедрению в деятельность органов публичной власти, образовательных, научных и иных организаций этических стандартов, основанных на положениях Кодекса этики в сфере искусственного интеллекта;
ф) увеличение числа российских и иностранных организаций, присоединившихся к Кодексу этики в сфере искусственного интеллекта, повышение качества работы уполномоченных по этике в сфере искусственного интеллекта, назначенных в соответствии с названным Кодексом, в каждой такой организации;
х) проведение экспертизы нормативных правовых актов в области искусственного интеллекта экспертами из числа работников органов и организаций, указанных в пункте 54 настоящей Стратегии.
Международное сотрудничество в области использования технологий искусственного интеллекта
(Дополнение подразделом - Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124)
5112. Для развития международного сотрудничества в области использования технологий искусственного интеллекта необходимо выполнение следующих задач:
а) продвижение на международной арене ценностей и принципов, обеспечивающих равные права и возможности наций в области разработки и использования технологий искусственного интеллекта, а также принципов, предусмотренных пунктом 19 настоящей Стратегии;
б) формирование "единого пространства" доверенных технологий искусственного интеллекта при лидирующей роли Российской Федерации в международном и региональном сотрудничестве;
в) продвижение политики и стандартов, обеспечивающих доступ разработчиков технологий искусственног