проекты будут притягивать наших соотечественников и учёных из других стран. В этой связи нужно оперативно сформировать правовую основу для работы в России международных исследовательских коллективов.
В полную силу должны заработать мощные научно-образовательные центры. Они будут интегрировать возможности университетов, академических институтов, высокотехнологичных компаний. Такие центры уже формируются в Казани и Самаре, Томске и Новосибирске, Екатеринбурге и Тюмени, Владивостоке, Калининграде, в других городах. Важно нацелить их на реализацию крупных междисциплинарных проектов, в том числе в такой перспективной сфере, как геномные исследования. Кардинальный прорыв по этому направлению откроет путь к созданию новых методик диагностики, предупреждения, борьбы со многими заболеваниями, расширит возможности в селекции, в сельском хозяйстве.
Необходимо закрепить превосходство отечественной математической школы. Это сильное конкурентное преимущество в эпоху цифровой экономики. Площадками для такой работы станут и международные математические центры. Сегодня они действуют уже в Казани и Новосибирске. В рамках принятых решений мы откроем их и в Петербурге, Москве и дополнительно в Сочи. (Аплодисменты.)
Российская молодёжь уже доказывает своё лидерство и в науке, и в других сферах. В прошлом году на международных олимпиадах школьники завоевали 38 медалей. Наши команды с триумфом выиграли олимпиады по естественно-научным дисциплинам и робототехнике, одержали победу на чемпионате мира по профессиональному мастерству. Наши студенты уже в 12-й раз стали сильнейшими по программированию. (Аплодисменты.)
Опираясь на лучшие практики и опыт, нам нужно в короткие сроки провести модернизацию системы профессионального образования, добиться качественных изменений в подготовке студентов (прежде всего по передовым направлениям технологического развития), сформировать ступень "прикладного бакалавриата" по тем рабочим профессиям, которые фактически требуют инженерного образования, а также организовать центры опережающей профессиональной переподготовки и повышения квалификации для уже работающих граждан.
Также предлагаю создать максимально удобные, привлекательные условия для того, чтобы талантливая молодёжь из других стран приезжала учиться в наши университеты. Они приезжают, но нужно создать условия, чтобы лучшие иностранные выпускники наших вузов оставались работать в России. Это в полной мере касается зарубежных учёных и квалифицированных специалистов.
Считаю, что надо серьёзно усовершенствовать и процедуру предоставления гражданства Российской Федерации. Фокус внимания должен быть на тех, кто нужен стране, - на молодых, здоровых, хорошо образованных людях. Для них нужно создать упрощённую систему получения гражданства России. (Аплодисменты.)
Уважаемые коллеги!
Чтобы обеспечить прорывное развитие, вывести на новый уровень образование, здравоохранение, качество городской среды и инфраструктуру, в ближайшие шесть лет нам потребуется направить на эти цели значительные дополнительные финансовые ресурсы. Вопрос: за счёт чего? За счёт чего планируется изыскать эти средства?
Прежде всего, нужно чётко выстроить приоритеты и повысить эффективность государственных расходов, энергичнее привлекать частные ресурсы для финансирования крупных проектов.
Также будущему Правительству предстоит как можно быстрее сформировать новые налоговые условия. Они должны быть стабильны и зафиксированы на предстоящие годы. Подчеркну, нам нужны такие фискальные решения, которые обеспечат пополнение бюджетов, причём всех уровней, а также исполнение всех социальных обязательств и при этом будут не сдерживать, а стимулировать экономический рост. (Аплодисменты.)
Именно наращивание экономического потенциала страны, каждого региона - главный источник дополнительных ресурсов. Для этого нам нужна экономика с темпами роста выше мировых. Непростая задача. (Аплодисменты.) Но это не благое пожелание, а базовое условие для прорыва в решении социальных, инфраструктурных, оборонных и других задач.
Достижение таких темпов роста должно стать ключевым ориентиром для нового Правительства. За последние годы мы укрепили устойчивость национальной экономики. Значительно снизилась зависимость экономики и бюджета от колебаний цен на энергоносители. Мы нарастили объём золотовалютных резервов, инфляция опустилась на рекордно низкий уровень - чуть больше 2 процентов.
Конечно, мы с вами понимаем, что по целому ряду товаров первой необходимости рост цен остаётся существенно выше. За этим нужно внимательно следить, наблюдать жёстко, в том числе антимонопольной службе. Но в целом такой низкий уровень инфляции даёт дополнительные возможности для развития. Напомню, ещё в 2015 году, совсем недавно, инфляция составляла почти 13 процентов - 12,9.
В России сегодня, по сути, сформирована новая макроэкономическая реальность с общей устойчивостью экономики и низкой инфляцией. Для граждан это условие для роста реальных доходов, снижение стоимости ипотеки, для бизнеса - предсказуемость в работе и более дешёвый кредит. Бизнес должен тоже адаптироваться, привыкнуть к этим новым макроэкономическим условиям. И наконец, это позволяет привлекать длинные заёмные средства и частные инвестиции в масштабные инфраструктурные проекты. Сейчас у нас есть возможность, не разгоняя инфляцию, сохраняя очень аккуратный, ответственный подход, постепенно снижать процентные ставки, повышать доступность кредита. (Аплодисменты.)
Рассчитываю здесь на поддержку со стороны Банка России, что, принимая свои решения, реализуя меры денежно-кредитной политики, развивая финансовые рынки, он будет работать в контакте с Правительством в интересах общей цели - создания условий для повышения темпов экономического роста.
Для дальнейшего изменения структуры национальной экономики, наращивания её конкурентоспособности необходимо на принципиально ином уровне задействовать источники роста. Где они?
Прежде всего, надо увеличить производительность труда на новой технологической, управленческой и кадровой основе. По этому показателю мы всё ещё заметно отстаём. Необходимо добиться, чтобы производительность труда на средних и крупных предприятиях базовых отраслей (а это промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство, торговля) росла темпами не ниже 5 процентов в год, что позволит к концу следующего десятилетия выйти на уровень ведущих экономик мира.
Хочу подчеркнуть, что повышение производительности труда - это и рост заработных плат, а значит и потребительского спроса, а это, в свою очередь, дополнительный драйвер для развития экономики.
Все наши действия должны подталкивать компании к выпуску технически сложной продукции, к внедрению более эффективных технологий. Нужно провести инвентаризацию субсидий и других инструментов прямой поддержки отраслей, нацелить их на создание конкурентных товаров.
Второй источник роста - это увеличение инвестиций. Мы уже ставили задачу - довести их до 25 процентов от ВВП, затем и до 27 процентов. Задача, к сожалению, пока не решена. Чтобы обеспечить устойчивый рост, нам необходимо это сделать, сделать во что бы то ни стало. Рассчитываю, что новое Правительство совместно с Банком России представит конкретный план действий по этому направлению. Инвестиции должны пойти прежде всего на модернизацию, на технологическое перевооружение производств, обновление промышленности. Нам нужно обеспечить здесь высочайшую динамику, выйти на уровень, когда в среднем каждое второе предприятие в течение года осуществляет технологические изменения. Вот тогда будет заметно обновление экономики и промышленности.
Третий масштабный резерв экономического роста - это развитие малого и среднего предпринимательства. К середине следующего десятилетия его вклад в ВВП страны должен приблизиться к 40 процентам, а число занятых здесь вырасти с 19 до 25 млн. человек.
Одна из ключевых проблем, которая волнует предпринимателей, - трудно получить доступ к финансовым ресурсам. Сейчас Правительство осуществляет программу, по которой малый производственный бизнес может взять кредит под фактическую ставку в 6,5 процента. Считаю, что её нужно обязательно продолжить, а главное, обеспечить реальную доступность такого инструмента поддержки.
И наконец, ещё один источник роста - это развитие несырьевого экспорта. Нужно снять здесь все административные барьеры, создать режим наибольшего благоприятствования для тех компаний, которые работают, выходят на внешний рынок. В течение шести лет мы должны практически удвоить объём несырьевого, неэнергетического экспорта до 250 млрд. долларов. (Аплодисменты.) В том числе, довести поставки продукции машиностроения до 50 миллиардов. До 100 млрд. долларов должен вырасти ежегодный экспорт услуг, включая образование, медицину, туризм и транспорт.
Ещё в начале 2000-х годов мы серьёзно зависели от поставок импортного продовольствия. Ситуация кардинальным образом изменилась. Сейчас нам предстоит сделать следующий шаг. Уже через четыре года мы планируем поставлять на мировые рынки больший объём продовольствия, чем ввозить в страну. При этом нужно нарастить экспорт мясной продукции, товаров высокого передела, а также повысить самообеспеченность страны говядиной, молоком, овощами.
Хочу подчеркнуть, развитие АПК, безусловно, во многом связано с крупным товарным производством, но это не должно идти в ущерб интересам малых хозяйств, людей, которые в них работают. Мы должны поддержать семейные предприятия, фермеров. Будем развивать сельхозкооперацию, создавать условия для роста доходов жителей сельских территорий. Но то тут, то там (мы же видим, и я это знаю) вспыхивают какие-то проблемы, связанные с интересами людей, и с тем, что задевает эти интересы. Нужно самым внимательным образом к этому относиться. Но тем не менее хочу ещё раз поблагодарить работников АПК за рекордный урожай за всю историю страны - 134 млн. тонн. (Аплодисменты.) Заметьте, это больше, чем рекордный урожай в Советском Союзе. В 1978 году было зафиксировано предыдущее достижение - 127,4 млн. тонн, а сейчас мы регулярно выходим на урожаи за 100 млн. тонн.
Понятно, что у такого высокого урожая есть и обратная сторона: цены снизились, возникли проблемы с хранением и транспортировкой. Чтобы поддержать наших производителей, до 1 июля 18-го года предусмотрены льготные тарифы на перевозку зерна по железной дороге. Нужно проработать продление этой меры (обязательно) на следующие зерновые сезоны, а также предусмотреть дополнительные закупки в регионах Урала и Сибири, удалённых от портов. И вообще помочь тем, кто готов и хочет заниматься переработкой на месте. Добавочную стоимость надо повышать, идти нужно потом дальше в животноводство с этим продуктом. (Аплодисменты.)
Обязательно обсудим эти и другие вопросы, которые ставят работники АПК, на предстоящем в марте форуме сельхозпроизводителей, и по итогам сформулируем дополнительные меры поддержки отрасли.
Уважаемые коллеги!
Для того чтобы экономика заработала в полную силу, нам нужно кардинально улучшить деловой климат, обеспечить высочайший уровень предпринимательских свобод и конкуренций. Хочу обозначить здесь принципиальную позицию: доля государства в экономике должна постепенно снижаться. В этой связи отмечу, что в последнее время в результате оздоровления банковской системы (и это очень правильный процесс, я его поддерживаю) под контроль государства перешёл ряд финансовых активов. Но нужно их энергично выводить на рынок и продавать.
Следует убрать всё, что позволяет нечистоплотным, коррумпированным представителям власти и правоохранительных органов оказывать давление на бизнес.
Уголовный кодекс должен перестать быть инструментом решения хозяйственных конфликтов между юридическими лицами. (Аплодисменты.) Такие споры нужно переводить в административную и арбитражную плоскость.
Я прошу рабочую группу по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства с участием Верховного Суда, правоохранительных органов, прокуратуры, представителей делового сообщества подготовить на этот счёт конкретные предложения. С кондачка такие вопросы не решаются, но их обязательно нужно рассмотреть, вынести для решения и решить, и сделать это нужно как можно быстрее.
При этом, напротив, нормы уголовного права должны жёстко действовать в отношении преступлений против интересов граждан, общества, экономических свобод. Это - посягательство на собственность и средства граждан, рейдерские захваты, нарушения конкуренции, уклонение от уплаты налогов и разворовывание бюджетных средств.
Ещё одна важная тема. Количество разного рода проверок формально вроде бы снижается, но в ходе встреч с бизнесом мы слышим, что коренных изменений пока не происходит. Нужно сделать так, чтобы появление контролёров на предприятиях стало исключением. Это оправдано только на объектах с повышенным риском, в остальных случаях должны использоваться дистанционные методы контроля. В течение двух лет необходимо перевести всю систему контроля и надзора на риск-ориентированный подход. Напомню, законодательная база для этого сформирована.
Важно поддержать начинающих предпринимателей, помочь людям сделать первый шаг, чтобы можно было открыть своё дело буквально "одним кликом", проводить обязательные платежи, получать услуги, кредит удалённо, через Интернет. Индивидуальных предпринимателей, самозанятых граждан, которые используют такие цифровые сервисы, нужно вообще освободить от отчётности, сделать для них уплату налога простой транзакцией, проходящей в автоматическом режиме. Что касается предпринимателей, которые используют контрольно-кассовую технику, то им налоговую отчётность нужно решительно упростить. Вы знаете, это всё такая рутина на первый взгляд, но вот эта рутина и не позволяет нам энергично двигаться вперёд. (Аплодисменты.) Нужно всё сделать, чтобы зачистить это пространство. Добавлю, что активное внедрение цифровых технологий и платформ позволит последовательно идти к повышению прозрачности и обелению экономики.
Хотел бы сейчас обратиться ко всем представителям российского бизнеса, к тем, кто ведёт своё небольшое дело, семейное предприятие, фермерское хозяйство, руководит инновационной компанией, крупным промышленным предприятием. Я знаю, знаю, что мы ещё многое должны сделать, и уверяю вас, будем делать всё, чтобы у наших предпринимателей появлялись новые возможности для расширения производств, для открытия компаний, для создания современных рабочих мест. Но в то же время рассчитываю, что и российский бизнес будет наращивать свой вклад в прорывное развитие страны, а уважение к предпринимательскому труду в обществе будет расти. Это очень важно.
Уважаемые коллеги!
Нам нужно не только выстроить современные сервисы для бизнеса, но и в целом сделать понятной, удобной и комфортной систему взаимодействия между государством и обществом, между государством и гражданином. Мы уже развернули целую сеть многофункциональных центров. Человек в любой точке страны теперь может получить государственные услуги по принципу "одного окна". Напомню, что это была специальная программа, мы её разработали и реализовали.
Нам нужно идти дальше, вперёд. В течение шести лет обеспечить предоставление практически всех госуслуг в режиме реального времени с помощью дистанционных сервисов.
Также в цифровую форму нужно перевести документооборот между госструктурами, что важно и для самих госструктур, и для граждан: чтобы не бегать по сервисам, потом в Интернете искать что-то - можно будет в одном месте всё получить. Добавлю, что цифровизация всей системы государственного управления, повышение её прозрачности - это и мощный фактор противодействия коррупции. Чиновники всех уровней должны быть заинтересованы в росте своей эффективности и быть жёстко нацелены на получение конкретного результата. Кстати, мы всё время говорим о коррупции, о чиновниках. Я должен сказать, не имею право это не сказать: подавляющее большинство людей, которые работают в системе управления, - честные, порядочные, нацеленные на результат люди.
Но то, о чём я сказал, поможет всем, в том числе тем, кто работает в госаппарате, и гражданам, которые пользуются услугами государственных сервисов. Именно в такой логике нужно перестроить всю систему государственной службы. Там, где это целесообразно, внедрить проектные методы работы. И конечно, нужно обеспечить продвижение современных профессиональных кадров на государственной и муниципальной службе, в бизнесе, в экономике, науке, на производстве, во всех сферах.
Уже состоялся, как вы знаете, первый конкурс "Лидеры России". Реализуется целый ряд других проектов по поддержке молодых рабочих, предпринимателей, новаторов, волонтёров, школьников и студентов. Они уже объединили сотни тысяч молодых людей из всех регионов страны, стали важной ступенью в их жизни и профессиональной карьере.
Я хочу подчеркнуть: для всех, кто хочет работать, проявить себя, готов честно служить Отечеству и народу, добиться успеха, Россия всегда будет страной возможностей. (Аплодисменты.) В этом залог нашего успешного развития, уверенного движения вперёд.
Все проекты, приоритеты, о которых говорил сегодня: пространственное развитие, инвестиции в инфраструктуру, в образование, здравоохранение и экологию, в новые технологии и науку, меры поддержки экономики и содействие талантам и молодёжи - всё это призвано работать на одну, стратегическую задачу - прорывное развитие России. (Аплодисменты.)
При этом, конечно, мы не можем забывать и о надёжном обеспечении её безопасности.
Уважаемые коллеги!
Сирийская операция показала возросшие возможности Вооружённых Сил России. В последние годы проведена огромная работа по укреплению Армии и Флота. Оснащённость Вооружённых Сил современным оружием возросла в 3,7 раза. На вооружение принято более 300 новых образцов военной техники. В состав стратегических ядерных сил поступило 80 новых межконтинентальных баллистических ракет, 102 баллистические ракеты подводных лодок, 3 ракетных подводных крейсера стратегического назначения "Борей". Перевооружены на новый ракетный комплекс "Ярс" 12 ракетных полков.
Количество носителей высокоточного оружия большой дальности увеличилось более чем в 12 раз, а высокоточных крылатых ракет - более чем в 30 раз. Значительно возросла мощь сил общего назначения, Воздушно-космических сил и Военно-Морского Флота. (Аплодисменты.)
Всей стране и всему миру известны теперь названия наших новейших самолётов, подводных лодок, систем ПВО, ракетных комплексов морского, воздушного и наземного базирования. Всё это - новейшее, высокотехнологичное оружие последнего времени.
По периметру границ России (очень важно) создано сплошное радиолокационное поле системы предупреждения о ракетном нападении. После развала СССР появились огромные "дырки". Всё восстановлено. Сделан качественный рывок в развитии беспилотной авиации, создан Национальный центр управления обороны Российской Федерации, сформировано оперативное командование в дальней морской зоне. Численность военнослужащих по контракту возросла в 2,4 раза. Укомплектованность Вооружённых Сил с 70 процентов доведена до 95 - 100 процентов. Ликвидирована многолетняя очередь на постоянное жильё. Срок его ожидания сокращён в шесть раз. (Аплодисменты.)
Теперь о главном в этой части, в разделе "Оборона".
Речь пойдёт о новейших системах российского стратегического оружия, создаваемых нами в ответ на односторонний выход Соединённых Штатов Америки из Договора по противоракетной обороне, и практическое развертывание этой системы как на территории США, так и за пределами их национальных границ.
Должен здесь сделать небольшой экскурс в недавнее прошлое.
Ещё в 2000 году США поставили перед нами вопрос о выходе Соединённых Штатов из Договора по противоракетной обороне. Россия была категорически против. Мы исходили из того, что советско-американский Договор по ПРО от