рованного доступа к токсичным веществам и биологическим агентам, в том числе генно-модифицированным организмам;
повышение обеспеченности работников потенциально опасных химических и биологических объектов, а также населения средствами индивидуальной и коллективной защиты;
11) ликвидация (обезвреживание), перепрофилирование выведенных из эксплуатации потенциально опасных химических и биологических объектов, а также рекультивация территорий, загрязненных в результате хозяйственной деятельности, научно-методическое обеспечение процессов санации и реабилитации таких объектов и территорий, ликвидация накопленного вреда окружающей среде, возникшего в результате деятельности потенциально опасных химических и биологических объектов, их паспортизация, сертификация и аудит;
12) развитие и внедрение безопасных технологий обращения с биологическими, в том числе медицинскими, отходами, а также лекарственными препаратами, срок годности которых истек;
13) ликвидация (утилизация) запасов (в том числе бесхозяйных) удобрений и средств защиты растений, сроки хранения которых истекли, имущества гражданской обороны, срок хранения которого истек и которое утратило защитные свойства, стойких органических загрязняющих веществ;
14) разработка мер, направленных на предотвращение угрозы применения против Российской Федерации химического и биологического оружия, оценка возможных последствий применения этих видов оружия массового поражения;
15) разработка и внедрение мер по предотвращению совершения террористических актов с использованием потенциально опасных химических веществ и биологических агентов, повышение защищенности потенциально опасных химических и биологических объектов, мест массового скопления людей (включая общественный транспорт, остановочные пункты его движения, в том числе станции метрополитена, а также переходы, вокзалы, аэропорты);
16) совершенствование методов государственного надзора (контроля) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации к обеспечению химической и биологической безопасности на потенциально опасных химических и биологических объектах;
17) повышение общей культуры граждан в области обеспечения химической и биологической безопасности, в том числе повышение уровня и качества информированности населения о потенциально опасных химических и биологических объектах, возможных террористических актах и способах защиты от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов, мерах по ликвидации последствий их воздействия;
18) проведение профилактических мероприятий организациями, эксплуатирующими потенциально опасные химические и биологические объекты;
19) разработка дополнительных мер по противодействию преднамеренным угрозам, связанным с возможностью совершения террористических актов, диверсий и применения химического и (или) биологического оружия.
IV. Механизмы реализации государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности
17. Механизмами реализации государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности являются:
1) нормативно-правовое и нормативно-техническое регулирование в области обеспечения химической и биологической безопасности;
2) взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области обеспечения химической и биологической безопасности;
3) разработка и исполнение программных, плановых и методических документов, направленных на достижение цели и реализацию задач государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности;
4) организация и проведение научных исследований в области обеспечения химической и биологической безопасности.
18. Основными участниками национальной системы химической и биологической безопасности, представляющей собой совокупность сил, средств и мер, направленных на борьбу с химическими и биологическими угрозами, а также инструментов достижения цели государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности, являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, индивидуальные предприниматели и граждане, принимающие участие в обеспечении химической и биологической безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
19. Функции национальной системы химической и биологической безопасности определяются в соответствии с приоритетными направлениями и основными задачами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности.
20. Общее руководство реализацией настоящих Основ осуществляет Президент Российской Федерации.
21. Формирование государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности и контроль за ее реализацией осуществляет Совет Безопасности Российской Федерации.
22. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, направленной на реализацию основных задач государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности, осуществляет Правительственная комиссия по вопросам биологической и химической безопасности Российской Федерации.
23. Задачи, функции и порядок взаимодействия органов государственной власти в целях реализации государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
24. Организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения химической и биологической безопасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
25. Порядок и способы оперативного реагирования на химические и биологические угрозы определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе при реализации дополнительных мер, разработанных по результатам мониторинга химических и биологических рисков.
26. Основным показателем, характеризующим состояние химической и биологической безопасности, является уровень химического и биологического риска, который определяется по результатам мониторинга химических и биологических рисков в соответствии с методами их выявления, анализа и прогнозирования, а также в соответствии с критериями оценки и ранжирования химических и биологических рисков, установленными законодательством Российской Федерации в области химической и биологической безопасности.
27. По результатам мониторинга химических и биологических рисков на основании показателей, характеризующих состояние национальной безопасности в области обеспечения химической и биологической безопасности, проводится оценка эффективности мер по реализации государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности и разрабатываются дополнительные меры по нейтрализации химических и биологических угроз, предупреждению и снижению химических и биологических рисков, повышению защищенности населения и окружающей среды от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов.
28. Финансовое обеспечение мероприятий по реализации государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет средств внебюджетных источников, в том числе в рамках государственно-частного партнерства с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
29. План мероприятий по реализации настоящих Основ утверждается Правительством Российской Федерации.