РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства)
Добрый день!
Уважаемые члены Совета Федерации, уважаемые депутаты Государственной Думы, граждане России!
Сегодняшнее Послание сосредоточено прежде всего на вопросах нашего внутреннего социального и экономического развития. И особое внимание хотел бы уделить задачам, которые поставлены в майском указе, развёрнуты в национальных проектах. Их содержание и ориентиры отражают запросы и ожидания граждан страны. Национальные проекты построены вокруг человека, ради достижения нового качества жизни для всех поколений, которое может быть обеспечено только при динамичном развитии России.
Наши задачи носят долгосрочный характер, но работать на стратегические цели необходимо уже сегодня. Время спрессовано, я говорил об этом многократно, вы все это прекрасно знаете. Его запаса на раскачку, на дальнейшие утряски и увязки просто нет. Вообще мы этот период - формирования задач и инструментов достижения целей - считаю, прошли. И абсолютно недопустимо отступать от намеченных рубежей. Да, они сложны, эти задачи, но снижать планку конкретных ориентиров, размывать их нельзя. Они сложные, как я уже сказал, требуют больших усилий с нашей стороны, но они отвечают масштабу и скорости перемен в мире. Мы обязаны двигаться только вперёд, постоянно набирая темп этого движения. Если же кто-то предпочитает работать по накатанной, не напрягаясь, избегать инициативы и ответственности, то лучше сразу уйти. Я уже слышу, что там - нельзя, здесь - слишком сложно, там - слишком планка высокая, не получится. Вот с такими настроениями лучше к снаряду не подходить. (Аплодисменты.)
Людей не обманешь, они остро чувствуют лицемерие, неуважение к себе и любую несправедливость. Их мало интересует бюрократическая волокита, бумажная текучка. Для людей важно, что реально сделано и как это улучшает их жизнь, жизнь их семей, и не когда-нибудь, а сейчас. Мы не должны повторять ошибок прошлых десятилетий и ждать пришествия коммунизма, нужно сейчас менять ситуацию к лучшему. И потому работа исполнительной власти на всех уровнях должна быть слаженной, содержательной, энергичной. Задавать такой тон обязано Правительство Российской Федерации.
При этом хочу подчеркнуть и повторить: наши проекты развития, они не федеральные и тем более не ведомственные, они именно национальные, и их результаты должны быть видны в каждом субъекте Федерации, в каждом муниципалитете. Здесь, на земле, реализуется основной массив конкретных задач.
Подчеркну: благодаря многолетнему общему труду и достигнутым результатам сейчас мы можем направить и сконцентрировать на целях развития колоссальные, - во всяком случае, для нашей страны, - колоссальные финансовые ресурсы. Нам их никто не подарил, мы не взяли их взаймы - эти средства заработаны миллионами наших граждан, всей страной. Ими нужно распорядиться так, чтобы приумножить богатство России и благополучие российских семей.
Уже в ближайшее время, в этом году, люди должны почувствовать реальные изменения к лучшему. Именно на основе мнений, оценок граждан в начале следующего года подведём первые итоги работы по национальным проектам и сделаем соответствующие выводы о качестве и результатах работы всех уровней исполнительной власти.
Уважаемые коллеги!
Теперь о наших задачах более конкретно и, прежде всего, о ключевой из них - о сбережении народа, а значит - о всемерной поддержке семей. Для нашего общества, для многонационального народа именно семья, рождение детей, продолжение рода, уважение к старшим поколениям были и остаются мощным нравственным каркасом. Мы делали и будем делать всё для укрепления семейных ценностей. Это вопрос нашего будущего, общая задача для государства, для гражданского общества, для религиозных организаций, политических партий и средств массовой информации.
Россия вошла сейчас в очень сложный демографический период: рождаемость, как вы знаете, снижается. Уже говорил, что причины здесь чисто объективные. Они связаны с теми огромными людскими потерями, которые понесла наша страна в XX веке во время Великой Отечественной войны и в драматичные годы после развала СССР. Но это не значит, что мы должны принять такую ситуацию, смириться с фактом - конечно, нет. Мы смогли переломить негативные демографические тенденции в начале 2000 годов, когда казалось, - а тогда страна была в очень сложном положении, - что это вообще сделать невозможно, но мы это сделали. И убеждён, что вновь способны это сделать, на рубеже 2023 - 2024 годов добиться возобновления естественного прироста населения.
Сегодня хочу сказать о новом пакете уже подготовленных мер по поддержке семей.
Первое. Важно, чтобы рождение и воспитание детей не означало для семьи риска бедности, резкого снижения уровня благосостояния. Вы знаете, что у нас уже предусмотрены выплаты на первых и вторых детей в возрасте до полутора лет. На первого ребёнка выплаты идут из федерального бюджета, на второго ребёнка семья может получить выплаты из средств материнского капитала. Сумма выплаты зависит от прожиточного минимума ребёнка в конкретном регионе Федерации: от 8 тыс. рублей, скажем, в Белгородской области, до 22 тыс. рублей в Чукотском автономном округе. А в среднем по стране это более 11 тыс. рублей на ребёнка в месяц. Сейчас такие выплаты получают семьи, чьи доходы не превышают полутора прожиточных минимумов на человека. Пора сделать следующий шаг.
Предлагаю с 1 января 2020 года поднять планку до двух прожиточных минимумов на членов семьи. (Аплодисменты.) Такие запросы есть у людей, мы видим их, они напрямую поступают в Администрацию Президента. Это позволит практически в полтора раза увеличить число семей, которые получают право на дополнительные выплаты. Помощью государства смогут воспользоваться порядка 70 процентов семей, где рождаются первые и вторые дети.
Второе. Сегодня пособие по уходу за детьми с инвалидностью и за инвалидами с детства первой группы всего 5,5 тыс. рублей. Предлагаю уже с 1 июля текущего года повысить его до 10 тыс. рублей. (Аплодисменты.) Понимаю, конечно, что и это немного, и тем не менее такая мера станет дополнительной поддержкой для семей, где ребёнок нуждается в особой заботе.
Третье. Доходы российских семей, безусловно, должны расти. Это серьёзная, комплексная задача, подробно о ней ещё скажу чуть ниже. Но нужны и решения прямого действия, и прежде всего, должна быть снижена налоговая нагрузка на семью. Принцип должен быть очень простой: больше детей - меньше налог. (Аплодисменты.)
Предлагаю увеличить федеральную льготу по налогу на недвижимое имущество для многодетных семей: дополнительно освободить от налога по 5 кв. м в квартире и по 7 кв. м в доме на каждого ребёнка.
Для примера. Что это значит? Сейчас налогом не облагаются 20 метров площади квартиры. Если в семье трое детей, то из-под налогообложения будет выведено ещё 15 метров.
Что касается земельных участков, принадлежащих многодетным семьям, то предлагаю освободить от налога 6 соток и таким образом полностью вывести из-под налогообложения наиболее распространённые по площади участки. (Аплодисменты.) Напомню: данную льготу мы уже предусмотрели для пенсионеров, а также для граждан предпенсионного возраста.
Конечно, во многих субъектах Федерации действуют свои налоговые вычеты по земле и имуществу для многодетных семей, но именно федеральный статус этой льготы гарантирует её применение повсеместно. А регионы - прошу предложить дополнительные налоговые меры поддержки семей с детьми.
Четвёртое. Правительству и Центральному банку нужно последовательно выдерживать линию на снижение ставок по ипотеке до 9 процентов, а затем до 8 процентов и ниже, как это и установлено в майском указе. При этом, разумеется, особые меры поддержки мы должны предусмотреть для семей с детьми.
Напомню, с прошлого года для семей, в которых родился второй или последующий ребёнок, действует программа льготной ипотеки. Напомню, ставка для них - 6 процентов. Всё, что выше, субсидируется государством. Однако льготой воспользовалось всего 4500 семей. Возникает вопрос: почему? Значит, предложенные условия в чём-то людям не подходят, и понятно, в чём, понятно, почему. Семья, принимая решение о покупке жилья, строит, конечно, планы на длительную, среднесрочную как минимум перспективу, вдолгую. А сейчас, получается, взяли кредит, начали его погашать, а льгота заканчивается, потому что ставка субсидируется только первые три или пять лет кредита. Предлагаю установить льготу на весь срок действия ипотечного кредита. (Аплодисмены.)
Да, конечно, это потребует дополнительных денег, и не маленьких: в 19 году - 7,6 млрд рублей, в 20-м - 21,7 млрд рублей, в 21 году - 30,6 млрд рублей. Но, по оценкам, программа может охватить 600 тыс. семей. Безусловно, надо эти деньги найти. Мы знаем, где их взять. Они у нас есть, и нужно их использовать на таких важнейших для нас направлениях.
И ещё одно решение прямого действия. С учётом устойчивости и стабильности макроэкономической ситуации в стране, роста доходов государства считаю возможным ввести дополнительную меру поддержки семей, где рождается третий или последующий ребёнок, а именно: напрямую из федерального бюджета оплатить, погасить за такую семью 450 тыс. рублей из её ипотечного кредита. (Аплодисменты.)
При этом предлагаю запустить эту меру, что называется, задним числом - с 1 января 2019 года. (Аплодисменты.) Посмотрите, что у нас получится. Если сложить с материнским капиталом, который также можно направлять на погашение ипотеки, получается более 900 тыс. рублей. Во многих регионах это существенная часть стоимости квартиры. (Аплодисменты.)
Обращаю внимание и Правительства, и депутатов Государственной Думы, если потребуется, нужно будет внести и соответствующие коррективы в бюджет. В 2019 году на это потребуется дополнительно 26,2 млрд рублей, в 2020-м - 28,6 млрд рублей, а в 2021-м - 30,1 млрд рублей. Деньги большие, надо их предусмотреть и использовать на этом важнейшем, как я уже сказал, направлении.
Необходимо предоставить семье возможность не только покупать готовое жильё, но и строить свой дом на своей земле. Я прошу Правительство совместно с Центральным банком разработать удобные и, главное, доступные финансовые инструменты для поддержки индивидуального жилищного строительства, поскольку эта сфера не охвачена сегодня ипотекой. (Аплодисменты.)
И конечно, справедливо должен рассчитываться налог на землю. Понятно, что может меняться кадастровая или рыночная стоимость объекта, но в любом случае сумма налога не должна скакать, непредсказуемо меняться. Мы уже ограничили 10 процентами годовой рост налогового платежа для жилой недвижимости. Предлагаю установить такой же предел и для земельных участков. (Аплодисменты.)
Далее. Сегодня, когда строительные компании передают государству или муниципалитетам социальные объекты, они вынуждены ещё и заплатить с них налог на прибыль и НДС. Нужно освободить застройщиков от этого бремени (аплодисменты), имею в виду, в том числе, и наши новации в строительной сфере, и тем самым стимулировать именно комплексное развитие наших городов и посёлков, когда рядом с жильём есть всё необходимое семье - и поликлиника, и школа, и спортивные площадки, чтобы родители могли работать, учиться, быть счастливыми, получать удовольствие от отцовства и материнства. Мы уже обеспечили практически повсеместную доступность детских садов, но до конца 2021 года нужно полностью решить проблему с яслями - создать в них не менее 270 тыс. новых мест, включая негосударственный сектор, причём 90 тыс. мест должно быть создано уже в этом году. Всего же за три года на эти цели должно быть направлено 147 млрд рублей из федерального и региональных бюджетов.
Добавлю, что запись в ясли, в детский сад, оформление льгот, пособий, налоговых вычетов, о которых я уже говорил, и которые, надеюсь, ещё мы с вами предложим - всё это должно происходить без дополнительных заявлений, лишних бумажек и походов по инстанциям. До конца 2020 года предоставление всех ключевых государственных услуг следует перевести именно в такой проактивный формат, когда человеку достаточно выслать запрос на необходимую услугу, а остальное система должна сделать самостоятельно, автоматически.
Что хотел бы подчеркнуть: предложенный сегодня пакет мер по поддержке семьи не должен быть исчерпывающим, он именно первоочередной. С учётом сложностей демографического вызова, с которым сталкивается Россия, будем и дальше наращивать ресурсы на этом направлении. Прошу вас всех, уважаемые коллеги, и Правительство, и Федеральное Собрание, думать на эту тему и предлагать решение. (Аплодисменты.)
Уважаемые коллеги!
Решение демографических проблем, рост продолжительности жизни, снижение смертности прямо связаны с преодолением бедности. Напомню, в 2000 году за её чертой находилось более 40 млн человек, сейчас около 19 миллионов, но и это слишком много, слишком много. А у нас была ситуация, когда это количество ушло к 15 миллионам, сейчас оно опять немножко подросло. Надо, безусловно, сосредоточить на этом наше внимание - на борьбе с этим явлением. Причём серьёзные материальные проблемы испытывают ещё больше людей на самом деле, чем те, которые официально находятся за этой чертой. Они вынуждены экономить на самом необходимом: одежде, лекарствах, даже на еде. Среди тех, кто чаще всего сталкивается с бедностью, - это многодетные, неполные семьи, семьи, где есть инвалиды, а также одинокие пенсионеры и люди, которые не могут найти достойную работу, хорошо оплачиваемую работу, потому что её просто нет или им не хватает квалификации.
Причин для бедности на самом деле не только в нашей стране, в мире вообще, очень много, но она всегда буквально придавливает человека, лишает его жизненных перспектив. Государство должно помочь людям, помочь выйти из сложной жизненной ситуации. Опыт некоторых наших регионов показывает, что эффективно можно работать на этом направлении (я назову эти регионы - это Калужская, Ульяновская, Томская, Вологодская, Нижегородская области, ряд других регионов России), что работающим механизмом такой поддержки может стать так называемый социальный контракт.
Как он действует? Что это такое? Государство оказывает гражданам помощь в трудоустройстве, повышении квалификации, предоставляет семье финансовые средства (кстати, приличные, речь идёт о десятках тысяч рублей) на организацию подсобного хозяйства или небольшого собственного дела. И подчеркну: для каждого предлагается индивидуальная программа поддержки, исходя из конкретной ситуации. При этом человек, который берёт эти ресурсы, он на себя берёт одновременно и определённые обязательства: пройти переобучение, найти в соответствии с этим работу, обеспечивать свою семью, детей устойчивым доходом. В мире такой механизм действует и работает достаточно эффективно. И для тех, кто действительно стремится изменить свою жизнь, социальный контракт даёт возможность сделать это. По оценкам, за пять лет такой поддержкой смогут воспользоваться более 9 млн человек. Поручаю Правительству, уже начиная со следующего года, на условиях софинансирования оказать содействие субъектам Федерации, которые активно внедряют практику социального контракта.
Далее. Сегодня многие граждане, семьи берут кредиты на различные цели, потребительские кредиты. Конечно, нужно понимать свою ответственность, рассчитывать силы. Всё это понятно. Но в жизни может случиться всё, и бывает всё, и потеря работы, и тяжёлая болезнь, и в этой ситуации загонять человека в тупик - последнее дело, да и бессмысленно даже с экономической точки зрения. Для защиты людей нужны дополнительные законодательные гарантии. Так, предлагаю предусмотреть ипотечные каникулы (мы недавно говорили об этом в Казани), то есть отсрочку по платежам для граждан, которые лишились дохода. Дать им возможность сохранить своё единственное жильё, а кредит передвинуть, погасить позднее. (Аплодисменты.) Это непростая задача, здесь нужно подумать, как организовать работу так, чтобы и финансовым организациям не навредить, и человека поддержать. Но это можно сделать.
Также прошу Банк России и правоохранительные органы в кратчайшие сроки навести порядок на рынке микрокредитования, оградить людей от обмана, мошенничества и настоящего вымогательства подчас со стороны недобросовестных кредиторов.
Подчеркну: и в решении проблемы бедности, и в развитии системы социальной поддержки важно дойти до каждой нуждающейся семьи, разобраться в её проблемах. Ни в коем случае нельзя отказывать в помощи только потому, что жизненные обстоятельства человека немного где-то и как-то не вписываются в формальные критерии той или иной нашей программы.
И конечно, нужно щепетильно, внимательно относиться к каждой детали. В качестве примера, не очень хорошего примера для нашей работы, хочу сказать о следующем: в этом году были проиндексированы пенсии в рамках пенсионной реформы. Но если доход пенсионера превысил прожиточный минимум, то ему перестали выплачивать социальную доплату в прежнем размере (или вообще перестали, или снизили её). В результате - прибавки к пенсии либо вообще нет, либо она оказалась гораздо меньше, чем человек ожидал. И многие люди с полным на то основанием чувствуют себя обманутыми. Многие здесь, в зале, наверное, понимают, о чём идёт речь. (Аплодисменты.) Мы ведь или из регионального, или из федерального бюджета доплачивали до так называемого прожиточного минимума пенсионера. Проиндексировали ему пенсию, и получилось, что его доход сравнялся либо превысил прожиточный минимум. И перестали эти доплаты делать, вот и всё.
Необходимо было учесть все нюансы. Однако этого сделано не было, а такого быть, конечно, не должно. Возникшую несправедливость (а это, безусловно, так и есть) надо немедленно устранить. Уже с текущего года индексация пенсий и ежемесячных денежных выплат должна осуществляться в любом случае сверх уровня прожиточного минимума пенсионера, который устанавливается ежегодно. (Аплодисменты.) То есть государство сначала, сперва должно довести пенсию до прожиточного минимума, а уже после этого проводить индексацию самой пенсии и ежемесячных денежных выплат. Выплаты за первые месяцы текущего года нужно пересчитать (аплодисменты) и доплатить людям те деньги, которые они недополучили.
И что особо хочу сейчас отметить: все, кто работает в социальной сфере, приходит на государственную или муниципальную службу решать насущные проблемы граждан, конечно же, должны соответствовать самым строгим профессиональным требованиям. Я думаю, что в основном так оно и есть. Конечно, это очень сложная работа, мы с вами понимаем, работа с людьми каждый день с утра до вечера - это сложная судьба на самом деле. Но если уж пришёл, то надо понимать, что не менее важно чувствовать людей, сопереживать им, знать их заботы и тревоги и тем более - никогда не допускать высокомерного отношения, неуважения к гражданам ни в словах, ни в действиях. Я прошу помнить об этом всегда. (Аплодисменты.)
Уважаемые коллеги!
Следующая важная тема - здравоохранение. Знаю, что уровень доступности медицинской помощи, с одной стороны, вроде как растёт, и действительно растёт. Но тем не менее многих граждан не устраивает нынешнее состояние здравоохранения. И понятно, с чем это связано. Ведь об этой системе, как правило, судят по первичному звену: поликлиникам, амбулаториям, фельдшерским, акушерским пунктам. Именно к их работе у людей больше всего претензий. Зачастую к нужному специалисту многодневная очередь, невозможно быстро и бесплатно пройти необходимое обследование, а в отдалённых населённых пунктах остается проблема даже попасть к медицинскому работнику, просто попасть на приём. Да, число фельдшерско-акушерских пунктов и мобильных медицинских комплексов растёт, однако там, где их до сих