я к этой работе и Общероссийский народный фронт, при этом обращаю внимание: нужно не только организовать эффективный контроль, а с его помощью добиваться конкретного результата, которого ждут люди, и, конечно, нужно поддержать граждан, которые готовы присоединиться к проектам благоустройства.
Важно, чтобы гражданское общество активно участвовало в решении таких задач, как совершенствование природоохранного законодательства, сохранение редких видов животных и растений, создание гуманной системы обращения с бездомными животными.
Следующий 2017 год объявлен Годом экологии. Поручаю Правительству подготовить программы сбережения уникальных природных символов России, таких как Волга, Байкал, Телецкое озеро на Алтае.
По всей стране надо заняться уборкой загрязнённых территорий, ликвидировать свалки, в которые превратились окрестности многих населённых пунктов. Мы недавно об этом говорили с активистами Общероссийского народного фронта. Это проблема не только крупных городов, но и сёл, и посёлков.
В Москве и Санкт-Петербурге уже идут масштабные программы по развитию и модернизации дорожной сети. Со следующего года начнём такие проекты и в других крупных городах и городских агломерациях, где проживают около 40 млн. человек. За два года здесь должно быть приведено в порядок не менее половины дорог. Сейчас не буду останавливаться на этом подробнее, решение принято, средства соответствующие намечены, нужно только эффективно работать.
Необходимое внимание уделим и важнейшим федеральным трассам, и возведению объекта общенационального значения - Крымского моста. Его строительство идёт по графику.
Уважаемые коллеги!
Два года назад мы столкнулись с серьёзными экономическими вызовами, с неблагоприятной конъюнктурой на мировых рынках, с санкциями, которыми нас пытались заставить плясать под чужую дудку, как у нас говорят в народе, пренебречь своими фундаментальными национальными интересами. Однако повторю, главные причины торможения экономики кроются прежде всего в наших внутренних проблемах. Это дефицит инвестиционных ресурсов, современных технологий, профессиональных кадров, недостаточное развитие конкуренции, изъяны делового климата. Сейчас спад в реальном секторе прекратился, наметился даже небольшой промышленный рост. Вы знаете, что если в прошлом году у нас спад ВВП был 3,7 процента, то думаю, что в этом году он будет незначительным. За десять месяцев 2016 года рост промышленного производства составил 0,3 процента. Думаю, что так примерно и будет по итогам года. Тенденция позитивная, безусловно, её нужно сохранить.
Важную роль сыграли программы поддержки ряда отраслей промышленности, а также жилищного рынка. В 2015 году введено в строй более 85 млн. кв. метров жилья. Это рекордный показатель за всю историю страны. (Аплодисменты.) Разумеется, нужно поднимать и покупательную возможность людей, реализовывать наши программы поддержки ипотеки.
Мы продолжим оказывать адресное содействие тем отраслям экономики, которые пока сталкиваются с негативной конъюнктурой. Я уже говорил о том, что наметился определённый (скромный, но всё-таки) рост в области промышленного производства.
За десять месяцев этого года в автопроме у нас в целом небольшое снижение, но по грузовым автомобилям рост 14,7 процента, по лёгким коммерческим автомобилям рост 2,9, по автобусам рост 35,1 процента. В железнодорожном машиностроении рост 21,8 процента, по грузовым вагонам - 26 процентов. Очень неплохую динамику демонстрирует рост производства машин и оборудования для сельского хозяйства - 26,8 процента. В лёгкой промышленности тоже положительная динамика.
Мы обеспечили макроэкономическую устойчивость, вот что очень важно, сохранили финансовые резервы. Общий объём Резервного фонда у нас 1 992 млрд. рублей, а ФНБ - 4 542 млрд. рублей, это в сумме в долларовом эквиваленте - 103,9 млрд. долларов.
Не уменьшились, а даже подросли золотовалютные резервы Центрального банка. Если в начале (на 1 января 2016 года) это было 368,39 млрд. долларов, то сейчас 389,4, почти 400 млрд. долларов. Здесь динамика тоже положительная.
Ожидаем, что по итогам текущего года значительно снизится инфляция, она будет ниже 6 процентов. Здесь тоже хотел бы обратиться к цифрам. Если вы помните, инфляция в 2015 году составила 12,9 процента. Надеюсь, что в этом году она не поднимется выше шести, где-то будет 5,8. Напомню, что самая низкая инфляция зафиксирована в 2011 году - 6,1 процента. Динамика, очевидно, положительная и существенно позитивная. Это значит, что в следующем году мы действительно можем достичь целевого показателя в 4 процента. Это очень хорошие предпосылки для того, чтобы на базе здоровой экономики добиться существенного роста.
Однако хочу подчеркнуть: стабилизация не означает автоматического перехода к устойчивому подъёму. Если мы не решим базовые проблемы российской экономики, не запустим в полную силу новые факторы роста, то на годы можем зависнуть возле нулевой отметки, и, значит, нам придётся постоянно ужиматься, экономить, откладывать на потом своё развитие. Такого мы себе позволить не можем.
У нас есть другой путь, предполагающий чёткую постановку целей и поэтапное, системное их достижение. Именно такой подход не раз давал значимые позитивные результаты, причём в достаточно короткие сроки.
Так, в своё время казалось, что проблемы в сельском хозяйстве будут существовать чуть ли не вечно. Мы знаем, как обижались наши сельхозпроизводители, когда говорили о сельском хозяйстве как о некой чёрной дыре, куда сколько денег ни давай, всё равно результата никакого нет. Нет, оказывается, совсем можно всё по-другому выстроить. Мы нашли выверенные решения, приняли госпрограмму, создали гибкую систему поддержки сельхозпроизводителей, и сегодня АПК - это успешная отрасль, которая кормит страну и завоёвывает международные рынки. Но здесь, как у нас в народе говорят, нет худа без добра, наши так называемые партнёры ввели санкции, о которых я сказал, мы - ответные меры, ну и помогли на внутреннем рынке нашим сельхозпроизводителям. Но они не должны забывать, что это не может и, наверное, не будет вечно продолжаться. Да и потребитель нуждается в конкурентной обстановке на рынке, так что этой благоприятной ситуацией, которая сегодня сложилась, нужно, конечно, воспользоваться по полной программе.
Экспорт сельхозпродукции, о котором я уже упоминал, даёт нам сегодня больше, чем продажа вооружений. Совсем недавно, наверное, мы даже не могли такое себе представить. Кстати, в области экспорта вооружений у нас тоже сохраняются достаточно серьёзные позиции: в 15-м году российское вооружение было реализовано на внешнем рынке на 14,5 млрд. долларов. А сельхозпродукции - на 16 с лишним миллиардов долларов. В этом году мы ожидаем ещё больше - скорее всего будет 16,9 млрд. долларов. Очень хорошо. Давайте поблагодарим за это работников сельского хозяйства. (Аплодисменты.)
В развитии сельского хозяйства многое зависит от регионов. Считаю, что нужно дать им больше самостоятельности в определении приоритетов использования федеральных субсидий на поддержку АПК, а сам их объём связать с увеличением пашни, повышением урожайности, других качественных показателей эффективности производства. Тем самым создав стимул для ввода в оборот простаивающих сельхозземель и внедрения передовых агротехнологий.
Хотел бы подчеркнуть: если мы даём больше самостоятельности в использовании средств федерального бюджета, федеральной поддержки, то и ответственность регионов за результаты и эффективное вложение полученных ресурсов, за укрепление собственной экономической базы, решение проблем в социальной сфере, в жилищно-коммунальном хозяйстве также должна возрасти.
Чтобы у наших фермеров появились новые возможности для выхода на рынок, необходимо уделить особое внимание поддержке сельхозкооперации. Я прошу заняться этим вопросом Минсельхоз, Россельхозбанк, Росагролизинг. А также Корпорацию по развитию малого и среднего предпринимательства. В следующем году мы пополним её капитал почти на 13 млрд. рублей.
Мы провели глубокую модернизацию предприятий оборонно-промышленного комплекса. Результат - увеличение объёмов производства и, что особенно важно, существенный рост производительности труда. "Оборонка" демонстрирует здесь очень хорошие показатели и даёт хороший пример. В 2016 году ожидаемый темп роста производства ОПК составит 10,1 процента, а ожидаемый темп роста производительности труда - 9,8 процента.
Теперь необходимо нацелить отрасль на выпуск современной конкурентоспособной гражданской продукции для медицины, энергетики, авиа- и судостроения, космоса, других высокотехнологичных отраслей. В ближайшее десятилетие её доля должна составить не менее трети от общего объёма производства в оборонно-промышленном комплексе.
Недавно мы на этот счёт проводили совещание, даже не одно, хочу с вами поделиться этими планами. В 2016 году ОПК будет выпускать "гражданки" примерно на 16,1 процента, в 2020-м планируется небольшой рост. Почему небольшой? Потому что очень много заказов сейчас у Министерства обороны в связи с выполнением соответствующих программ обновления вооружений. В 2025-м - уже 30, к 2030-му - не менее 50 процентов должно быть гражданской продукции.
Я прошу Правительство организовать системную работу по решению этой задачи с участием институтов развития, ВЭБа, Российского экспортного центра, Фонда поддержки промышленности.
Одной из самых быстроразвивающихся отраслей стала у нас, уважаемые коллеги, IT-индустрия, что очень радует. Объём экспорта отечественных компаний за пять лет вырос вдвое. Я сейчас приводил цифры объёма экспорта "оборонки", сельхозпродукции, "оборонка" - это 14,5 млрд. долларов в прошлом году. Недавно экспорт компаний IT-индустрии составлял цифру, которая приближалась к нулю, сейчас - 7 млрд. долларов.
Увеличились и другие показатели: выручка, налоговые поступления. Такую отдачу дали в том числе и льготы по страховым взносам. Минфин просил меня не говорить, что это только исключительно благодаря льготам, конечно, были и другие инструменты поддержки отрасли, но всё-таки надо признать, что эти льготы сыграли свою существенную роль в поддержке IT-компаний. Эта мера позволила им эффективно реализовать свой интеллектуальный новаторский потенциал. Смотрите, в начале пути в 2010 году их налоговые отчисления составляли 28 с небольшим миллиардов рублей, а в 2015 году - уже 54 млрд. рублей. Представляете, какой рост! При этом так называемые выпадающие доходы с учётом льгот - всего 16 млрд. рублей. То есть реальный доход даже для бюджета. Чтобы поддержать такую динамику, предлагаю продлить эти льготы до 2023 года. Уверен, уже в ближайшее десятилетие есть все возможности сделать IT-индустрию одной из ключевых экспортных отраслей России.
В целом у нас хороший потенциал для увеличения несырьевого экспорта. При этом мы видим, что в мире растёт протекционизм, к сожалению, возводятся и торговые барьеры. Могу с вами поделиться, мы совсем недавно с коллегами встречались в Перу, в Лиме, говорили о проблемах мировой торговли. Одна из главных проблем - это рост протекционизма. Но что это означает для нас? Это значит, что нужно ещё активнее, решительнее бороться за доступ на внешние рынки. Сильная международная конкуренция закалит и оздоровит нашу экономику, обеспечит российским компаниям новый уровень эффективности, качества товаров и услуг, производительности труда.
Примеры, о которых сказал выше, показывают, мы уже целенаправленно меняем структуру экономики, обновляем существующие отрасли и формируем новые, создаём современные компании, способные работать на мировых рынках. Нужно продолжить идти в этом направлении системно и наступательно. Необходимы не абстрактные сценарии, в которых от нас мало что зависит, а профессиональный, выверенный прогноз развития. Надо чётко определить, какой вклад в экономический рост внесут улучшение делового климата, запуск крупных инвестиционных проектов, наращивание несырьевого экспорта, поддержка малого и среднего бизнеса, другие меры, какова будет роль регионов и отдельных отраслей производства.
Поручаю Правительству с участием ведущих деловых объединений не позднее мая будущего года разработать предметный план действий, рассчитанный до 2025 года, реализация которого позволит уже на рубеже 2019 - 2020 годов выйти на темпы экономического роста выше мировых, а значит, наращивать позиции России в глобальной экономике.
Уважаемые коллеги!
Вновь повторю, важно, чтобы такой план был поддержан, пользовался доверием у делового сообщества, чтобы предприниматели активно включились в его реализацию. Сегодня очевиден растущий запрос людей на расширение экономических свобод (мы об этом говорили не раз), на стабильные, устойчивые, предсказуемые правила ведения бизнеса, включая налоговую систему.
Напомню, в 2014 году мы приняли решение - на четыре года зафиксировать действующие налоговые условия для бизнеса, не стали пересматривать их, несмотря на изменения в экономической ситуации. Это, безусловно, позитивно сказалось на работе предприятий. Вместе с тем мы должны так ориентировать нашу налоговую систему, чтобы она работала на главную цель: на стимулирование деловой активности, на рост экономики и инвестиций, создавала конкурентные условия для развития наших предприятий. Нужно упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их более адресными, отказаться от неэффективных инструментов.
Предлагаю в течение следующего года детально и всесторонне рассмотреть предложения по настройке налоговой системы, обязательно сделать это с участием деловых объединений. Несмотря на внутриполитический календарь, нам всё равно необходимо в 2018 году подготовить и принять все соответствующие поправки в законодательство, в Налоговый кодекс, а с 1 января 2019 года ввести их в действие, зафиксировав новые, стабильные правила на долгосрочный период. Одновременно прошу Правительство проработать вопросы совершенствования механизмов обеспечения устойчивости бюджета и государственных финансов, исполнения всех наших обязательств вне зависимости от внешних факторов, включая цены на углеводороды.
Мы серьёзно обновили правовую базу в сфере предпринимательства. Сейчас важно обеспечить эффективное правоприменение, и прежде всего на местах. Обращаю внимание, в каждом регионе страны базовые сервисы для бизнеса - разрешение на строительство, доступ к инфраструктуре и так далее - должны в полной мере соответствовать требованиям федерального законодательства и лучшим региональным практикам. Это позволит нам обеспечить не только единое, но и одинаково высокое качество деловой среды во всех субъектах России. Такую принципиальную задачу нужно решить уже в следующем году.
Мы совсем недавно в Ярославле собирались и говорили на эту тему. Это не проходная какая-то тема, это чрезвычайно важное направление нашей совместной деятельности. Мы будем самым внимательным образом следить за тем, что происходит в регионах по этим направлениям, и определять качество работы региональных команд в значительной степени по этим показателям.
Мы с вами уже в течение многих лет говорим о совершенствовании контрольно-надзорных органов. Со следующего года кардинально повышается их прозрачность, в открытом доступе будут данные: кто, кого, как часто проверяет, какие результаты получены. Это даст возможность оперативно реагировать на злоупотребления, на каждый факт нарушения прав предпринимателей со стороны контролёров. Сейчас не буду перечислять все принятые решения, их достаточно, нужно только, чтобы они выполнялись. Надо отменять инструкции, которые никак не влияют на качество услуг, на обеспечение безопасности граждан, но при этом по рукам и ногам связывают бизнес.
Обращаю внимание Правительства: в работе контрольно-надзорных органов нужно ускорить внедрение подхода, основанного на оценке рисков, который позволит существенно снизить число проверок, но повысит их результативность. Добавлю, что надзорные органы должны заниматься не только выявлением нарушений, но и профилактикой, не формально, а содержательно (это очень важно) оказывать консультативную помощь предпринимателям, особенно тем, кто только начинает своё дело.
Уже дал прямое поручение исключить трактовку работы самозанятых граждан как незаконную предпринимательскую деятельность. Не нужно цепляться к ним по надуманным поводам. А чтобы таких поводов вообще не было, прошу в течение следующего года чётко определить правовой статус самозанятых граждан, дать им возможность нормально, спокойно работать.
Каждый, кто честно трудится в своём бизнесе или как наёмный работник, должен чувствовать, что государство, общество на его стороне. Справедливость не в уравниловке, а в расширении свободы, в создании условий для труда, который приносит уважение, достаток и успех. И наоборот, несправедливо всё то, что ограничивает возможности, нарушает права людей.
В Послании прошлого года речь шла о давлении на бизнес со стороны некоторых представителей правоохранительных органов. В результате таких действий часто разваливаются и успешные компании, у людей собственность отбирают. Я хочу поблагодарить парламентариев за поддержку законопроекта, который значительно усиливает уголовную ответственность правоохранителей за фабрикацию дел, в том числе с целью помешать работе предпринимателей.
Отдельно остановлюсь на теме борьбы с коррупцией. В последние годы было немало громких дел в отношении чиновников муниципального, регионального, федерального уровней. При этом подчеркну, абсолютное большинство государственных служащих - честные, порядочные люди, работающие на благо страны. Но ни должность, ни высокие связи, ни былые заслуги не могут быть прикрытием для нечистых на руку представителей власти. Однако (и тоже хотел бы на это обратить внимание) до решения суда никто не имеет права выносить вердикт о виновности или невиновности человека.
У нас, к сожалению, стало практикой поднимать информационный шум вокруг так называемых резонансных случаев. Нередко этим грешат сами представители следственных, правоохранительных органов. Хочу обратить, уважаемые коллеги, ваше внимание на это и сказать, что борьба с коррупцией - это не шоу, она требует профессионализма, серьёзности и ответственности, только тогда она даст результат, получит осознанную, широкую поддержку со стороны общества.
Уважаемые коллеги!
Очевидно, что внешние ограничения, удорожание внутренних заимствований снизили доступность финансовых ресурсов для предприятий и граждан. Тем не менее банковской системе удалось заместить зарубежное кредитование наших компаний и стабилизировать ситуацию, это очевидный факт. Сейчас мы должны подкрепить деловую активность, реализацию крупных экономических проектов доступным финансированием. Тем более, что инфляция снижается, уже говорил об этом, и это создаёт объективные условия для удешевления банковского кредита.
Повторю, ситуация действительно немного улучшилась, но лишь по отдельным секторам. В целом кредитование экономики демонстрирует неустойчивую динамику. В рамках антикризисной поддержки в 2015 - 2016 годах мы пополнили капитал банковской системы на 827 млрд. рублей. По оценкам, этот ресурс позволял банкам существенно нарастить кредитование реального сектора. Однако объём таких кредитов в текущем году не вырос, а немного даже и снизился. Я знаю о подсчётах в рублях, в иностранной валюте, но снижение всё-таки произошло, даже с учётом курсовой разницы. Обращаю внимание на это тех экспертов, которые считают, что это очень важно - обратить внимание на курсовую разницу. Да, всё понятно, стоимость рубля изменилась к доллару, к евро, и это нужно учитывать, но всё-таки даже с учётом этого обстоятельства всё равно снижение кредитования имеет место.
Разумеется, нет сомнений в том, что нужно стимулировать кредитование реального сектора. Но ключевой вопрос остаётся: какими методами и средствами это сделать? Очевидно, что развивать кредитование могут только устойчивые банки