Показать предыдущую страницу документа
<p>условий для привлечения частных инвестиций в эту сферу, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства; 4) обеспечение доступа к иностранным технологическим решениям в интересах национальной экономики; 5) развитие технологий (в том числе технологий цифровой экономики), обеспечивающих укрепление конкурентных позиций Российской Федерации на глобальных рынках продукции с высокой добавленной стоимостью, включая фотонику, биотехнологии, аддитивные технологии и новые материалы; 6) регулирование трансграничного трансфера отечественных технологий и результатов научно-технической деятельности с учетом национальных интересов Российской Федерации; 7) развитие инструментов финансирования инновационных проектов, включая венчурное финансирование; 8) стимулирование введения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности; 9) совершенствование правовых и административных механизмов защиты интеллектуальной собственности и прав российских правообладателей на объекты промышленной собственности; 10) совершенствование правового регулирования и развитие рынков новой высокотехнологичной продукции, создаваемой в рамках реализации проектов Национальной технологической инициативы. 19. Основными задачами по реализации направления, касающегося устойчивого развития национальной финансовой системы, являются: 1) снижение критической зависимости национальной денежно-кредитной системы от колебаний конъюнктуры на международных финансовых и товарных рынках; 2) снижение использования иностранной валюты при осуществлении хозяйственной деятельности в российской юрисдикции; 3) развитие внутренних (национальных) источников долгосрочных финансовых ресурсов, обеспечение нормы накопления, достаточной для устойчивого развития национальной экономики; 4) развитие механизмов и инструментов инвестиционно ориентированной государственной финансовой политики, предусматривающей в том числе увеличение нормы накопления, а также привлечение накоплений для реализации инвестиционных проектов; 5) совершенствование специализированных инструментов поддержки кредитования стратегических отраслей экономики, наукоемких и высокотехнологичных производств; 6) развитие инфраструктуры национального финансового рынка, национальной платежной системы, национальной системы платежных карт и системы передачи финансовых сообщений; 7) совершенствование регулирования деятельности финансовых организаций, развитие системы пруденциального надзора и методик стресс-тестирования; 8) противодействие переводу безналичных денежных средств в теневой оборот наличных денежных средств и легализации доходов, полученных преступным путем от предикатных экономических преступлений; 9) обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации, в том числе государственных внебюджетных фондов; 10) совершенствование управления государственными финансовыми активами и долговыми обязательствами. 20. Основными задачами по реализации направления, касающегося сбалансированного пространственного и регионального развития Российской Федерации, укрепления единства ее экономического пространства, являются: 1) совершенствование системы территориального планирования с учетом вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации; 2) совершенствование национальной системы расселения, создание условий для развития городских агломераций; 3) сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации; 4) расширение и укрепление хозяйственных связей между субъектами Российской Федерации, создание межрегиональных производственных и инфраструктурных кластеров; 5) приоритетное развитие экономического потенциала Восточной Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока, Северного Кавказа, Крыма и Калининградской области; 6) развитие Северного морского пути, модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. 21. Основными задачами по реализации направления, касающегося повышения эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализации конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики, являются: 1) выстраивание отвечающей национальным интересам Российской Федерации международно-правовой системы экономических взаимоотношений, недопущение ее фрагментации, ослабления или избирательного применения; 2) расширение партнерского взаимодействия и интеграционных связей в рамках Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза, БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), Шанхайской организации сотрудничества и других межгосударственных организаций; 3) создание региональных и трансрегиональных интеграционных объединений с соблюдением национальных интересов Российской Федерации; 4) содействие российским организациям в трансфере и внедрении передовых технологий; 5) расширение номенклатуры и объема экспорта несырьевой продукции, географии внешнеэкономических и инвестиционных связей, отвечающих национальным интересам Российской Федерации; 6) обеспечение правовой консультативной поддержки законных интересов российских экспортеров за рубежом; 7) оказание российским организациям содействия, в том числе путем заключения межправительственных соглашений, в расширении их участия в международной экономической кооперации; 8) содействие развитию российских предприятий несырьевого сектора экономики, достижению ими уровня глобальных лидеров мировой экономики; 9) развитие рыночной инфраструктуры, позволяющей осуществлять оказание профессиональных услуг по продвижению российской продукции на зарубежные рынки. 22. Основными задачами по реализации направления, касающегося обеспечения безопасности экономической деятельности, являются: 1) снижение рисков ведения предпринимательской деятельности, связанных с возможностью использования формальных поводов для ее остановки, а также недопущение избирательного правоприменения в отношении субъектов предпринимательской деятельности; 2) профилактика, предупреждение и предотвращение рейдерских захватов, иных преступных и противоправных действий в хозяйственно-финансовой сфере, осуществляемых в том числе с вовлечением представителей правоохранительных, регулирующих и контрольно-надзорных органов, государственных корпораций и компаний с преобладающим участием Российской Федерации; 3) создание условий, исключающих возможность сращивания интересов должностных лиц бизнес-структур и представителей государственных органов, профилактика и предупреждение формирования коррупционных схем их взаимодействия, в том числе с участием в этих схемах представителей бизнеса иностранных государств; 4) предотвращение преднамеренного банкротства и иных противоправных действий в отношении субъектов экономической деятельности; 5) повышение уровня безопасности и антитеррористической защищенности критически важных и потенциально опасных объектов; 6) противодействие деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, направленной на нанесение ущерба стратегически важным отраслям национальной экономики Российской Федерации, в первую очередь оборонно-промышленному, топливно-энергетическому и транспортному комплексам. 23. Основными задачами по реализации направления, касающегося развития человеческого потенциала, являются: 1) совершенствование системы общего и профессионального образования на основе современных научных и технологических достижений; 2) развитие системы непрерывного образования, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства; 3) развитие национальной системы квалификаций, совершенствование квалификационных требований к работникам, информирование граждан о востребованных и новых профессиях; 4) профессиональная ориентация граждан; 5) снижение уровня бедности и имущественного неравенства населения; 6) содействие эффективной занятости населения и мобильности трудовых ресурсов; 7) совершенствование механизмов обеспечения экологической безопасности и сохранения благоприятной окружающей среды. IV. Оценка состояния экономической безопасности 24. В целях своевременного выявления вызовов и угроз экономической безопасности, оперативного реагирования на них, выработки управленческих решений и рекомендаций формируется система управления рисками. 25. Основными задачами системы управления рисками являются: 1) выявление и оценка существующих и потенциальных вызовов и угроз экономической безопасности; 2) оценка ресурсов, необходимых и достаточных для предотвращения вызовов и угроз экономической безопасности; 3) планирование мер по реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности, определение задач федеральных органов исполнительной власти, субъектов естественных монополий, государственных корпораций, компаний с преобладающим участием Российской Федерации и иных заинтересованных организаций по осуществлению этих мер; 4) выработка, контроль за реализацией и оценка эффективности мер по противодействию экономическим санкциям, введенным в отношении российских юридических и (или) физических лиц, отраслей экономики Российской Федерации, а также ответных мер в отношении государств, которые вводят указанные санкции. 26. Структура, порядок формирования и функционирования системы управления рисками, а также регламент ее взаимодействия с системой распределенных ситуационных центров, работающих с федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации. 27. Показателями состояния экономической безопасности являются: 1) индекс физического объема валового внутреннего продукта; 2) валовой внутренний продукт на душу населения (по паритету покупательной способности); 3) доля российского валового внутреннего продукта в мировом валовом внутреннем продукте; 4) доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте; 5) степень износа основных фондов; 6) индекс промышленного производства; 7) индекс производительности труда; 8) индекс денежной массы (денежные агрегаты М2); 9) уровень инфляции; 10) внутренний государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъектов Российской Федерации и муниципальный долг; 11) внешний долг Российской Федерации, в том числе государственный внешний долг; 12) чистый ввоз (вывоз) капитала; 13) уровень экономической интеграции субъектов Российской Федерации; 14) коэффициент напряженности на рынке труда; 15) энергоемкость валового внутреннего продукта; 16) доля инвестиций в машины, оборудование и транспортные средства в общем объеме инвестиций в основной капитал; 17) доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг; 18) доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в валовом внутреннем продукте; 19) доля организаций, осуществляющих технологические инновации; 20) дефицит федерального бюджета, в том числе ненефтегазовый дефицит федерального бюджета; 21) отношение золотовалютных резервов Российской Федерации к объему импорта товаров и услуг; 22) индекс физического объема экспорта; 23) индекс физического объема импорта; 24) сальдо торгового баланса; 25) доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме несырьевого экспорта; 26) доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения; 27) доля граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума; 28) индекс производства по виду экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых"; 29) доля прироста запасов полезных ископаемых (по стратегическим видам полезных ископаемых) в общем объеме погашенных в недрах запасов; 30) баланс производства и потребления энергоресурсов (на душу населения); 31) индекс предпринимательской уверенности предприятий обрабатывающих производств; 32) дефицит консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации; 33) доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме импорта; 34) доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг предприятий промышленного производства; 35) доля импорта в объеме товарных ресурсов продовольственных товаров; 36) оборот розничной торговли; 37) распределение численности занятых в экономике по уровню образования; 38) децильный коэффициент (соотношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченного населения и 10 процентов наименее обеспеченного населения); 39) доля работников с заработной платой ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения; 40) уровень преступности в сфере экономики. 28. Перечень показателей состояния экономической безопасности может уточняться по результатам ее мониторинга. 29. Мониторинг и оценка состояния экономической безопасности осуществляются на основе данных официального статистического наблюдения, а также иной информации, предоставляемой органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации и другими организациями в соответствии со своей компетенцией, с учетом экспертной оценки вызовов и угроз экономической безопасности. 30. Функции и полномочия по осуществлению мониторинга и оценки состояния экономической безопасности возлагаются на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития. 31. Информационно-аналитическая поддержка реализации настоящей Стратегии осуществляется с использованием ресурсов федеральной информационной системы стратегического планирования, информационно-аналитической системы мониторинга показателей состояния национальной безопасности Российской Федерации, информационных ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления. V. Этапы и основные механизмы реализации настоящей Стратегии 32. Реализация настоящей Стратегии осуществляется в два этапа: 1) I этап (до 2019 года) - разработка и реализация мер организационного, нормативно-правового и методического характера в целях обеспечения экономической безопасности, совершенствование механизмов мониторинга и оценки ее состояния; 2) II этап (до 2030 года) - выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности. 33. Настоящая Стратегия реализуется в процессе осуществления комплекса политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных, дипломатических, военных, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации. 34. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, государственные корпорации, компании с преобладающим участием Российской Федерации и иные организации обеспечивают реализацию настоящей Стратегии в соответствии со своей компетенцией. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти при реализации настоящей Стратегии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 35. Корректировка настоящей Стратегии осуществляется по решению Президента Российской Федерации каждые шесть лет на основании предложений, подготовленных Правительством Российской Федерации при участии Совета Безопасности Российской Федерации с учетом результатов мониторинга ее реализации и изменений, оказывающих существенное влияние на состояние экономической безопасности. 36. Правительство Российской Федерации организует и обеспечивает выполнение мер организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимых для реализации настоящей Стратегии. 37. Ежегодный доклад Президенту Российской Федерации о состоянии экономической безопасности Российской Федерации и мерах по ее укреплению представляется Правительством Российской Федерации. 38. Итогом реализации настоящей Стратегии должны стать обеспечение экономического суверенитета Российской Федерации и устойчивости национальной экономики к внешним и внутренним вызовам и угрозам, укрепление общественно-политической стабильности, динамичное социально-экономическое развитие, повышение уровня и улучшение качества жизни населения. ____________ </p>