их полномочиями), а также обеспечить возможность наложения на указанные помещения средств таможенной идентификации.
6. К обустройству, оборудованию и месту расположения магазина беспошлинной торговли предъявляются следующие требования:
1) территории магазина беспошлинной торговли не должны включать объекты, не связанные с его функционированием и обеспечением его работы;
2) складом магазина беспошлинной торговли может являться только помещение. Использование в качестве склада магазина беспошлинной торговли открытых площадок не допускается. На складе магазина беспошлинной торговли не могут располагаться коридоры для прохода лиц, тамбуры, вестибюли, административно-бытовые и технические помещения, а также места для хранения упаковочных и обвязочных материалов, технологического оборудования, инвентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки. На складе магазина беспошлинной торговли должно быть весовое оборудование с различными пределами взвешивания, обеспечивающее возможность взвешивания товаров, предполагаемых к реализации в магазине беспошлинной торговли;
3) территории магазина беспошлинной торговли должны располагаться таким образом, чтобы исключить возможность поступления или изъятия товаров помимо таможенного контроля;
4) торговые залы магазина беспошлинной торговли, предназначенные для реализации товаров физическим лицам:
а) убывающим с таможенной территории Союза, должны быть расположены в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза таким образом, чтобы была исключена возможность оставления товаров, приобретенных в магазине беспошлинной торговли, на таможенной территории Союза, в том числе путем передачи их физическим лицам, остающимся на этой территории;
б) прибывающим на таможенную территорию Союза, должны быть расположены в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза воздушным или водным транспортом, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 178 настоящего Федерального закона, таким образом, чтобы была исключена возможность доступа лиц, не прибывающих на таможенную территорию Союза, а также чтобы исключалась возможность оставления товаров, приобретенных в магазине беспошлинной торговли, на таможенной территории Союза помимо таможенного контроля, в том числе путем передачи их физическим лицам, не осуществляющим прибытие на таможенную территорию Союза;
в) выезжающим из Российской Федерации в другое государство - член Союза, должны быть расположены в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза воздушным транспортом таким образом, чтобы была исключена возможность реализации товаров физическим лицам, не выезжающим из Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 28.06.2022 № 214-ФЗ)
г) въезжающим в Российскую Федерацию из другого государства - члена Союза, должны быть расположены в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза воздушным транспортом таким образом, чтобы была исключена возможность реализации товаров физическим лицам, не въезжающим в Российскую Федерацию;
5) торговые залы магазинов беспошлинной торговли для физических лиц, убывающих с территории Российской Федерации, должны находиться за пределами места, определенного для проведения таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами при следовании через таможенную границу Союза;
6) торговые залы магазина беспошлинной торговли для физических лиц, прибывающих на территорию Российской Федерации, должны быть расположены до места пересечения физическими лицами линии входа (въезда) в "зеленый коридор" либо иного места, пересечение которого рассматривается в качестве заявления об отсутствии товаров, подлежащих таможенному декларированию;
7) склады магазина беспошлинной торговли могут располагаться вне мест перемещения товаров через таможенную границу Союза, но в пределах региона деятельности таможенного органа, в котором функционирует магазин беспошлинной торговли, включившего юридическое лицо в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли;
8) территории магазина беспошлинной торговли должны быть оборудованы круглосуточной системой видеонаблюдения, обеспечивающей возможность ведения наблюдения за магазином беспошлинной торговли в режиме реального времени и позволяющей хранить данные не менее тридцати календарных дней, с предоставлением доступа к ней таможенным органам, осуществляющим контроль за деятельностью магазина беспошлинной торговли.
7. Не допускается использование территорий магазина беспошлинной торговли для хранения и реализации товаров, не заявленных к таможенной процедуре беспошлинной торговли.
8. Допускается перемещение товаров, заявленных к таможенной процедуре беспошлинной торговли, между магазином беспошлинной торговли и специализированными таможенными органами в случае, если в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру беспошлинной торговли, требуется проведение иных видов государственного контроля, осуществляемых в таких таможенных органах в порядке, определенном частью 9 настоящей статьи.
9. Порядок функционирования магазина беспошлинной торговли определяется владельцем магазина беспошлинной торговли по согласованию с таможней, в регионе деятельности которой будет функционировать магазин беспошлинной торговли.
10. Порядок функционирования магазина беспошлинной торговли должен содержать:
1) время работы магазина беспошлинной торговли;
2) порядок приема товаров на склад магазина беспошлинной торговли;
3) порядок перемещения товаров между территориями магазина беспошлинной торговли;
4) порядок перемещения товаров, заявленных к таможенной процедуре беспошлинной торговли, между магазином беспошлинной торговли и специализированными таможенными органами;
5) категория (категории) лиц, указанных в пункте 2 статьи 243 Кодекса Союза, которым будет производиться продажа товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли.
11. Порядок функционирования магазина беспошлинной торговли также может содержать иные сведения.
12. Порядок функционирования магазина беспошлинной торговли, направленный в таможенный орган, указанный в части 9 настоящей статьи, должен быть рассмотрен в течение десяти рабочих дней с момента его поступления в указанный таможенный орган.
13. При внесении изменений в порядок функционирования магазина беспошлинной торговли такие изменения должны быть согласованы с таможенным органом, указанным в части 9 настоящей статьи.
14. В случае отказа таможенного органа в согласовании порядка функционирования магазина беспошлинной торговли указываются все причины, послужившие основанием для такого отказа, и рекомендации по их устранению.
15. Правительством Российской Федерации могут определяться порядок учреждения магазинов беспошлинной торговли, порядок их функционирования.
16. Требования к расположению, обустройству и оборудованию магазинов беспошлинной торговли, в которых осуществляется реализация товаров физическим лицам, указанным в подпункте 4 пункта 2 статьи 243 Кодекса Союза, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 381. Правила реализации товаров в магазинах беспошлинной торговли
1. Правительством Российской Федерации могут определяться правила реализации товаров в магазинах беспошлинной торговли.
2. Реализация товаров в магазинах беспошлинной торговли допускается категориям лиц, указанным в порядке функционирования магазина беспошлинной торговли.
3. При реализации товаров в магазинах беспошлинной торговли в фискальных документах могут указываться сведения о лице, которому реализуются товары. Случаи указания таких сведений и состав сведений определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.
4. В случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации и (или) Правительством Российской Федерации, на товары, реализуемые в магазинах беспошлинной торговли, наносится маркировка.
Глава 66. Уполномоченный экономический оператор
Статья 382. Реестр уполномоченных экономических операторов
1. Реестр уполномоченных экономических операторов ведет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
2. Порядок включения юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов и исключения его из такого реестра, порядок выдачи, приостановления и возобновления действия свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, а также порядок ведения реестра уполномоченных экономических операторов, формы документов, оформляемых при ведении данного реестра, порядок и сроки совершения действий, принятия решений в части, не урегулированной международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и настоящим Федеральным законом, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.
3. Форматы и структура документов, оформляемых при ведении реестра уполномоченных экономических операторов, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
4. Юридическое лицо может быть включено в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства первого и (или) второго типов или третьего типа.
Статья 383. Условия включения юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов
1. Условия включения юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства первого типа установлены пунктом 1 статьи 433 Кодекса Союза.
2. Условия включения юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства второго типа установлены пунктом 3 статьи 433 Кодекса Союза.
3. Условия включения юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства третьего типа установлены пунктом 5 статьи 433 Кодекса Союза.
4. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 433 Кодекса Союза условием включения юридического лица (заявителя) в реестр уполномоченных экономических операторов является осуществление этим юридическим лицом внешнеэкономической деятельности, деятельности в сфере таможенного дела в качестве таможенного представителя, владельца склада временного хранения или таможенного склада не менее трех лет до дня регистрации таможенным органом заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, в течение которых:
1) лицом, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, за исключением деятельности по оказанию услуг по перевозке товаров, за каждый год было подано не менее двадцати деклараций на товары или суммарная стоимость перемещенных товаров через таможенную границу Союза за каждый год составила не менее суммы, эквивалентной семистам пятидесяти тысячам евро по официальному курсу иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленному Центральным банком Российской Федерации, действующему на день регистрации таможенным органом заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов;
2) лицом, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела в качестве таможенного представителя, за каждый год было подано не менее трехсот таможенных деклараций или суммарная стоимость товаров, заявленная в поданных им таможенных декларациях, за каждый год составила не менее суммы, эквивалентной одному миллиону евро по официальному курсу иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленному Центральным банком Российской Федерации, действующему на день регистрации уполномоченным таможенным органом заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов;
3) лицом, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела в качестве владельца склада временного хранения, таможенного склада, осуществлено хранение товаров, суммарная стоимость которых за каждый год составила не менее суммы, эквивалентной восьми миллионам евро по официальному курсу иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленному Центральным банком Российской Федерации, действующему на день регистрации уполномоченным таможенным органом заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов.
5. В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 433 Кодекса Союза условием включения юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов является отсутствие фактов привлечения юридического лица к административной ответственности в течение одного года до дня регистрации уполномоченным таможенным органом заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов:
1) в Российской Федерации - за административные правонарушения, отнесенные к компетенции таможенных органов Российской Федерации, с учетом обстоятельств, предусмотренных частью 6 настоящей статьи;
2) в других государствах - членах Союза - за административные правонарушения, привлечение к которым законодательством этих государств - членов Союза определено в качестве основания для отказа во включении в реестр уполномоченных экономических операторов, с учетом особенностей, установленных законодательством государств - членов Союза.
6. Уполномоченный таможенный орган принимает решение о включении юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов при наличии фактов привлечения такого лица к административной ответственности за совершение отнесенных к компетенции таможенных органов административных правонарушений в течение одного года до дня регистрации уполномоченным таможенным органом заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов при соблюдении следующих условий:
1) постановления по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов, исполнены таким юридическим лицом в сроки, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
2) в течение срока, в котором лицо считается подвергнутым административному наказанию, отсутствуют факты назначения три и более раза юридическому лицу административного наказания в виде конфискации орудия или предмета административного правонарушения, отнесенного к компетенции таможенных органов;
3) общая сумма административных штрафов за период, в котором лицо считается подвергнутым административному наказанию, не превышает:
а) для лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, - 1 процент общего размера уплаченных указанным лицом ввозных таможенных пошлин, налогов за тот же период;
б) для лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, за исключением таможенных представителей, - 0,1 процента стоимости (таможенной стоимости) товаров, в отношении которых лицом осуществлялась деятельность в сфере таможенного дела за тот же период;
в) для таможенных представителей - 0,5 процента таможенной стоимости товаров, в отношении которых таможенным представителем были поданы таможенные декларации за тот же период.
7. В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 433 Кодекса Союза условием включения юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов является отсутствие фактов привлечения к уголовной ответственности физических лиц государств - членов Союза, являющихся акционерами юридического лица, имеющими 10 и более процентов акций юридических лиц, претендующих на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, его учредителями (участниками), руководителями, главными бухгалтерами:
1) в Российской Федерации - за совершение преступлений, предусмотренных статьями 159, 169, 171, 1711, 172, 1731 - 175, 180, 186, 189 - 1911, 193 - 194, 198 - 1992, 2001, 2002, 210, 2261 и 2291 Уголовного кодекса Российской Федерации;
2) в других государствах - членах Союза - за преступления, привлечение к которым законодательством этих государств - членов Союза определено в качестве основания для отказа во включении в реестр уполномоченных экономических операторов.
8. В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 433 Кодекса Союза условием включения юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов является наличие у юридического лица системы учета товаров, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций, отвечающей типовым требованиям, установленным Комиссией, а также следующим требованиям:
1) осуществление раздельного учета операций с иностранными товарами и товарами Союза;
2) обеспечение для должностных лиц таможенных органов возможности доступа (в том числе удаленного) к системе учета товаров;
3) обеспечение информационной системы юридического лица средствами защиты содержащейся в ней информации для предотвращения несанкционированного доступа, возможности незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней, и постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.
9. Порядок доступа таможенных органов к системе учета товаров юридического лица определяется в соглашении, указанном в статье 386 настоящего Федерального закона, заключаемом между уполномоченным экономическим оператором и таможенным органом, в котором планируется применение специальных упрощений.
10. В соответствии с пунктом 6 статьи 433 Кодекса Союза дополнительными условиями включения юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов являются:
1) юридическое лицо на дату подачи заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и в период рассмотрения данного заявления не должно находиться в стадии реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования), ликвидации либо банкротства;
2) неприменение юридическим лицом упрощенной системы налогообложения;
3) юридическое лицо не является:
а) казенным предприятием;
б) организацией или государственным унитарным предприятием таможенных органов;
в) организацией, участником (членом) которой прямо или косвенно является организация или государственное унитарное предприятие, указанные в части 1 статьи 274 настоящего Федерального закона;
г) юридическим лицом, исключенным из реестра уполномоченных экономических операторов по основаниям, предусмотренным пунктами 2 - 6 части 1 статьи 389 настоящего Федерального закона, до истечения одного года со дня исключения такого юридического лица из реестра уполномоченных экономических операторов;
д) взаимосвязанным по отношению к юридическому лицу, исключенному из реестра уполномоченных экономических операторов по основаниям, предусмотренным подпунктами 4 - 7 пункта 8 статьи 435 Кодекса Союза, пунктами 2 - 6 части 1 статьи 389 настоящего Федерального закона, до истечения одного года со дня исключения такого юридического лица из реестра уполномоченных экономических операторов;
4) отсутствие неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений, предусмотренных статьями 159, 169, 171, 1711, 172, 1731 - 175, 180, 186, 189 - 1911, 193 - 194, 198 - 1992, 2001, 2002, 210, 2261 и 2291 Уголовного кодекса Российской Федерации, у руководителя юридического лица и его главного бухгалтера.
11. В случаях, предусмотренных Комиссией, порядок определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.
12. В случае, если финансовая устойчивость юридического лица, осуществ