<p>УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О Стратегии развития информационного общества
в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы
В целях обеспечения условий для формирования в Российской
Федерации общества знаний п о с т а н о в л я ю:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития информационного
общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы.
2. Правительству Российской Федерации утвердить до 1 октября
2017 г. перечень показателей реализации Стратегии развития
информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы
(далее - Стратегия) и план ее реализации.
3. Правительству Российской Федерации в 6-месячный срок:
а) внести изменения в документы стратегического планирования в
соответствии со Стратегией;
б) обеспечить внесение изменений в документы стратегического
планирования федеральных органов исполнительной власти в
соответствии со Стратегией.
4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов
Российской Федерации и органам местного самоуправления внести
изменения в документы стратегического планирования в соответствии
со Стратегией.
5. Признать утратившей силу Стратегию развития информационного
общества в Российской Федерации, утвержденную Президентом
Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212.
6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль
9 мая 2017 года
№ 203
_______________
УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Российской Федерации
от 9 мая 2017 г. № 203
СТРАТЕГИЯ
развития информационного общества в Российской Федерации
на 2017 - 2030 годы
I. Общие положения
1. Настоящая Стратегия определяет цели, задачи и меры по
реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в
сфере применения информационных и коммуникационных технологий,
направленные на развитие информационного общества, формирование
национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов
и реализацию стратегических национальных приоритетов.
2. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция
Российской Федерации, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ
"О стратегическом планировании в Российской Федерации", другие
федеральные законы, Стратегия национальной безопасности Российской
Федерации и Доктрина информационной безопасности Российской
Федерации, утвержденные Президентом Российской Федерации, иные
нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие
направления применения информационных и коммуникационных технологий
в Российской Федерации.
3. Основными принципами настоящей Стратегии являются:
а) обеспечение прав граждан на доступ к информации;
б) обеспечение свободы выбора средств получения знаний при
работе с информацией;
в) сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных
от цифровых) форм получения товаров и услуг;
г) приоритет традиционных российских духовно-нравственных
ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения
при использовании информационных и коммуникационных технологий;
д) обеспечение законности и разумной достаточности при сборе,
накоплении и распространении информации о гражданах и организациях;
е) обеспечение государственной защиты интересов российских
граждан в информационной сфере.
4. В настоящей Стратегии используются следующие основные
понятия:
а) безопасные программное обеспечение и сервис - программное
обеспечение и сервис, сертифицированные на соответствие требованиям
к информационной безопасности, устанавливаемым федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения
безопасности, или федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и
технической защиты информации;
б) индустриальный интернет - концепция построения
информационных и коммуникационных инфраструктур на основе
подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
(далее - сеть "Интернет") промышленных устройств, оборудования,
датчиков, сенсоров, систем управления технологическими процессами,
а также интеграции данных программно-аппаратных средств между собой
без участия человека;
в) интернет вещей - концепция вычислительной сети, соединяющей
вещи (физические предметы), оснащенные встроенными информационными
технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой
без участия человека;
г) информационное общество - общество, в котором информация и
уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на
экономические и социокультурные условия жизни граждан;
д) информационное пространство - совокупность информационных
ресурсов, созданных субъектами информационной сферы, средств
взаимодействия таких субъектов, их информационных систем и
необходимой информационной инфраструктуры;
е) инфраструктура электронного правительства - совокупность
размещенных на территории Российской Федерации государственных
информационных систем, программно-аппаратных средств и сетей связи,
обеспечивающих при оказании услуг и осуществлении функций в
электронной форме взаимодействие органов государственной власти
Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан и
юридических лиц;
ж) критическая информационная инфраструктура Российской
Федерации (далее - критическая информационная инфраструктура) -
совокупность объектов критической информационной инфраструктуры, а
также сетей электросвязи, используемых для организации
взаимодействия объектов критической информационной инфраструктуры
между собой;
з) Национальная электронная библиотека - федеральная
государственная информационная система, представляющая собой
совокупность документов и сведений в электронной форме (объекты
исторического, научного и культурного достояния народов Российской
Федерации), доступ к которым предоставляется с использованием сети
"Интернет";
и) облачные вычисления - информационно-технологическая модель
обеспечения повсеместного и удобного доступа с использованием сети
"Интернет" к общему набору конфигурируемых вычислительных ресурсов
("облаку"), устройствам хранения данных, приложениям и сервисам,
которые могут быть оперативно предоставлены и освобождены от
нагрузки с минимальными эксплуатационными затратами или практически
без участия провайдера;
к) обработка больших объемов данных - совокупность подходов,
инструментов и методов автоматической обработки структурированной и
неструктурированной информации, поступающей из большого количества
различных, в том числе разрозненных или слабосвязанных, источников
информации, в объемах, которые невозможно обработать вручную за
разумное время;
л) общество знаний - общество, в котором преобладающее
значение для развития гражданина, экономики и государства имеют
получение, сохранение, производство и распространение достоверной
информации с учетом стратегических национальных приоритетов
Российской Федерации;
м) объекты критической информационной инфраструктуры -
информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети
государственных органов, а также информационные системы,
информационно-телекоммуникационные сети и автоматизированные
системы управления технологическими процессами, функционирующие в
оборонной промышленности, в сфере здравоохранения, транспорта,
связи, в кредитно-финансовой сфере, энергетике, топливной, атомной,
ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической
промышленности;
н) сети связи нового поколения - технологические системы,
предназначенные для подключения к сети "Интернет" пятого поколения
в целях использования в устройствах интернета вещей и
индустриального интернета;
о) технологически независимые программное обеспечение и
сервис - программное обеспечение и сервис, которые могут быть
использованы на всей территории Российской Федерации, обеспечены
гарантийной и технической поддержкой российских организаций, не
имеют принудительного обновления и управления из-за рубежа,
модернизация которых осуществляется российскими организациями на
территории Российской Федерации и которые не осуществляют
несанкционированную передачу информации, в том числе
технологической;
п) туманные вычисления - информационно-технологическая модель
системного уровня для расширения облачных функций хранения,
вычисления и сетевого взаимодействия, в которой обработка данных
осуществляется на конечном оборудовании (компьютеры, мобильные
устройства, датчики, смарт-узлы и другое) в сети, а не в "облаке";
р) цифровая экономика - хозяйственная деятельность, в которой
ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде,
обработка больших объемов и использование результатов анализа
которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования
позволяют существенно повысить эффективность различных видов
производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки
товаров и услуг;
с) экосистема цифровой экономики - партнерство организаций,
обеспечивающее постоянное взаимодействие принадлежащих им
технологических платформ, прикладных интернет-сервисов,
аналитических систем, информационных систем органов государственной
власти Российской Федерации, организаций и граждан.
II. Россия в современном информационном обществе
5. Международные принципы создания информационного общества и
подходы к его созданию определены Окинавской хартией глобального
информационного общества (2000 год), Декларацией принципов
"Построение информационного общества - глобальная задача в новом
тысячелетии" (2003 год), Планом действий Тунисского обязательства
(2005 год).
6. Первым стратегическим документом, определившим направления
развития информационного общества в России, стала Стратегия
развития информационного общества в Российской Федерации,
утвержденная Президентом Российской Федерации. Она положила начало
интенсивному использованию органами государственной власти
Российской Федерации, бизнесом и гражданами информационных и
коммуникационных технологий.
7. Электронные средства массовой информации, информационные
системы, социальные сети, доступ к которым осуществляется с
использованием сети "Интернет", стали частью повседневной жизни
россиян. Пользователями российского сегмента сети "Интернет" в
2016 году стали более 80 млн. человек.
8. В России информационное общество характеризуется широким
распространением и доступностью мобильных устройств (в среднем на
одного россиянина приходится два абонентских номера мобильной
связи), а также беспроводных технологий, сетей связи. Создана
система предоставления государственных и муниципальных услуг в
электронной форме, к которой подключились более 34 млн. россиян.
Граждане имеют возможность направить в электронной форме
индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и
органы местного самоуправления.
9. В России с 2014 года осуществляется подключение населенных
пунктов с населением от 250 до 500 человек к сети "Интернет", в
результате чего 5 млн. граждан России, проживающих почти в 14 тыс.
таких малонаселенных пунктов, получат доступ к сети "Интернет".
10. Информационные и коммуникационные технологии оказывают
существенное влияние на развитие традиционных отраслей экономики.
Объем реализации товаров и услуг россиянам с использованием сети
"Интернет" в 2015 году достиг эквивалента 2,3 процента валового
внутреннего продукта и имеет тенденцию к росту.
11. Информационные и коммуникационные технологии стали частью
современных управленческих систем во всех отраслях экономики,
сферах государственного управления, обороны страны, безопасности
государства и обеспечения правопорядка.
12. В России наряду с задачей обеспечения всеобщего доступа к
информационным и коммуникационным технологиям актуальной является
проблема интенсификации использования самих технологий. Технологии,
созданные на основе передовых знаний (нано- и биотехнологии,
оптические технологии, искусственный интеллект, альтернативные
источники энергии), становятся доступными.
13. Развитие технологий сбора и анализа данных, обмена ими,
управления производственными процессами осуществляется на основе
внедрения когнитивных технологий, их конвергенции с нано- и
биотехнологиями. Значительное увеличение объема данных, источниками
и средствами распространения которых являются промышленные и
социальные объекты, различные электронные устройства, приводит к
формированию новых технологий. Повсеместное применение таких
технологий способствует развитию нового этапа экономики - цифровой
экономики и образованию ее экосистемы.
14. Главным способом обеспечения эффективности цифровой
экономики становится внедрение технологии обработки данных, что
позволит уменьшить затраты при производстве товаров и оказании
услуг.
15. Конкурентным преимуществом на мировом рынке обладают
государства, отрасли экономики которых основываются на технологиях
анализа больших объемов данных. Такие технологии активно
используются в России, но они основаны на зарубежных разработках.
Отечественные аналоги в настоящее время отсутствуют. Повсеместное
внедрение иностранных информационных и коммуникационных технологий,
в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры,
усложняет решение задачи по обеспечению защиты интересов граждан и
государства в информационной сфере. С использованием сети
"Интернет" все чаще совершаются компьютерные атаки на
государственные и частные информационные ресурсы, на объекты
критической информационной инфраструктуры.
16. Темпы развития технологий, создания, обработки и
распространения информации значительно превысили возможности
большинства людей в освоении и применении знаний. Смещение акцентов
в восприятии окружающего мира, особенно в сети "Интернет", с
научного, образовательного и культурного на
развлекательно-справочный сформировало новую модель восприятия -
так называемое клиповое мышление, характерной особенностью которого
является массовое поверхностное восприятие информации. Такая форма
освоения информации упрощает влияние на взгляды и предпочтения
людей, способствует формированию навязанных моделей поведения, что
дает преимущество в достижении экономических и политических целей
тем государствам и организациям, которым принадлежат технологии
распространения информации.
17. Международно-правовые механизмы, позволяющие отстаивать
суверенное право государств на регулирование информационного
пространства, в том числе в национальном сегменте сети "Интернет",
не установлены. Большинство государств вынуждены "на ходу"
адаптировать государственное регулирование сферы информации и
информационных технологий к новым обстоятельствам.
18. Усилия многих государств направлены на приоритетное
развитие национальной информационной инфраструктуры в ущерб
формированию и распространению знаний, что не в полной мере
соответствует целям, продекларированным на Всемирной встрече на
высшем уровне по вопросам информационного общества, проходившей в
Женеве в 2003 году.
19. Российское общество заинтересовано в получении информации,
соответствующей высокому интеллектуальному и культурному уровню
развития граждан России.
III. Цель настоящей Стратегии и стратегические национальные
приоритеты Российской Федерации при развитии
информационного общества
20. Целью настоящей Стратегии является создание условий для
формирования в Российской Федерации общества знаний.
21. Настоящая Стратегия призвана способствовать обеспечению
следующих национальных интересов:
а) развитие человеческого потенциала;
б) обеспечение безопасности граждан и государства;
в) повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном
пространстве;
г) развитие свободного, устойчивого и безопасного
взаимодействия граждан и организаций, органов государственной
власти Российской Федерации, органов местного самоуправления;
д) повышение эффективности государственного управления,
развитие экономики и социальной сферы;
е) формирование цифровой экономики.
22. Обеспечение национальных интересов при развитии
информационного общества осуществляется путем реализации следующих
приоритетов:
а) формирование информационного пространства с учетом
потребностей граждан и общества в получении качественных и
достоверных сведений;
б) развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры
Российской Федерации;
в) создание и применение российских информационных и
коммуникационных технологий, обеспечение их конкурентоспособности
на международном уровне;
г) формирование новой технологической основы для развития
экономики и социальной сферы;
д) обеспечение национальных интересов в области цифровой
экономики.
23. В целях развития информационного общества государством
создаются условия для формирования пространства знаний и
предоставления доступа к нему, совершенствования механизмов
распространения знаний, их применения на практике в интересах
личности, общества и государства.
Формирование информационного пространства с учетом
потребностей граждан и общества в получении
качественных и достоверных сведений
24. Целями формирования информационного пространства,
основанного на знаниях (далее - информационное пространство
знаний), являются обеспечение прав граждан на объективную,
достоверную, безопасную информацию и создание условий для
удовлетворения их потребностей в постоянном развитии, получении
качественных и достоверных сведений, новых компетенций, расширении
кругозора.
25. Формирование информационного пространства знаний
осуществляется путем развития науки, реализации образовательных и
просветительских проектов, создания для граждан общедоступной
системы взаимоувязанных знаний и представлений, обеспечения
безопасной информационной среды для детей, продвижения русского
языка в мире, поддержки традиционных (отличных от доступных с
использованием сети "Интернет") форм распространения знаний.
26. Для формирования информационного пространства знаний
необходимо:
а) проводить мероприятия в области духовно-нравственного
воспитания граждан;
б) реализовать просветительские проекты, направленные на
обеспечение доступа к знаниям, достижениям современной науки и
культуры;
в) проводить мероприятия по сохранению культуры и
общероссийской идентичности народов Российской Федерации;
г) сформировать безопасную информационную среду на основе
популяризации информационных ресурсов, способствующих
распространению традиционных российских духовно-нравственных</p>