привлечения кадров для научно-технологического развития страны;
д) создаются условия, необходимые для роста инвестиционной привлекательности научной, научно-технической и инновационной деятельности.
40. На втором этапе реализации настоящей Стратегии (2020 - 2025 годы) и в дальнейшей перспективе:
а) формируются принципиально новые научно-технологические решения в интересах национальной экономики, основанные в том числе на природоподобных технологиях;
б) реализуются меры, направленные на стимулирование перехода к стадии активной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и к масштабному созданию новых продуктов и услуг, основанных на технологиях, отвечающих на большие вызовы;
в) обеспечивается увеличение объема экспорта технологий и высокотехнологичной продукции, в том числе посредством реализации Национальной технологической инициативы и поддержки национальных компаний при выходе на глобальный рынок.
41. Разработка планов реализации настоящей Стратегии для каждого последующего этапа осуществляется на этапе, предшествующем текущему.
VI. Механизмы реализации настоящей Стратегии
Управление реализацией настоящей Стратегии. Задачи, функции и полномочия органов государственной власти Российской Федерации
42. Реализация настоящей Стратегии обеспечивается согласованными действиями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления, государственных академий наук, научных и образовательных организаций, фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, общественных организаций, предпринимательского сообщества, государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием.
43. Правительство Российской Федерации разрабатывает и утверждает план мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (далее - план), предусматривающий комплексное применение принципов, направлений и мер государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации, создание механизмов выявления и актуализации больших вызовов, а также достижение результатов по приоритетам научно-технологического развития страны, установленных настоящей Стратегией. План включает в себя сгруппированные по этапам реализации настоящей Стратегии задачи и мероприятия, выполнение которых обеспечивается в рамках реализации политики в сфере научно-технологического развития, а также промышленной, инновационной, экономической, образовательной и социальной политики. План является неотъемлемой частью настоящей Стратегии и учитывается при формировании и корректировке федерального бюджета и государственных программ Российской Федерации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 15.03.2021 № 143)
44. Реализация настоящей Стратегии осуществляется Правительством Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными академиями наук, научными и образовательными организациями, фондами поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, общественными организациями, предпринимательским сообществом, государственными корпорациями, государственными компаниями и акционерными обществами с государственным участием.
45. В целях реализации настоящей Стратегии Правительство Российской Федерации формирует и утверждает следующие виды проектов и программ, для выполнения которых привлекаются необходимые ресурсы и принимаются меры государственной поддержки на всех этапах инновационного цикла - от получения новых фундаментальных знаний до их практического использования, создания технологий, продуктов и услуг и их выхода на рынок:
а) важнейшие инновационные проекты государственного значения, направленные на достижение необходимого уровня национальной безопасности, высоких показателей эффективности экономики в целом или эффективности ключевых секторов экономики, а также на решение наиболее актуальных задач в социальной сфере, в первую очередь связанных с повышением качества жизни населения;
б) федеральные научно-технические программы по вопросам, требующим отдельного решения Президента Российской Федерации, и связанные с обеспечением развития отдельных отраслей экономики, снижением технологических рисков в таких отраслях и созданием перспективных сквозных технологий;
в) комплексные научно-технические программы и проекты полного инновационного цикла, направленные на достижение результатов по приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации, установленных настоящей Стратегией.
(Пункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 15.03.2021 № 143)
451. Проекты и программы, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 45 настоящей Стратегии, утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. (Дополнение пунктом - Указ Президента Российской Федерации от 15.03.2021 № 143)
452. Для экспертного и аналитического обеспечения разработки концепций проектов, указанных в подпункте "а" пункта 45 настоящей Стратегии, а также для оценки предложений о разработке программ, указанных в подпункте "б" пункта 45 настоящей Стратегии, создается консультативная группа по научно-технологическому развитию. (Дополнение пунктом - Указ Президента Российской Федерации от 15.03.2021 № 143)
46. Для экспертного и аналитического обеспечения реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, а также для выявления, отбора и формирования программ и проектов, указанных в подпункте "в" пункта 45 настоящей Стратегии, создаются советы по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации. Порядок создания и функционирования таких советов определяется Правительством Российской Федерации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 15.03.2021 № 143)
47. Координацию деятельности советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации осуществляет Комиссия по научно-технологическому развитию Российской Федерации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 15.03.2021 № 143)
471. В соответствии с решениями Комиссии по научно-технологическому развитию Российской Федерации реализация проектов и программ, указанных в пункте 45 настоящей Стратегии, осуществляется Правительством Российской Федерации в приоритетном порядке. (Дополнение пунктом - Указ Президента Российской Федерации от 15.03.2021 № 143)
48. Финансовое обеспечение реализации настоящей Стратегии осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе предусмотренных на реализацию государственных программ Российской Федерации, а также за счет средств региональных и местных бюджетов и внебюджетных источников. Финансирование осуществляется в зависимости от роста эффективности сферы науки, технологий и инноваций посредством поэтапного увеличения затрат на исследования и разработки и доведения их до уровня не менее двух процентов валового внутреннего продукта, включая пропорциональный рост частных инвестиций, уровень которых к 2035 году должен быть не ниже государственных. Поэтапное увеличение затрат на исследования и разработки должно зависеть также от результативности российских организаций, осуществляющих исследования и разработки.
49. Информация о результатах реализации плана подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в объеме и порядке, установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выработку и реализацию государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации.
50. Контроль за выполнением плана осуществляется Правительством Российской Федерации.
Мониторинг реализации настоящей Стратегии
51. В целях осуществления мониторинга реализации настоящей Стратегии Правительством Российской Федерации совместно с президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию устанавливаются перечень показателей ее реализации, динамика которых подлежит мониторингу, и значения отдельных (целевых) показателей, отражающих (в том числе в сопоставлении со значениями соответствующих показателей экономически развитых стран) уровень достижения результатов реализации и цели настоящей Стратегии, включая:
а) влияние науки и технологий на социально-экономическое развитие Российской Федерации, в том числе обусловленное переходом к модели больших вызовов;
б) состояние и результативность сферы науки, технологий и инноваций;
в) качество государственного регулирования и сервисного обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности.
52. Мониторинг реализации настоящей Стратегии осуществляется Правительством Российской Федерации, анализ выполнения плана - президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.
53. Результаты мониторинга реализации настоящей Стратегии и выполнения плана отражаются в экспертно-аналитическом докладе Правительства Российской Федерации о научно-технологическом развитии страны, который представляется Президенту Российской Федерации не реже одного раза в три года. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 15.03.2021 № 143)
54. Экспертно-аналитический доклад рассматривается Советом при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, который по результатам рассмотрения доклада представляет Президенту Российской Федерации предложения о корректировке настоящей Стратегии и плана.