оглашений Российской Федерации;
33) создание единой сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;
34) обоснование мер государственного регулирования по обеспечению химической и биологической безопасности по результатам оценки рисков негативного воздействия опасных химических и биологических факторов на население и окружающую среду;
35) разработка процедур проведения химического анализа токсикантов в окружающей среде и биологическом материале, разработка технологии определения малых и сверхмалых доз высокотоксичных химических соединений по результатам регистрации маркеров этих соединений в биологических объектах;
36) организация мониторинга стойких органических загрязняющих веществ;
37) создание отечественных биоинформационных и генетических баз данных микроорганизмов, создание национального каталога коллекционных штаммов патогенных микроорганизмов;
38) развитие производства отечественного лабораторного оборудования для обеспечения микробиологических, в том числе молекулярно-генетических, исследований;
39) предупреждение и ограничение распространения на территории Российской Федерации антимикробной резистентности, реализация программы системного мониторинга распространения антимикробной резистентности.
14. Основными задачами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности в части, касающейся совершенствования нормативно-правового регулирования и государственного управления в этой области, являются:
1) нормативно-правовое регулирование в области обеспечения химической и биологической безопасности путем принятия базовых федеральных законов о химической безопасности и о биологической безопасности, законов субъектов Российской Федерации в этой области, а также нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию указанных законов;
2) разграничение полномочий и ответственности органов государственной власти в области обеспечения химической и биологической безопасности;
3) оптимизация взаимодействия и координация деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области обеспечения химической и биологической безопасности, функционирование координационно-аналитического центра по обеспечению химической и биологической безопасности;
4) разработка и реализация моделей интеграции в межгосударственные и международные системы химической и биологической безопасности, отвечающие интересам Российской Федерации;
5) принятие мер по выполнению международных договоров Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности;
6) совершенствование международного сотрудничества в области химической и биологической безопасности в интересах экономического развития Российской Федерации и ее дальнейшей интеграции в рамках Евразийского экономического союза, Всемирной торговой организации, Организации экономического сотрудничества и развития, других международных организаций;
7) участие в разработке технических регламентов Евразийского экономического союза, устанавливающих требования безопасности к химической продукции и к продукции, произведенной с использованием биотехнологий, в том числе с учетом решений и рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития по вопросам государственного регулирования в области производства, торговли и обращения химических веществ и смесей, а также применение таких регламентов;
8) участие в подготовке решений коллегии Евразийской экономической комиссии по вопросам об установлении порядка отнесения химических веществ к ограниченным в применении или запрещенным к применению, а также о замещении их более безопасными аналогами;
9) совершенствование нормативно-правового регулирования в области трансграничного перемещения генно-модифицированных организмов, присоединение Российской Федерации к Картахенскому протоколу по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии, к Нагойскому протоколу регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения к Конвенции о биологическом разнообразии, а также к Нагойско-Куала-Лумпурскому дополнительному протоколу об ответственности и возмещении за ущерб к Картахенскому протоколу по биобезопасности;
10) развитие механизмов стимулирования деятельности организаций по обеспечению химической и биологической безопасности (страхование рисков, льготное налогообложение, сертификация продукции, усиление административной ответственности за нарушение нормативов допустимых выбросов и сбросов, временно разрешенных выбросов и сбросов), а также создание благоприятных условий (предоставление льгот, субсидий, кредитов) для организаций, оказывающих услуги в области обеспечения химической и биологической безопасности, и организаций, внедряющих малоотходные, ресурсосберегающие и передовые технологии в целях повышения эффективности и безопасности потенциально опасных химических и биологических объектов;
11) разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих повышение эффективности государственного надзора, усиление контроля деятельности потенциально опасных химических и биологических объектов, а также ответственности за несоблюдение требований химической и биологической безопасности, в том числе за нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации, перепрофилировании и ликвидации указанных объектов, за незаконный оборот биологических агентов и материалов, генно-модифицированных организмов, за хищение или вымогательство химических веществ и биологических материалов;
12) совершенствование нормативно-правового регулирования в области обеспечения биологической безопасности при сборе, хранении, перемещении, утилизации и уничтожении биологических отходов, при эксплуатации объектов уничтожения биологических отходов, в том числе скотомогильников, а также обращение бесхозяйных объектов уничтожения биологических отходов в собственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.01.2025 № 41)
13) развитие механизмов гарантированного государственного обеспечения и социальной защиты специалистов в области химической и биологической безопасности, контактирующих с потенциально опасными химическими веществами и биологическими агентами, работников потенциально опасных химических и биологических объектов, лиц, проживающих в зонах, подверженных негативному воздействию таких объектов, а также лиц, пострадавших в результате аварий на них;
14) внедрение современных механизмов управления химическими и биологическими рисками на федеральном, региональном и местном уровнях, а также в организациях;
15) формирование, развитие и внедрение государственной информационной системы в области обеспечения химической и биологической безопасности, развитие инновационной телекоммуникационной структуры управления рисками в условиях штатного функционирования потенциально опасных химических и биологических объектов и при возникновении чрезвычайных ситуаций на них, разработка и внедрение средств, способов и механизмов защиты информации в области обеспечения химической и биологической безопасности в целях повышения информированности должностных лиц, а также населения;
16) создание в Российской Федерации системы мониторинга разработок в области синтетической биологии, в том числе продукции, созданной с использованием технологий синтетической биологии;
17) совершенствование нормативно-правового регулирования в области обмена информацией с иностранными государствами о передовых научно-технических достижениях в сфере биотехнологий, которые могут быть использованы для разработки опасных биологических агентов;
18) разработка предложений по перечням контролируемых товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю в связи с выполнением международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения химического и биологического оружия;
19) лицензирование деятельности, не запрещаемой Конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и осуществляемой с использованием химикатов, включенных в списки 1 - 3 приложений по химикатам к названной Конвенции;
20) разработка специальных механизмов международного контроля в области нераспространения химического и биологического оружия, осуществление этого контроля, определение средств и методов контроля для проведения международных инспекций в этой области;
21) участие в международном сотрудничестве по выполнению положений Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении с учетом интересов Российской Федерации;
22) участие в международных переговорах по проблемам запрещения химического и биологического оружия.
15. Основными задачами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности в части, касающейся ресурсного обеспечения национальной системы химической и биологической безопасности, являются:
1) научное, методическое, технологическое, информационное и координационно-аналитическое обеспечение решения проблем в области химической и биологической безопасности;
2) укрепление материально-технической базы организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, с учетом функций этих организаций в области обеспечения химической и биологической безопасности;
3) устойчивое развитие отечественного промышленного комплекса на основе использования современных технологий, в том числе наилучших доступных технологий;
4) создание правовых оснований для установления порядка принятия решений о внесении изменений в национальный календарь профилактических прививок;
5) создание, модернизация и техническое перевооружение локальных лабораторий, опытных, научно-производственных и промышленных мощностей;
6) формирование и ведение номенклатуры лекарственных препаратов для медицинского и ветеринарного применения в целях профилактики и лечения заболеваний, полученных в результате воздействия опасных химических и биологических факторов;
7) создание средств индикации для выявления потенциально опасных химических веществ, биологических агентов и продуктов их жизнедеятельности в окружающей среде и биологических средах, а также создание средств диагностики воздействия опасных химических и биологических факторов, средств диагностики лекарственных и ветеринарных препаратов и средств защиты растений;
8) создание систем (средств) обеспечения химической и биологической безопасности в мирное и военное время для личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
9) обеспечение деятельности центров индикации и диагностики опасных инфекционных заболеваний и отравлений химическими веществами, центров проведения исследований химических веществ и смесей промышленного назначения (в том числе обеспечение их соответствия требованиям надлежащей лабораторной практики), инжиниринговых центров федерального значения в области утилизации промышленных отходов и ликвидации накопленного вреда окружающей среде, центров разработки безопасных химических технологий (включая технологии ликвидации выведенных из эксплуатации организаций, осуществлявших производство потенциально опасных химических веществ, и рекультивации территорий, загрязненных в результате хозяйственной деятельности), а также центров содействия организациям по вопросам безопасности химической продукции;
10) создание условий для проведения генетической паспортизации населения, развития технологий скрининга генофондов человека, животных и растений;
11) формирование, сохранение и развитие национальной коллекции патогенных микроорганизмов;
12) обеспечение мер физической защиты и охраны потенциально опасных химических и биологических объектов;
13) формирование и обновление запасов средств химической и биологической защиты войск (сил) и населения в мирное и военное время;
14) укрепление кадрового потенциала в области химической и биологической безопасности и совершенствование системы подготовки специалистов, в том числе:
совершенствование механизмов подготовки специалистов - токсикологов, профпатологов, эпидемиологов, бактериологов, вирусологов, паразитологов, энтомологов и эпизоотологов, а также повышение привлекательности и престижа этих специальностей;
повышение уровня подготовки кадров, в том числе административно-технического персонала, по вопросам обеспечения химической и биологической безопасности при эксплуатации потенциально опасных химических и биологических объектов, а также по вопросам их антитеррористической и противодиверсионной защиты;
развитие учебно-методических центров, созданных на базе федеральных государственных научных и образовательных организаций (в том числе военных), расположенных в федеральных округах и некоторых субъектах Российской Федерации;
разработка и внедрение образовательных программ, в том числе дополнительных профессиональных программ, по вопросам анализа химических и биологических рисков, применение технологий управления рисками;
проведение учений и тренировочных занятий по организации межведомственного взаимодействия, в том числе при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций химического и биологического характера;
15) разработка высокоэффективных средств индивидуальной и коллективной защиты, автоматизированных систем обнаружения потенциально опасных химических веществ и биологических агентов в окружающей среде и контроля за ними;
16) создание условий для обеспечения (согласно нормативам) накопления и обновления в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, создаваемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, хозяйствующими субъектами, а также запасов продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств, создаваемых органами местного самоуправления;
17) разработка и внедрение программного обеспечения для прогнозирования, оперативной оценки ситуации в области обеспечения химической и биологической безопасности в целях повышения обоснованности принятия управленческих решений;
18) принятие мер государственной поддержки, направленных на повышение уровня оснащенности и профессиональной компетенции назначенных Организацией по запрещению химического оружия российских лабораторий по анализу химических и биологических проб, а также продвижение таких лабораторий для участия в международных расследованиях случаев предполагаемого применения химического оружия;
19) обеспечение готовности российских экспертов и специализированных организаций к проведению в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 30 ноября 1987 г. № 42/37 и поручениями Генерального секретаря ООН расследований случаев предполагаемого применения химического и (или) биологического оружия;
20) организация подготовки специалистов для работы в качестве экспертов при проведении международных инспекций, а также специалистов по разработке и эксплуатации технических средств контроля в рамках Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении.
16. Основными задачами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности в части, касающейся нейтрализации химических и биологических угроз, предупреждения и минимизации химических и биологических рисков, повышения защищенности населения и окружающей среды от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов, являются:
1) совершенствование мер реагирования на химические и биологические угрозы на федеральном, региональном и местном уровнях, в том числе на основе ситуационного и имитационного моделирования параметров химической и биологической безопасности;
2) разработка и внедрение современных методов, средств и технологий защиты населения и окружающей среды от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов;
3) разработка и применение технологий диагностики, лечения и профилактики заболеваний, полученных в результате воздействия опасных химических и биологических факторов;
4) создание принципиально новых эффективных средств специфической профилактики, разработка средств и методов лечения опасных инфекционных заболеваний;
5) принятие мер по предотвращению возможности выноса работниками биологических материалов за пределы потенциально опасных биологических объектов;
6) обоснование и проведение медико-профилактических мероприятий в отношении лиц, подверженных риску негативного воздействия опасных химических и биологических факторов на потенциально опасных химических и биологических объектах и территориях, а также в зонах их влияния;
7) обеспечение проведения противоэпидемических мероприятий с использованием средств специфической профилактики инфекционных заболеваний в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
8) обеспечение проведения противоэпизоотических мероприятий с использованием средств специфической профилактики инфекционных заболеваний;
9) разработка, производство, утилизация, пополнение и обновление запасов средств индивидуальной защиты населения от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов, включая поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
10) предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций химического и биологического характера, в том числе:
совершенствование систем контроля и управления, включая систему автоматической противоаварийной защиты технологических процессов, обеспечение эффективности функционирования дежурно-диспетчерских служб потенциально опасных химических и биологических объектов;
повышение защищенности людей при возникновении чрезвычайных ситуаций от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов путем создания условий для своевременного использования средств индивидуальной защиты в местах массового скопления людей (включая общественный транспорт, остановочные пункты его движения, в том числе станции метрополитена, а также переходы, вокзалы, аэропорты);
повышение надежности функционирования и уровня безопасности потенциально опасных химических и биологических объектов, модернизация систем контроля и управления химическими и биологическими рисками при возникновении чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
расширение возможностей для доступа к информации о химической продукции (в том числе о ее свойствах, правилах безопасного обращения с химической продукцией и мерах по устранению чрезвычайных ситуаций, связанных с ее производством и обращением) на основе паспортов безопасности химической продукции;
проведение фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ по созданию химических и биологических объектов и технологий, обеспечивающих допустимый уровень негативного воздействия опасных химических и биологических факторов на население и окружающую среду;
замена физически изношенного оборудования и морально устаревших технологий более современными (в том числе позволяющими уменьшить объем используемых потенциально опасных химических веществ, применять менее опасные химические вещества или вещества в менее опасном состоянии), а также проектирование объектов с наименьшим уровнем сложности, менее чувствительных к несанкционированным воздействиям;
предотвращение несанкциони